Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие памяти






 

Память – одна из важнейших особенностей человека. Именно благодаря памяти становится возможным накопление сознательного опыта. Работу механизмов сознания, осознаваемые и неосознаваемые эффекты понимания, осуществление моторных программ, эффекты научения и развития человека невозможно адекватно объяснить без учёта роли памяти в процессах сознательной деятельности. Сознание работает, опираясь на память в качестве базового условия реализации познавательных актов.

Образы предметов, полученные в результате взаимодействия анализаторов с окружающим миром, не исчезают бесследно после прекращения вызвавшего их воздействия предметов. Они сохраняются и в отсутствие этих предметов доступны для использования. Это важное свойство мозга – не только воспринимать, но и накапливать информацию.

Без возможности сохранять информацию, то есть памяти, человек вечно находился бы на уровне новорожденного. Он не был бы способен к обучению и действовал бы только инстинктами. Без памяти невозможно ни успешное обучение, ни плодотворная деятельность.

Древние греки верили в божественное происхождение памяти. Богиней памяти они считали мать девяти муз Мнемозину. Это же воспевает Эсхил в своей бессмертной трагедии – «Мать муз – всего причина». Поэтому часто можно встретить выражения вроде «мнемическая задача» или «мнемические исследования».

Одним из первых мыслителей, указавших на значимую роль памяти в познавательной активности человека, был Платон (427-347 гг. до н.э.) Он изложил свои взгляды относительно природы памяти в диалоге «Менон». Также рассматривал связь памяти с сознанием Аристотель (384-322 гг. до н.э.), написавший трактат «О памяти и припоминании».

Таким образом, человек задаётся вопросом взаимосвязи памяти и сознания с самых древних времён. Но и в современности проблема не потеряла свою актуальность. Так, например, Я. Ассман выделил четыре измерения памяти:

 

1) миметическая память, связанная с деятельностью. Несмотря на развитие письменности и других способов кодирования информации, существует деятельность, которой мы обучаемся (познаем окружающую реальность) через подражание;

2) предметная память, благодаря которой человек имеет определенное отражение реальности, включая его самого;

3) коммуникативная память, связанная с получением информации через взаимодействие с другими людьми;

4) культурная память как форма передачи и воскрешения так называемого культурного смысла

Структура процесса запоминания и воспроизведения сложна, и те особенности, которые присущи любой форме человеческой деятельности, — опосредованность, целенаправленность, мотивированность — относятся и к памяти.

Распространенной классификацией мнемических процессов является предложенное П.П. Блонским разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей предмета, материала запоминания и воспроизведения.

 

Рис.1 Классификация видов памяти (по П.П. Блонскому)

 

Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков. Двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте.

Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение предметов и явлений действительности. Различают подвиды образной памяти – зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую. Зрительная и слуховая отчетливо проявляются у всех людей, а развитие остальных подвидов образной памяти связанно с различными видами профессиональной деятельности. Высокого развития достигает образная память у людей, занимающихся искусством. Некоторые художники могут рисовать портреты по памяти. Композиторы Моцарт, Рахманинов могли запомнить сложное музыкальное произведение, прослушав его всего один раз. Точность воспроизведения, т.е. соответствие образа оригиналу, зависит от участия речи при запоминании.

Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, формулировок. Мысли не существуют вне речи, вне тех или иных слов и выражений. По этому и вид памяти называют не просто логическим, а словесно-логическим. Он специфически человеческий.

 

Рис.2 Классификация видов памяти

 

Человек пользуется в повседневной жизни кратковременной и долговременной памятями. Кратковременная память отличается от долговременной временем сохранения следа, емкостью и формой хранения следа. Емкость кратковременной памяти ограниченна и определяется как число элементов, которые человек может воспроизвести после предъявления материала без ошибок.

Оперативная память рассчитана на сохранение информации во время некой операции, актуального действия и последующего её забывания. Длительность сохранения информации зависит от задачи и варьируется от нескольких минут до нескольких дней.

Долговременная память – это запоминание на длительный срок информации, имеющей значимую часть для человека.

В когнитивной психологии сформирован ряд требований, которым должна отвечать долговременная память:

· Воспоминания из долговременной памяти всегда представляют собой процесс решения определенной задачи.

· «Понимание» поступающей информации является характерной особенностью поведения, основанного на долговременной памяти.

· Информация храниться в долговременной памяти преимущественно в семантической форме.

· Информация в долговременной памяти организованна по принципу ассоциаций.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.