Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Спец-ые принцыпы и методы логопедич. воздействия. Факторы, определяющие выбор методов.






Логопедическое воздействие (ЛВ) пред-ет собой пед-ий процесс, в кот. реализ-ся задачи коррегир-го О. и В. В проц-се организации коррег-го О. большое значение придается общедидакт-м и спец-м принц-м. Общедидакт-ие пр-пы: 1. Научности; 2. системности и последовательности; 3. Доступности; 4. Наглядности; 5. Прочности; 6. воспитат-й хар-р; 7. сознательности и активности; 8. Инд-го подхода. Специфические пр-пы: 1. п-п R-я - выделение в проц-се лог-ой А. тех задач и трудностей, этапов, кот. нах-ся в ЗБР реб-ка, анализ реч-го деф-та в динамике возр-го R реб-ка, оценка истоков его возникновения и прогнозирование его последствий требует знания особенностей и закономерностей реч-го R 2. онтогенетический п-п - разработка методик корр-но-логоп-го воздействия ведется с учетом последовательности появ-я форм и функций речи, а также видов деят-ти реб-ка в онтогенезе.; 3. п-п системности - опирается на представления о речи как о сложной функц-ой системы, структурные компоненты кот. нах-ся в тесном взаимодействии. 4. п-п комплексности - для логопед-го закл-я, для дифф-ой диагности сходных форм реч-х нар-ий необх-м анализ реч-х симптомов, данных мед-го, логопед-го обследования, 5. п-п связи речи с другими сторонами R (Левина) - все псих-ие процессы у реб-ка (мышл-е, память и т.д.) R при непосредственном участии речи. При отсутст-ии корр-х мероприятий у Д. с нар-ми речи может замедлиться темп интелл-го R. Связь речи с др. сторонами псих-го R осущ-ся дифф-но и специфично для каждого из компонентов речи. 6. п-п деятельного подхода - организ-я логопед-ой А осущ-ся с учетом ведущей деят-ти реб-ка, Если к/л вид деят-ти R слабо, то предпосылки реч-го R форм-ся недост-но и реб-к может отставать в R речи Методы лог. воздействия: ЛВ. Осущ-ся разл. методами. М-д О. – в педаг-ке рассм-ся как способ совмест. Деят-ти пед-га и Д., направленный на усвоение Д. ЗУН, на формир-е умств-ых спосбностей, воспитание чувств, поведения, личн-х кач-в Практические м-ды: 1. упражнение – это многократное повторение реб-м практич-х и умст-х действий (они эффект-ны при устранении артикул-х и голосовых расст-в, т.к. у Д. формир-ся практ-е реч. умения и навыки, либо предпосылки их R, происходит овладение разл. способами практ. и умств. деят-ти.). 2. Игровой метод 3. Моделирование). Наглядные методы: это те формы усвоения ЗУН, кот. нах-ся в существенной зависимости от применяемых в О. нагл-х пособий и тех-х средств О. Словесные методы 1. рассказ – форма О., при кот. изложение носит описательный хар-р; исп-ся для создания у Д. представления о том, или ином яв-ии, вызова положит. эмоций, для образца правильной выразит-ти речи, к подготовке реб-ка к послед-й самост. А.2Беседа – в зависимости от задач организ-ся предварит-е, итоговые и обобщающие беседы. В ходе предварит. Беседы логопед выявляет знания реб-ка.Итоговая беседа – для закрепления и диф-ии реч-х умений и навыков. При проведении беседы ставятся разные задачи- R познват. деят-ти, закрепление правильного произношения, учточнение грамматич. стр-ры предложений, закрепление навыков плавной слитной речи и т.д. Исп-ся словесные приемы: показ образца, пояснение и объяснение, пед-я оценка (похвала). На каждом этапе логопед-й А исп-ся оперд. Группы методов. Для этапа постановки хар-но приемущ-ное исп-е практич-х и наглядных мет-в; при автоматизации, особенно в связной речи, исп-ся беседа, пересказ, рассказ и тд.

 

Организ. и содерж. логопед. работы в групп. дош-ов с фонетико -фонемат.недоразвит.речи.планирование логопед.занятий.

Основные направления организации работы ДОУ для Д. с ФФНР осуществляется в 2х основных возрастных группах: старший – для детей 6 лет, и подготовительн – 7 лет. Коррекционное воздействие осуществл. В этих группах в соответствии с программой обучения и воспитания Д. с ФФНР, разработанный отдельно для каждой группы. Авторами программы для ст. группы явл. Филичева, Чиркина, для подготов. – Филичева, Каше. В процессе обучения детей выделяют след. Задачи: 1. сформировать у детей, т.е. уточнить и закрепить произношение сохранных звуков, исправить произношение (нарушенных звуков). 2. развивать полноценный фонематический слух и восприятие (научить различать звуки на слух, запоминать и воспризводить ряды звуков и слогов). 3 сформировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза т.е. умение делить слова на слоги и звуки производя их анализ, проводить обратные операции. 4. обеспечить усвоение некоторых элементов грамоты. Программа обучения детей с ФФНР включает: хар-ку речевого развития детей, обследование речи, режим дня группы, логопедическую документацию. Эффективность логопедической работы. Логопелическая документация: речевая карта на каждого ребенка, планы (конспекты) фронтальных занятий, планы индивид и групповых занятий. Оборудование логопедического кабинета: определяется санитарно-гигиенич. требованиями включает необходимые логопедические пособия для обследования и развития: интеллекта, слуха, связной речи (произношение и условия овладения слоговой структурой слова) фонематического слуха, лексического запаса и грамматического строя речи элементов грамоты. Д. поступающие в группу с ФФНР должны усвоить объем основных ЗУН, которые необходимы для успешного обучения в общеобразоват. школе. Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Осуществляется коррекционное обучение Д., логопед должен учитывать закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме. В первую очередь у детей должна быть уточнена артикул-я основа для дальнейшего фонематического восприятия и звукового анализа. С этой целью используются сохранные звуки при произношении которых Д. чаще всего не испытывают артикул-х затруднений. Фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематич. восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова обязательно проводится на звуках правильно-произносимых всеми детьми. Затем в определенной последовательности включаются звуки поставленные к этому времени. Дефферен-и звуков уделяется большое внимании. Каждый звук после того как достигнута его привильное произношение сравнивается на слух со всеми артику-но или акустически близкими звуками (1й этап дифферен-ции). Позднее дифференц-я производится не только на слух, но и в произношении (2й этап). Большое внимание уделяется гласным звукам, от четкости призношения которых в значительной мере зависит внятность речи. В период первоначальной постановки внимание детей обращается на основные элементы артикул-ии звуков. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикул. аппарата. При закреплении артик-ции последовательность позиции звуков устанавливается логопедом с учетом следующего: - для первоначальной постановки отбираются звуки принадлежащие к разл. фонематич. группам; - звуки смешиваемые в речи должны поэтапно отрабатываться отсрочно во времени; - окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков. С самого начала обучения, необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития. Упражнения в звуковом анализе и синтезе опираются на четкие кинестетические ощущения, способствует сознательному звучанию речи, что явл. базой для подготовки к обучению грамоте.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.