Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






М е т о д и ч е с к и е у к а з а н и я






ГОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия

Минздравсоцразвития России

 

СЕМИОТИКА И СИНДРОМОЛОГИЯ

 

В ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИИ

 

 

 

Киров

 

 

 
УДК 616.12-035

ББК 54.101

Р-85

 

Печатается по решению центрального методического совета Кировской государственной медицинской академии, протокол №

 

 

Семиотика и синдромология в гастроэнтерологии: учебное пособие для студентов медицинских вузов / сост. А. Я. Чепурных, Е. В. Пояркова, Н. В. Коновалова, Р. А. Шамсутдинова. - Киров: Кировская государственная медицинская академия, 2011.-143 с

 

Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим занятиям по разделу гастроэнтерология, содержит перечень контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело» и «Педиатрия».

 

Рецензент: заведующий кафедрой госпитальной терапии КГМА доктор медицинских наук профессор Б.Ф. Немцов.

 

 

© Чепурных А.Я, Пояркова Е.В., Коновалова Н.В., Шамсутдинова Р.А. – Киров, 2011

© ГОУ ВПО Кировская ГМА Минздравсоцразвития России, 2011

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие….………………………………………………………………….5

Методические указания…………………………………………………………7

Глава 1 Семиотика и синдромология заболеваний пищевода………..8

1.1 Расспрос больного при заболеваниях пищевода……………………8

1.2 Данные объективных методов исследования………………………10

1.3 Данные дополнительных методов исследования………………......11

1.4 Синдромы при заболеваниях пищевода……………………..11

1.5 Частная патология ……………………………………………12

Глава 2Семиотика и синдромология заболеваний желудка…...…...14

2.1 Расспрос больного при заболеваниях желудка……………..……..14

2.2 Данные объективных методов исследования……………..…….…19

2.3 Данные дополнительных методов исследования……………… …21

2.4 Синдромы при заболеваниях желудка……………………....26

2.5 Частная патология …………………………………………....32

Глава 3Семиотика и синдромология заболеваний кишечника……..34

3.1 Расспрос больного при заболеваниях кишечника…………………34

3.2 Данные объективных методов исследования……………………...39

3.3 Данные дополнительных методов исследования………………….41

3.4 Синдромы при заболеваниях кишечника…………………...44

2.5 Частная патология ……………………………………….......55

Глава 4Семиотика и синдромология заболеваний поджелудочной.

железы.…………………………………………………………58

4.1 Расспрос больного при заболеваниях поджелудочной железы…..58

4.2 Данные объективных методов исследования……………………...61

4.3 Данные дополнительных методов исследования………………….64

4.4 Синдромы при заболеваниях поджелудочной железы………..66

4.5 Частная патология …………………………………………...70

Глава 5Семиотика и синдромология заболеваний желчного

пузыря и желчевыводящих путей……………………………. 71

5.1 Расспрос больного при заболеваниях желчного пузыря……..…..71

5.2 Данные объективных методов исследования……………………...74

5.3 Данные дополнительных методов исследования………………….78

5.4 Синдромы при заболеваниях желчного пузыря ……..………..82

5.5 Частная патология …………………………………………...86

Глава 6Семиотика и синдромология заболеваний печени…………89

6.1 Расспрос больного при заболеваниях печени………….……..…..89

6.2 Данные объективных методов исследования……………………...93

6.3 Данные дополнительных методов исследования………………….100

6.4 Синдромы при заболеваниях печени………….. ……..………..102

6.5 Частная патология …………………………………………...118

Контрольно-обучающий блок…………………………………………………120

Список рекомендуемой литературы…………………………………………. 141

Заключение……………………………………………………………………..142

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Основной целью курса пропедевтики внутренних болезней в соответствии с государственной программой обучения в медицинском вузе является освоение студентами основ клинического обследования больных, семиотики и синдромологии внутренних болезней, а также овладение основами клинического мышления.

В настоящем пособии обобщены и систематизированы классические и современные данные, касающиеся методов исследования больного, выявления и интерпретации клинических симптомов и синдромов в гастроэнтерологии. Особенность данных методических разработок в том, что они позволяют сформировать целостное представление о процессе диагностики заболеваний желудочно-кишечного тракта у постели больного. Основное внимание уделено классическим клиническим методам обследования больного – сбору жалоб, анамнеза заболевания и жизни, объективному исследованию. Подобной подход полностью соответствует современным представлениям о высокой информативности результатов клинических исследований в диагностике заболеваний желудочно-кишечного тракта. Правильно проведенное клиническое обследование позволяет определить причину развития диспептического синдрома более, чем у 90% больных гастроэнтерологического профиля. Анализ его особенностей при заболеваниях пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки, тонкого и толстого кишечника, поджелудочной железы и желчного пузыря способствует развитию клинического мышления у студента третьего курса медицинского вуза.

Достаточно полно представленные дополнительные методы обследования больных, в том числе и специальные, применяемые в диагностике заболеваний желудочно-кишечного тракта. Показания к включению этих методов в план обследования больного в зависимости от особенностей клинической картины заболевания логически обоснованы и направлены на формирование навыков диагностики на уровне отдельного синдрома.

Подобное изложение материала оказывает существенную помощь при самоподготовке к практическим занятиям, и, не дублируя материал, излагаемый в учебнике по пропедевтике внутренних болезней и на лекциях, повышает качество обучения и способствует наиболее эффективному освоению учебного материала.

 

 


М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я

Учебное пособие “Семиотика и синдромология в гастроэнтерологии” предназначено студентам 3 курса лечебного и педиатрического факультетов медицинских вузов для изучения симптомов и основных синдромов в гастроэнтерологии. Цель учебного пособия: способствовать формированию основных профессиональных навыков обследования больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, развитию основ клинического мышления, рационального использования лабораторных и инструментальных методов обследования. Учебное пособие включает задачи: освоение методики и получение практических навыков обследования больных, выявление ведущих клинических синдромов, составление плана обследования и лечения.

Согласно учебной программе длительность изучения тем по семиотике и синдромологии при заболеваниях желудочно-кишечного тракта составляет: 12 часов лекционных, 28 часов практических занятий и 21 час самостоятельной работы для студентов лечебного факультета и 6 часов лекционных, 14 часов практических и 10, 5 часов самостоятельной работы для студентов педиатрического факультета.

Учебное пособие состоит из 6 глав. В первой главе рассматриваются симптомы и синдромы при заболеваниях пищевода; во второй – при заболеваниях желудка, в–третьей при заболеваниях кишечника и в четверной при заболеваниях поджелудочной железы и в пятой – при заболеваниях желчного пузыря, в шестой при заболеваниях печени. В каждой главе излагаются жалобы, особенности анамнеза, данные объективных и инструментальных методов исследования, патогенетически обосновываются основные синдромы при различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта. В конце учебного пособия предлагаются контрольные вопросы, тестовые задания и пример решения ситуационных задач.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.