Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дошкольная тифлопед-ка, предмет, задачи, методы.Система обучения и воспитания детей с наруш. зр-я в России.






Тифлопедагогика (от греч. typhlos - слепой) - наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения - является ча­стью общей педагогики и одним из разделов дефектологии. Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение лиц с глубо­кими нарушениями зрения; выяснение типологии нарушений функций зрения и аномалий психического и физического раз­вития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, кор­рекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функ­ций при слепоте и слабовидении; изучение условий формиро­вания и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. Важное место занимают: разра­ботка содержания, методов и организации обучения основам наук, политехнической, трудовой и профессиональной подго­товки слепых и слабовидящих; определение типов и структу­ры специальных учреждений для их обучения и воспитания; разработка научных основ построения учебных планов, про­грамм, учебников, частных методик. Методы обучения. Существуют разные определения этого понятия. В основном их содержание сводится к тому, что метод обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достиже­ние целей образования.

Методы обучения детей с нарушением зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие мето­ды обучения, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Традиционные методы обучения (сло­весные, наглядные, практические) и специфику их примене­ния.

Словесные методы обучения являются основными. К числу наиболее распространенных словесных методов обучения и по­лучения информации относятся: беседа, рассказ учителя, ра­бота с учебником, печатными текстами и иллюстрациями, пись­менные и устные самостоятельные работы, учебные радио- и телепередачи, «говорящие» книги, школьные лекции.

Наглядным методам обучения слабовидящих уделяется осо­бое внимание. К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (натуральные предметы, макеты, муляжи, модели и т. п Практические методы обучения предусматривают целенап­равленную самостоятельную деятельность учащихся, связан­ную с овладением знаниями и умениями. Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения

являются государственными учреждениями общественного воспитания слепых и слабовидящих детей, а также детей с ко­соглазием и амблиопией в возрасте от 2—3 до 7 лет. Деятель­ность этих учреждений направлена на воспитание, лечение, восстановление и коррекцию нарушенных функций зрения у детей, подготовку их к обучению в школе. В соответствии с Типовым положением о дошкольных учреж­дениях и группах для детей с нарушением зрения организуются следующие дошкольные учреждения: детские дома для слепых и слабовидящих, включая детей с амблиопией и косоглазием; детские сады и ясли с круглосуточным и дневным (12-часовым) пребыванием для слабовидящих детей, а также для детей с ко­соглазием и амблиопией; дошкольные группы для слабовидя­щих детей, а также для детей с косоглазием и амблиопией при детских садах и яслях-садах общего типа; дошкольные группы при школах-интернатах для слабовидящих и слепых. В детские сады (группы при школах) для слабовидящих де­тей принимаются дети с остротой зрения 0, 05-0, 6 с коррек­цией очками. Для детей с амблиопией и косоглазием существует сеть до­школьных учреждений. В них осуществляется целостная систе­ма коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной работы. Длительность пребывания в дошкольных учреж­дениях детей с амблиопией и косоглазием зависит от индивиду­альных особенностей ребенка, определяется врачом-офтальмо­логом и составляет 1 год и более. Школы для слепых и слабовидящих детей содержатся на средства государства и находятся в ведении органов народно­го образования. Общеобразовательные школы для слепых и слабовидящих детей состоят из трех ступеней: первая ступень — начальная школа, вторая ступень — основная (неполная средняя) школа, третья ступень - средняя школа. Школа первой ступени призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциальных воз­можностей, коррекцию отклонений в развитии, лечение, ги­гиену и охрану зрения, формирование умения и желания учиться.-В начальной школе проводятся занятия по развитию зрительного восприятия, осязания (у слепых), лечебной физ­культуре, ритмике, социально-бытовой ориентировке, ориен­тировке в пространстве, коррекции речевых нарушений. Школа второй ступени закладывает прочный фундамент об­щеобразовательной и трудовой подготовки, необходимый вы­пускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Средняя школа третьей ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса трудового обучения. В школах для слепых обучение осуществляется по учебни­кам массовой школы, которые издаются рельефно-точечным шрифтом. Окончившие среднюю школу для слепых и слабовидящих детей получают такой же, как и в массовой школе, аттестат о среднем образовании и могут на общих основаниях поступать в высшие учебные заведения по доступным им специальностям или работать в различных отраслях народного хозяйства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.