Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стационарная судебно-психиатрическая экспертиза.






Основанием для назначения стационарной экспертизы слу­жат:

1. Данные анамнеза и статуса, которые позволяют предполо­жить начальные этапы или стертые формы процессуальных за­болеваний или динамику психопатических, невротических со­стояний к моменту преступления или проведения экспертизы. л

2. Лица, обнаружившие при амбулаторном освидетельствовании признаки психоза, но ранее не получавшие психиатрической помощи, как правило, нуждаются в стационарном обследова­нии.

3. Стационарная экспертиза необходима также при трудно­стях дифференциальной диагностики и определении степени (тяжести) психических изменений, в том числе и снижения ин­теллекта, для уточнения характера и частоты пароксизмальных состояний.

Необходимость длительного клинического наблюде­ния и лабораторных исследований (спинномозговая пункция, электроэнцефалография и др.) является прямым показанием для назначения стационарной экспертизы.

Для проведения стационарной экспертизы в психиатриче­ских больницах Министерства здравоохранения Рф созда­ются судебно-психиатрические отделения или выделяются специальные палаты в общих отделениях.

Стационарное обследование не должно продолжаться более 30 дней. Если за этот срок дать окончательное заключение о психическом состоянии и вменяемости обследуемого невозмож­но, то экспертная комиссия выносит решение о необходимости продления срока обследования, направляя это решение в пись­менном виде органу, назначившему экспертизу.

На каждого обследуемого заводят клиническую психиатри­ческую историю болезни. В случае необходимости широко при­влекают консультантов-специалистов— невропатологов и др.

При стационарной экспертизе используют лишь такие мето­ды исследования и лечения, которые приняты в лечебных пси­хиатрических учреждениях нашей страны. Лечение современ­ными психотропными средствами лиц с психическими наруше­ниями не только улучшает их состояние, но и делает их более доступными продуктивному контакту и позволяет лучше понять динамику психических изменений, т. е. в конечном счете помо­гает проведению экспертизы.

Все виды диагностических проце­дур и лечения врачи должны согласовывать с обследуемыми, если их психическое состояние позволяет проводить такое со­гласование и не содержит тех расстройств, которые могут представить опасность для окружающих и для самого больного.

В период стационарной судебно-психиатрической экспертизы иногда требуется обследование подэкспертных различными ла-. бораторными методами. К некоторым из них (например, к спинномозговой пункции) у обследуемых может быть крайне отрицательное отношение, порождающее категорический отказ. Если правильная психотерапевтическая беседа, разъясняющая подэкспертному в доступной форме основы методики обследо­вания, не приносит желаемых результатов и он продолжает настаивать на своем отказе, то применение каких-либо иных форм воздействия, ущемляющих достоинство подэкспертного, недопустимо.

Если обследование, от которого категорически отказывается подэкспертный, имеет принципиальное значение для диагности­ки и решения экспертных вопросов, то рекомендуется об этом поставить в известность следственно-судебный орган, с санкции которого проводится экспертиза. С ведома указанных органов может быть проведена беседа с родственниками для получения их согласия на обследование подэкспертного.

Во время стационарной экспертизы нецелесообразно разре­шать какие-либо действия органов следствия с обследуемыми. Допросы, предъявление каких-либо документов, фотографий и т. п., имеющих отношение к уголовному делу, не допускают­ся, так как это нарушает контакт врачей не только с данным подэкспертным, но и с его соседями по палате и может неже­лательно воздействовать на психическое состояние обследуе­мых.

Экспертиза в судебном заседании.

Необходимость эксперти­зы в суде возникает при различных обстоятельствах.

Ее про­ведение суд может определить обвиняемым, которые ранее не подвергались экспертному освидетельствованию, и сомнение в их психической полноценности впервые возникло во время су­дебного рассмотрения дела.

В таких случаях эксперт далеко не всегда может дать окончательное заключение, особенно в отно­шении лиц, которые не обнаруживали ранее психических нару­шений. Чаще эксперт рекомендует направить обвиняемого на амбулаторную или стационарную экспертизу.

Иногда экспертная комиссия сама рекомендует проведение экспертизы в судебном заседании, так как затрудняется решить вопрос о вменяемости (или дееспособности) пои противоречи­вых данных о психическом состоянии подэкспертного во время совершения правонарушения (или сделки в гражданском про­цессе). Экспертная комиссия предполагает оценить психиче­ское состояние путем опроса свидетелей в судебном заседании.

В таком случае на суде может присутствовать один эксперт, наблюдавший обследуемого ранее, так как отрывать от теку­щей экспертной работы всех членов комиссии зачастую неце­лесообразно. Тем самым экспертный вопрос передается на единоличное решение. Подобные решения выносятся редко, поскольку практика экспертизы показывает, что в большинстве случаев при своевременном получении нужных экспертам ма­териалов можно вынести заключение в условиях обычного об­следования.

В связи с этим решение экспертных вопросов на судебном заседании следует рекомендовать лишь в крайнем случае, когда при освидетельствовании нет иной возможности уточнить психическое состояние обвиняемого в момент преступ­ления.

Чаще всего экспертов-психиатров вызывают на судебное за­седание в отношении лиц, прошедших экспертизу, с вынесением окончательного заключения. Вызов эксперта бывает связан с сомнением суда в правильности заключения, необходимостью разъяснения тех или иных положений экспертного заключения, получением неизвестных экспертам данных, которые, по мне­нию суда, могут иметь значение, и, наконец, изменением пси­хического состояния и поведения обвиняемого. В последних случаях редко возникает вопрос о вменяемости, который ранее был уже решен. Чаще приходится дифференцировать реактив­ный психоз, психогенную декомпенсацию и симуляцию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.