Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вселенские соборы






Благая весть о спасении мира начала быстро распространяться по всей Римской империи. Хотя Христос проповедовал на арамейском языке, на котором тогда говорили в Палестине, апостолы вели устную и письменную проповедь на греческом языке, понятном для большинства населения империи. На этом языке были написаны священные книги Нового Завета. Этот язык стал языком Церкви Христовой не только на востоке империи, но, на первых порах, и на западе. Это имело большое значение, т.к. греческий язык – язык великой культуры, создавшей глубочайшую философию. Этот язык как никакой другой имел средства для выражения самых сложных и тонких идей и понятий.

Несмотря на то, что окружающий мир встретил Церковь Христову скорее враждебно и очень многие христиане засвидетельствовали свою веру и любовь к Христу мученической смертью в века гонений (I – нач. IV вв.), Церковь положительно оценивала и римскую монархию, видя в царе подобие власти Царя Бога («Бога бойтесь, царя чтите». 1-е послание Петра, 2, 17), и греческую культуру: ранние учители Церкви считали, что греческая философия приготовила языческие народы к приятию Христа, подобно тому, как еврейский народ был приготовлен к этому ветхозаветной религией. Император Константин Великий, встав на сторону христианства, тесно связал Церковь с империей. С его стороны это не было политическим расчетом, потому что в то время христиане составляли никак не больше десяти процентов населения империи. Благодаря союзу с государством Церковь смогла консолидироваться в масштабах империи, и это проявилось уже в первый год после того как Константин стал владыкой всех ее частей.

В 325 г. в малоазиатском городе Никее произошел по инициативе и под председательством Константина I Вселенский собор, на который собрались епископы – главы церковных общин со всех концов. Собор осудил учение александрийского пресвитера Ария, который утверждал, что Сын Божий не равен Отцу и есть Существо более низкого порядка. Собор утвердил учение о том, что Сын единосущен Отцу.

В 381 г. в Константинополе, новой столице империи, построенной св. Константином к 330 г., состоялся II Вселенский Собор. Он осудил еретиков (неправомыслящих), которые, развивая учение Ария, учили, что Святой Дух неравен двум первым Божественным Лицам. Изложения веры двух первых Вселенских Соборов составили Символ Веры, который ежедневно читается на православном богослужении и входит в состав повседневных домашних молитв.

В 431 г. в малоазиатском городе Эфесе состоялся III Вселенский Собор. Он осудил учение константинопольского архиепископа Нестория, согласно которому предвечносущий Сын Божий и человек Иисус Христос – две личности, и поэтому Деву Марию нельзя называть Богородицей: она родила лишь человека. В противность этому Церковь утвердила учение о единстве Лица Богочеловека.

В 451 г. в малоазиатском городе Халкидоне состоялся IV Вселенский Собор. Он подтвердил осуждение ереси Нестория, а также осудил константинопольского архимандрита Евтихия и александрийского архиепископа Диоскора, утверждавших, что во Христе лишь одна Божественная природа, а человечество в Нем совершенно пассивно и как бы растворено в Божестве. Это последнее учение ставило под сомнение спасительное дело Христово, ставшее возможным потому, что Христос «единосущен Отцу по Божеству, а нам – по человечеству». Как учит Собор, Христос – единое Лицо (Ипостась) в двух природах (Божества и человечества). Большинство христиан – и православные, и католики, и многие протестанты – признают Халкидонское вероопределение классическим выражением христианской веры. Однако в свое время произошла первая большая трагедия христианской истории: многие христиане, иногда и целые народы, не приняли Халкидонского учения. Образовались отделившиеся от православной Церкви общины: восточно-сирийская (несториане) и целый ряд монофизитских (от греческого «одна природа») – копты (египтяне), эфиопы, западные сирийцы, армяне. Разобщение христиан впоследствии облегчило арабские завоевания.

V Вселенский Собор 553 г. в Константинополе еще раз осудил монофизитство и, прежде всего, несторианство. Кроме того, Собор подтвердил состоявшееся уже прежде осуждение Оригена (III век), который принимал некоторые языческие учения, например, учение о переселении душ.

VI Вселенский Собор в Константинополе в 681 г. осудил монофелитство – учение о единой Божественной воле во Христе. Это учение пытались одно время выдвинуть как компромисс между православием и монофизитством. По православному учению, во Христе две воли – Божественная и человеческая.

VII Вселенский Собор в Никее в 787 г. утвердил православное учение об иконопочитании. Собору предшествовали ожесточенные споры об иконах. Противники священных изображений ссылались на ветхозаветную заповедь: «Не сотвори себе кумира». Защитники икон указывали на то, что в Новом Завете Бог явился нам в Лице Иисуса Христа, и поэтому Его можно изображать в Его явлении людям.

Эпоха Вселенских Соборов дала плеяду великих отцов и учителей Церкви. Святые Афанасий, архиепископ Александрийский, Василий, архиепископ Кесарийский, Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский (IV в.), Иоанн Златоуст архиепископ Константинопольский (конец IV – начало VBB.), Кирилл, архиепископ Александрийский (V в.), Максим Исповедник (VII в.), Иоанн Дамаскин (VIII в.) – это только самые известные из них.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.