Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выгодский о дефекте и компенсации.






Дефект- недостаток к-л органа, выпадение к-л физиологической или психической функции. Структура дефекта- сочетание первичных и вторичных дефектов аномалии развития. Первичный дефект обусловлен биологическим характером болезни (нарушение слуха, зрения при поражении органов чувств, др. нарушений при локализованных поражениях ГМ). Вторич. дефект возникает опосредованно в процессе аномального развития. Дефект развития- психический или физический недостаток, вызывающий нарушение в развитии. (Дудьев В.П.)

Центральным вопросом спец. психологии и спец. педагогики явл-ся проблема компенсации. Задача спец.организованного О и В детей с нар.психического развития в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций. Компенсация (От лат. уравновешивание, уравнивание) – возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. 2 типа: 1. Внутрисистемная. Осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. 2. Межсистемная – которая осуществляется путем перестройки функциональных си и включения в работу новых элементов и др. структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций.

Теория компенсация прошла большой путь развития. Сначала особая роль в компенсации отводилась слову, кот приписывалось мистическое воздействие на психику человека. Австрийский психолог Адлер выдвинул теорию сверхкомпенсации. С его точки зрения человек самое биологически неприспособленное существо, по этому у него изначально возникает ощущение неполноценности, которое усиливается при наличии физ. дефекта. Самоощущение неполноценности – стимул для развития психики. ТО, малоценность это не минус, а плюс, источник силы, стимул к развитию. Сверхкомпенсация является крайней точкой из 2 путей компенсации: неудача компенсации, бегство в болезнь, невроз, полная асоциальность или самореализация.

Выготский в своих работах критически проанализировал существующие взгляды на проблему компенсации психических функций и обосновал понимание компенсации как синтез биологических факторов. Он придавал особое значение включению аномальных детей в разнообразную значимую деятельность, созданию активных и действенных форм человеческого опыта. При выпадении какого-либо органа чувств, другие начинают выполняют такие функции, которые не выполняли обычно. Ввел понятие структура дефекта. Первичное нарушение (снижение слуха или зрения) влечет за собой вторичные отклонения, и отклонения третичного порядка. Вторичные отклонения носят системный характер. Педагогическое воздействие направлено на вторичные нарушения. Выготский выдвинул положение о связи общих задач воспитании и специальных методик, подчинение специального воспитания социальному и их взаимосвязь. Основной путь компенсации видел во включении детей с откл. в развитии в активную труд. деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества, создаются условия для интеграции в общество. «Сами по себе слепота или глухота частные дефекты не делают носителя их дефективными. Решает судьбу личности соц. психологическая реализация дефекта. Изучали проблему компенсации: Лурия, Зейгарник, Левина, Соловьев, Лебединский.


 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.