Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организ.и содерж.псих-ой и коррекц.-пед-ой помощи детям с наруш.зрен.И.Т.Д.






Детят-ть ДОУ направлена на воспитание, лечение, восстановление и коррек-ю нар-ых функций зрений у Д., подготовку их к О. в школе. Пед-ая работа- направлена на гармонич. R реб-ка в той степени, в кот. это позволяет сделать уровень нар-я зрения, в каждом отдельном случае, а также псих-ое и физич-ое R реб-ка. Пед-ая работа исходит из программ О. и В. в массовых д/садах, на основе кот. разраб-ся спец. программы. Задача спец. пед-ки в данном случае состоит в системной А. по корр-ии отклонений в познават., личностной, двигат. сферы Д., по охране и R зрения, слуха, осязания. Т.е. всей компенсац-ой системы. А. в ДОУ для Д. с глуб. нар-ем зрения (слепота, незначит. остатки зрения) направлена на корр-ю отклонений в R, восстановление остат-х функций зрения, оздоровление детей. Значит. внимание уделяется R всей компенс-ой системы (слуха, осязания, мобильности и ориент-и в простарнстве, формир-е навыков самообслуживания). Проводится А. по гигинене, охране, R остатосного зрения, корр-ии познават, лич-ой и двиг. сфер деят-ти, формир-е ориен-ки, самообслуживания. Д. в д/садах если это необх-мо учатся пользоваться очками. У Д. R-т все элементы зрит-го восприятия: способность видеть вблизи и в дали, наблюдать за движ-ся предметами, различать форму пред-в, цвета, рассматривать картинки, ориентир-ся в пространстве. В ДОУ для Д. с амблиопией и косоглазием осущ-ся целостная система корр-педаг-ой и лечебно-восстан-ой А. Режим дня в этих ДОУ имеет свои особенности, связанные с проведением целого комплекса лечебных мероприятий. Под корр-но пед-ой А. понимается система спец. пед-х мероприятий, сред-в, форм и методов О и В, направленных на активихзацию пр-в компенсации, преодоление недостатков познават., личн-ой, двигат-ой сфер Д. с нар. зрения.

Под коррекционно-педагогической работой понимается си­стема специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на ак­тивизацию процессов компенсации, преодоление или устра­нение недостатков познавательной деятельности, черт лично­сти, физического развития и двигательных способностей детей с нарушением зрения. В обучении и воспитании слепых и слабовидящих важную роль играют процессы восприятия, в структуре которых мож­но вычленить действия по выделению, отбору, переработке ин­формации и построению на их основе образа и опорного пред­ставления об изучаемых явлениях и предметах окружающей действительности. Слабовидящие дети испытывают трудности в восприятии формы и размеров, оцен­ке положения предметов, в частности в узнавании обозначе­ний и деталей изображений на рисунках, чертежах и схемах. У них наблюдаются ошибки в точности и полноте восприятия предметов и изображений. Поэтому необходимо обогащать зрительный опыт созданием специальных условий, обеспечи­вающих предоставление информации об окружающей дей­ствительности, выделением сигнальных свойств в предметах и изображениях. Разнообразие заболеваний и проявлений нарушения цветового зрения предполагает учет индивидуальных особенностей де­тей в восприятии цвета и создание условий, компенсирующих имеющиеся недостатки цветовосприятия. К ним относятся усиление насыщенности и яркости цветовых тонов в предме­тах и изображениях, применение специальных средств для рисования и черчения (фломастеры, подсветы, цветорегули-руемые экраны и др.) На восприятие предметов окружающей среды значительное влияние оказывает контрастная чувствительность органа зре­ния, обеспечивающая выделение объекта из фона, а также тем­ных и светлых участков предмета. Для повышения различи­тельной чувствительности зрения требуется усиление контраста между фоном и объектом, выделение четкости границ изобра­жений и рассматриваемых предметов. Планомерное полисенсорное воспитание детей расширяет возможности в познавании ими окружающего мира. Совместное использование частичного зре­ния и осязания дает значительно лучшие результаты при узна­вании предметов. Дети, использующие осязание и остаточное зрение, лучше воспринимают форму, точнее оценивают разме­ры, быстрее выделяют конструктивные особенности предметов. С помощью тактильного восприятия дети с наруше­нием зрения получают разнообразный комплекс ощущений -прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль. Это позволяет им определять форму, размеры, фактуру, деформацию тел, устанавливать пропорции и пропорциональные отношения. При отсутствии или глубоком нарушении зрения мобилизу­ется деятельность сохранных анализаторов, повышается ост­рота восприятия сохранившихся видов чувствительности. Это­му способствует треировка, упражнение органов чувств в условиях целенаправленной деятельности. В учебной, игровой и трудовой деятельности важную роль иг­рает слуховое восприятие, которое необходимо целенаправлен­но развивать. По звукам слепые и слабовидящие дети могут определить многие предметные и пространственные свойства окружающей среды. При достаточной тренировке они могут по звуку лока­лизовать его источник, установить, находится ли звучащий предмет в покое или движении, и даже определить скорость и направление его движения Важным ус­ловием полноценного овладения знаниями и умениями являет­ся активная предметно-практическая деятельность, связанная с процессами анализа, сравнения, мысленными обобщениями и словесными обозначениями физических качеств, пространствен­ных свойств и отношений предметов. В работе по развитию и коррекции пространственного представления большое значение имеет формирование знаний о форме и размерах предметов, про­тяженности и направлениях пространства. При изучении фор­мы предметов она анализируется и делится на составляющие элементы с выделением существенных признаков. Изучению размеров и пропорций предметов, протяженности и направле­ний пространства способствуют измерительная практика, моде­лирование и конструирование по образцу и словесному описа­нию, развитие умений ориентироваться в условиях микро- и макропространства. Все это имеет определенное значение для формирования представлений, развития пространственного ана­лиза и синтеза, а также конструктивно-творческого мышления.

Взаимосвязь-Учет и знание лечебно-восстановительных мероприятий, рекомендаций помогает тифлопедагогам и воспитателям правильно построить учебный процесс, организовать работу с ориентиром на индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку со зрительной патологией.Тифлопедагоги должны знать состав и структуру нарушения зрения, диагноз заболевания и вытекающие из этого данные о рекомендациях; знать зрительные возможности ребенка; данные о сопутствующих дефектах и заболеваниях.На каждого р-ка составляется подборка данных о следующих показателях: 1.Диагноз заболевания органа зрения; 2. возраст реб-ка в котором было утрачено зрение.3.нарушенные зрительные функции.4.педагогическая поддержка.5.рекомендуемые приборы для улучшения зрения.6. режим зрительных и тактильных нагрузок.7. режим физических нагрузок. 8. сроки лечения и повторного осмотра врачом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.