Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка рекомендаций по повышению финансовой устойчивости






 

Спектр мероприятий, способствующих улучшению деятельности предприятий, достаточно широк. Причем одни из них требуют инвестиций в создание благоприятных внешних условий: в становление и развитие смежных предприятий и отраслей, в создание необходимой производственной и рыночной инфраструктуры, в развитие сырьевой базы, в формирование конкурентного статуса фирмы и т.д.[36] Посильными для предприятия методами реализации такого рода инвестиционных вложений, могут быть финансирование на долевых началах совместных с другими предприятиями проектов, а также деятельность предприятия на рынках ценных бумаг.

Другим направлением инвестиционной деятельности может быть развитие внутреннего потенциала предприятия за счет приращения материально- технических, технологических, пространственных и иных ресурсов. К числу мероприятий данного направления можно отнести увеличение объемов выпуска продукции, расширение ее ассортимента, внедрение новой техники и технологии, повышение уровня конкурентоспособности продукции, проведение рациональной кадровой политики, совершенствование организационной структуры управления, совершенствование всех элементов маркетингового комплекса, разработку принципиально новой концепции бизнеса и управления им и т.п. мероприятия.

Такого рода меры можно определить, как тактически активные.[37]

Наряду с ними предприятия могут избрать меры, носящие характер защитной реакции. Это и ликвидация убыточных производств, и сокращение объемов производства продукции, и снятие с производства нерентабельных видов продукции, и снижение цены, и сокращение численности занятых в производстве, и сокращение рыночного сегмента и т.п.. К такого рода мерам неплатежеспособные предприятия прибегают достаточно часто в силу того, что эти меры не требуют дополнительных затрат на свою реализацию и, более того, способствуют сокращению расходов.

Выбор предпочтительных мер по финансовому оздоровлению предприятия должен определяться, прежде всего, тем, каковы причины его убыточности.

Типичными причинами, по которым предприятие может потерпеть банкротство, являются:

- неправильная производственная ориентация предприятия;

- низкое качество управленческой команды. Под качеством управленческой команды в данном случае понимается не только низкий профессионализм руководящего состава, но и недостаток у него предпринимательских способностей;

- низкая квалификация исполнителей;

- просчеты в маркетинговой политике;

- ошибочная финансовая стратегия;

- неадекватные результатам расходы периода (общие и административные расходы, расходы на выплату процентов, расходы по реализации) и др.

Определяющим фактором как успешной работы фирмы, так и ее неудач, по мнению американских специалистов в области менеджмента, является уровень качества управленческой команды. С некомпетентностью руководства, его неумением адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия функционирования предприятия, злоупотреблениями, старением, утратой творческого подхода к делу, неумением создать атмосферу сотрудничества в коллективе связывают 90% неудач в бизнесе.

Решению проблемы качества управления способствуют, по мнению американцев, постоянная ротация кадров, переподготовка вновь привлекаемых кадров, приглашение для управления фирмой специалистов со стороны. Иной подход к решению данной проблемы используют японцы, делая ставку на создание атмосферы преемственности, стабильности (вплоть до введения системы пожизненного найма), уверенности в завтрашнем дне, предпочитая выдвижение кадров из собственной среды, прививая работникам предприятия корпоративную культуру, основанную на воспитании профессиональной гордости за свою фирму.

Другое направление финансовой стабилизации предприятия заключается в сокращении затрат на производство за счет устранения ненужных и устаревших производственных мощностей, снижения материалоемкости продукции, устранения брака, уменьшения потерь от текучести кадров, сокращения излишних управленческих расходов.

Не менее значимо для предотвращения банкротства проведение мероприятий по совершенствованию всех элементов маркетингового комплекса. Неадекватная оценка влияния рыночных факторов на спрос на продукцию, завышение или занижение цен на нее, неоправданно высокие затраты на рекламу, непринятие мер к эффективному продвижению товара на рынке - эти и многие другие негативные стороны маркетинговой деятельности предприятия могут усиливать кризисные тенденции в развитии предприятий. Не следует сбрасывать со счетов и влияние внешних по отношения к предприятию факторов и, прежде всего, фискальной и денежно-кредитной политики государства. И хотя предприятие не может повлиять на эти факторы, учет их при определении влияния внутренних факторов необходим. Он повышает точность оценок действенности мер по финансовому оздоровлению фирмы.

По существу все перечисленные меры (или по крайней мере большинство из них) так или иначе сказываются на изменении объемов производства, текущих затрат и цены продукции. Как следствие, влияние мероприятий на конечные результаты деятельности предприятия может быть выражено через изменение отдельных показателей или их комбинации.

