Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ДОУ для д. с нар. слуха.Задачи,принц.методы.






1. д/сады компенсаторного вида для гл-х и сл/слыш д. 2. д/с комбинир-го вида.. 3. д/с (группы) общеR-го вида. Здесь возможно интегриров-ое обучение д. с нар. сл со слышащими.. 4. Дошк-ые группы, отделения в спец. школах, школах- интернатах для не слышащих, сл/слыш-х и позднооглохших детей. 5. Сурдологические центры и кабинеты. Центры диагностики и консультирования, ПМП реабилитации и коррекции. Сурдопед-гипроводят корно-R занятия с детьми, консультируют род-ей по? О. и В. д. в семье, ведут контроль за R д., интегрированных в ДОУ. 7. Группы кратковременного пребывания В спец. ДОУ решаются: 1. Диагностические задачи – ведущей диаг-ой задачей яв-ся организ-я комплексного МПП изучения реб-ка в целях уточнения диагноза при наблюдении за ним в условиях корноR-го пр-са. 2. Воспитательно- образ-ые задачи – направлены на восп-е положит. личных качеств,. 3. Корно-R задачи – R слух-го воспр-я и обучение устной речи, Принципы: В В. и О. исп-ся общие дидакт. пр-пы: - п-п доступности; п-п последовательности; п-п прочности; п-п сознательности; п-п наглядности и слов-х срд-в обуч-я; п-п связи О. с практикой. И специфические пр-пы: 1. учет психофизиолог-х особ-й и сензетивных периодов в R. Этот п-п предполагает такую сис-му В. и О., кот. основывается на возр-ых особ-х дошк-ов и начале формиров-я тех или иных пр-ов в наиб. благопр-е сроки 2. п-п организ-ии спец. корно-восп-ой А. с учетом инд-х особ-й детей (дифференц-ый подход) и стр-ры нар-я. В соотв-ии со степенью снижения слуха обучение ведется по разным прогр-м 3. п-п деятельного подхода в О. и В. Он означает, что О, В. и R реб-ка и коррек-я его наруш-я д. осущ-ся в русле осн. видов деят-ти.. Методы В. и О. Метод направлен на решение учебн. Задачи в целом; прием- на решение частной задачи. В дошк-й сурдопед-ке рас-ся исп-ие наглядных, словесных, практ-х и игр-х методов обуч-я. В проц-се шк-го обуч-я выд-ся 3 гр. методов: 1- общие, исп-ся в разных типах школ; 2- специфич-е, применяют при изучении того или иного пред-та в школе гл-х и сл/слыш; 3- спец-ые, применяют сурдопед-ги в опред. разделах А(напр.: А. над произношением Организация и содержание В. и О. Программы В. и О. Д. с нар. слуха строятся на основе общих закономер-ей их R и сензетивных периодов в R псих-х проц-сов. Программы рассчитаны на 5 лет обучения и содержат необх-ый материал для организ-ии восп-но – образ-го процесса с каждой возр-й группой. Пед-кая А. должна обеспечивать разностор-ее R реб-ка и подготовку его к школ-му обучению. Программа ставит задачи: - помочь пед-гу в п-п изучении детей; - спосбст-ть обогащению общего R реб-ка,; - подготовить реб-ка к обучению в школе. Программа состоит из 9 разделов, кот. в совокупности позволяют обеспечить пед-ю А. по разл. направлениям. Разделы расположены в опред. послед-ти с учетом особ-й восп-ия аном. Детей. Программа вкл-ет след. разделы: физич-е В., труд, игра, изодеят-ть и конструирование; озн-е в окр. миром; R речи, R слуха, R слух-го восприятия и обучение произношению; ФЭМП, музык-е В.

 

75. Социальное воспитание дошкольников с нарушениями слуха, подготовка их к обучению в школе. Социальное развитие ребенка является многогранным процес­сом, предполагающим присвоение культурных и нравственных цен­ностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми, развитие самосоз­нания, осознание своего места в обществе. Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социальное развитие детей, Для дошкольников с нарушениями слуха характерны трудности понимания окружающих событий, направленности и смысла по­ступков взрослых и детей. Затруднения возникают при понимании чувств людей, овладении нормами поведения, формировании нрав­ственных представлений и чувств.