Так, например, мероприятия, способствующие повышению качества продукции, как правило, находят свое отражение в увеличении себестоимости единицы продукции. Вместе с тем, положительный экономический эффект от этих мероприятий следует ожидать в связи с увеличением спроса на продукцию и адекватным повышению качества продукции увеличением цены на нее. Главный вопрос стоит в том, какова должна быть степень увеличения цены и спроса, для того, чтобы даже при увеличении затрат на производство обеспечить получение прибыли.[38]

Актуальным также является вопрос о том, каким должно быть соотношение между степенью изменения постоянных затрат и ростом спроса при проведении рекламной компании или маркетинговых исследований, чтобы предприятие могло выйти из состояния убыточности и стать рентабельным.

Предметом рассмотрения в данном разделе могут быть выбраны меры, не требующие значительных капитальных вложений на их реализацию.

В частности, может оцениваться влияние на конечные результаты деятельности предприятия:

- увеличения цены на продукцию (работ, услуг) при сохранении прежнего объема производства;

- снижения цены с целью стимулирования спроса на продукцию;

- снижения затрат- переменных и постоянных;

- рекламной компании для повышения спроса на продукцию;

- маркетинговых исследований с целью выявления новых рынков сырья и сбыта и т.п.

- мер комплексного характера, предусматривающих изменение двух или более параметров в системе «предприятие- рынок».

Данные меры могут быть просчитаны на основании анализа, произведенного в данной дипломной работе.

Механизм реализации предлагаемой методики обоснования мер финансового оздоровления предприятия базируется на установлении рациональных пропорций между количественными параметрами элементов маркетингового комплекса. Формируемый на предлагаемой методической основе план улучшения финансового состояния предприятия должен стать составной частью финансового раздела бизнес- плана.

Большинство из рекомендуемых антикризисных мероприятий связано с необходимостью привлечения дополнительных финансовых ресурсов, что делает особенно актуальным вопрос об изыскании источников их возмещения. Если учесть, что речь идет о предприятиях, испытывающих значительные финансовые затруднения, то решение данного вопроса следует основывать не столько на поиске внутренних источников, сколько на обосновании целесообразности привлечения заемных средств, определении их размеров и приемлемых условий их заимствования. С другой стороны, предприятие должно убедить инвестора в реальности возврата привлеченных средств при соблюдении требований заимодавца по их наращиванию. При формировании инвестиционной политики предприятия и оценке ее эффективности должны применяться проанализированные в разделе 2 подходы к моделированию заданной величины чистого дохода на данном предприятии.

Полученные расчетные формулы для определения чистого дохода позволяют определить отдачу проектируемых мероприятий, направленных на формирование спроса и стимулирование сбыта.

Сферами практической реализации инвестиций могут быть:

- сфера капитального строительства, т.е. сфера создания и модернизации основных фондов и оборотных средств;

- инновационная сфера - сфера реализации научно- технической и интеллектуальной продукции;

- сфера обращения финансового капитала (денежного, ссудного, долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений).

В соответствии с действующим в Республике Казахстан законодательством источниками финансирования инвестиционной деятельности могут быть:

- собственные финансовые ресурсы предприятия (чистый доход, амортизационные отчисления, страховые выплаты и др. средства);

- заемные финансовые средства инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и др.);

- привлеченные финансовые средства инвестора (средства от продажи акций и других ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов и т.д.);

- денежные средства, аккумулируемые на уровне объединения (ассоциации) предприятий;

- ассигнования из республиканского и местного бюджетов, поступления из внебюджетных фондов;

- иностранные инвестиции.

Возможности предприятия использовать собственные источники финансирования в настоящее время ограничены, тогда как привлечение кредитных и иных ресурсов требует предоставления заемщиком документов, подтверждающих его способность погасить обязательства по истечению сроков кредитования, что требует проведения технико-экономического обоснования, содержащего расчет экономической эффективности окупаемости затрат на инвестиции. Особую значимость в связи с этим приобретает обоснование мер, обеспечивающих получение желаемого чистого дохода, который может служить гарантией погашения взятых предприятием на себя обязательств.[39] Нельзя не отметить, что единая методологическая база расчета показателей эффективности инвестиций в настоящее время отсутствует. Известно, что за рубежом каждая корпорация подходит индивидуально к процессу оценки результативности инвестиций, исходя из своих целей и имеющихся возможностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.