Негативное влияние на социальное развитие глухих и слабослышащих детей оказывает пребывание в интернатных учреж­дениях, что обуславливает ограниченность социальных контактов, снижает социальную направленность коммуникативной деятельно­сти, приводит к неумению наладить сотрудничество со взрослыми и детьми.

Социальное развитие ребенка в процессе воспитания и обучения
носит многоаспектный характер, охватывает различные сферы жиз­ни ребенка и его отношений со взрослыми и своими сверстниками.
В социальном воспитании можно выделить основные задачи: фор­мирование взаимодействия и общения ребенка со взрослыми; разви­тие общения ребенка со сверстниками и формирование межлично­стных отношений; развитие сферы самосознания, формирование
образа самого себя.

1. Формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослым является важнейшим источником психического развития дошколь­ников. Взаимодействие взрослых с детьми, имеющими нарушения слуха, должно

способствовать осознанию ребенком- себя среди де­тей и взрослых, формировать интерес и обогащать представления о социальных и природных явлениях, способствовать формирова­нию таких свойств личности, как самостоятельность, инициатив­ность, ответственность, возникновению «Я-сознания».

Поскольку коммуникативная деятельность у глухих и слабослы­шащих детей нарушена в силу недоразвития речи, взрослый оста­ется главным инициатором общения значительно дольше, и его роль более ответственна, чем в процессе общения со слышащими детьми. Основными условиями взаимодействия взрослых с детьми пред-дошкольного и младшего дошкольного возраста, только поступив­шими в детский сад, являются создание эмоционального комфорта в группе, развитие интереса, доверия ко взрослому, стремления к со­трудничеству с ним. Большинство малышей, поступающих в детский сад, болезненно реагируют на отрыв от семьи, от матери, к которой дети с нарушенным слухом сильно привязаны. Педагоги, организуя общение с детьми, стремятся к установлению эмоционального кон­такта, обеспечивая эмоциональный комфорт детей в группе.2. Общение ребенка со сверстниками является одним из условий его социально-личностного развития, так как путь овладения соци­альными нормами поведения прежде всего связан с жизнью ребенка в коллективе. В услови­ях воспитания в дошкольном учреждении ведущая роль в органи­зации межличностного общения детей, имеющих нарушения слу­ха, принадлежит взрослым.Глухие и слабослышащие дети в возрасте двух-трех лет, поступа­ющие в дошкольные учреждения, недостаточно вступают в контакт с другими детьми. Большинство из них предпочитает игры в оди­ночку или с воспитателем. Одна из задач взрослых на этом этапе — воспитывать интерес и доброжелательное отношение к сверстни­кам. С этой целью в процессе различных видов деятельности и за­нятий взрослые фиксируют внимание ребенка на других детях, знакомят их, называя имена (в устной и письменной форме), учат соотносить внешность ребенка с его фотографией. Педагоги побуж­дают детей рассматривать друг друга, обращают внимание детей на внешний вид девочек и мальчиков, их одежду. Внимание детей привлекается к эмоциональному состоянию детей («Катя плачет: мама ушла»). Педагоги показывают, как можно помочь, утешить, пожалеть другого ребенка, привлекают к этому детей.
3. Понимание ребенком себя, формирование устойчивых представ­лений о самом себе, создание образа своего «я» является резуль­татом его взаимодействия со взрослыми и детьми В процессе педагогической работы с детьми двух-трех лет с на­рушениями слуха необходимо фиксировать внимание малыша на его лице, теле, рассматривать вместе с ним части тела — свои и ку­кол, подбирать и соотносить личные вещи ребенка. Это может про­исходить в различные режимные моменты, в играх, на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, в материал которых включены темы «Семья», «Части тела» и др

Готовность дошкольника с нарушенным слухом к школьному обучению является одним из важных итогов его развития в дошкольный период детства. Готовность к обучению в школе предполагает необходимый уро­вень физического развития ребенка, позволяющий ему быстро адап­тироваться к школьным нагрузкам: увеличению продолжительности уроков и их количеству, отсутствию дневного сна, иному режиму питания и т. д. Одним из факторов адаптации детей к школьному режиму является увеличение време­ни занятий в подготовительной группе, использование в занятиях не­которых структурных элементов, характерных для школьных уроков.

Важное значение для адаптации ребенка к школьным условиям имеет воспитание трудолюбия, сформированность культурно-гиги­енических навыков. Условия специальных школ-интернатов, куда поступает большая часть воспитанников дошкольных учреждений для глухих и слабослышащих, довольно резко отличаются от усло­вий детского сада, что предполагает сформированность навыков самообслуживания: умение следить за своим внешним видом, быть опрятным, быстро одеваться, раздеваться, аккуратно есть, формирование разных видов детской деятельно­сти, и прежде всего игры в ее развитом виде, оказывает определяю­щее значение для становления произвольности, волевого управления поведением, проявления некоторых личностных качеств, важных для формирования школьной готовности. Нравственно-волевые пред­посылки школьной готовности также формируются под влиянием содержания занятий и используемых приемов обучения. Наряду с игровыми приемами в подготовительной группе значительно боль­ше используются словесные: чтение, беседы, рассказы, объяснения, предполагающие сообщение информации в прямом виде. Готовность к школе в области умственного развития включает ряд взаимосвязанных сторон. Многими педагогами и психологами подчеркивается, что решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательной де­ятельности ребенка. Интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к новому, нежелание включаться в решение задач, прямо не связанных с практическими потребностями или игровыми инте­ресами, не способствуют успешному учению в школе, даже несмот­ря на определенный запас знаний и сформированность некоторых умений.

К школьному обучению ребенок с нарушенным слухом должен подойти, имея определенный уровень сформированности позна­вательных процессов. Важное значение имеет сформированность дифференцированного восприятия, что обеспечивает возможность анализировать, сравнивать предметы и явления, выделять свой­ства и особенности.

 

76. Сенсорная организация человека, роль зрения в психическом R реб-ка.Сенсорный дефект, зависимость R психики от состояния зрительной функции.Детская тифлопсихология, ее объект, предмет, задачи. Тифлопсихология – изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушениями зрения формирование компенсаторных процессов обеспечивающих возмещение недостатка информации, а также влияние этого дефекта на психичсекое развитие детей с нарушением зрения. Объект – являются не только слепые но и лица имеющие глубокие нарушения зрения, а также дети имеющие амблиопию и косоглазие. Предмет – изучение своеобразия психического развития детей с нарушениями зрения, влияние этого дефекта на психическое развитие, а также установление возможностей и путей компенсации нарушений различных сложностей. Задачи: 1. изучение общих специфических закономерностей психического развития детей с глубокими нарушениями зрения, механизмов, обеспечивающих компенсацию слепоты и слабовидения. 2. изучение зависимости психического развития от степени, характера и времени возникновения дефекта зрительных функций. 3. выявлении потенциальных возможностей лиц с нарушением зрения, их способностей преодолению отклонений в формировании психических процессов и личностных отклонений. 4. разработка псих. Основ эффективной коррекционно-пед. Помощи детям с недостатками зрительных ф-ций. 5. разработка соц. Психологических основ, эффективной интеграции лиц с нарушением зрения в обществе.

Значение зрения в психическом развитии. С помощью зрения обеспечивается обозрение окружающих предметов, процессов, действительности. Формирование с участием зрения чувственного познавательно опыта ребенка базируется на образовании сложных системных зрительно-слуховых, зрительно-тактильных, зрительно-двигательных связей, являющихся физиологической основой дальнейшего развития высших форм познавательной деятельности. Зрение играет огромную роль и в трудовой деятельности человека, обеспечивая при этом саморегулирование и самоконтроль движений. Особенно велико значение зрения в процессе учебы: при чтении, письме, изодеятельности, при практических работах связанных с визуальным наблюдением.. При норм-м зрения отмеч-ся недост-ки в фор-ли двигат, V, точности координации движения и др.

Нарушение функций зрения приводит к сокращению и ослаблению зрительных ощущений у частично зрячих и слабо-видящих или полному их выпадению у тотально слепых. Изменения в сфере ощущений, т.е. на первой ступени чувственного отражения, неизбежно д. отразятся на следующем его этапе – восприятии.

Восприятие – это пре-е отражения п-в или яв-й дейст-ти, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их св-в и качест, в рез-те чего в сознании возникает образ О-к. Поскольку воздействие на человека О-ы обладают комплексом св-в, в пр-се восприятия участвуют ощущения различных модальностей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.