Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет экономической теории и основные взгляды на него.






Задания:

· Выписать определение экономической теории.

· Основные этапы развития экономической теории и экономические школы, их положення.

Вопрос о предмете экономической науки остается дискуссионным. С развитием общества, его экономической системы изменялись и взгляды на предмет экономической теории. Сегодня многие экономисты предметом исследования считают сферу деятельности людей, связанную с производством и использованием материальных благ.

Экономическая теория – общественная наука, которая исследует проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, а также экономические отношения, которые складываются между людьми, классами и социальными группами в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в условиях дефицита ресурсов и возможности их альтернативного использования.

Возникновение и развитие экономической теории.

Экономическая теория как наука складывалась постепенно.

В древнем мире в IV тыс. до н.э., когда появились первые древневосточные государства: Вавилон, Ассирия, Урарту.

Наиболее известным памятником древневосточной мысли был так называемый

Кодекс законов Хаммурапи (1850 – 1792 до н.э.). В тот период в Вавилоне возникла реальная угроза сохранению его устоев и суверенитета, т.к. быстрое развитие товарно-денежных отношений сопровождалось резким сокращением поступлений налогов в казну, что привело к ослаблению государственных структур и армии.

Кодекс внешне нацелен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого». Фактически закрепленные в нем правовые нормы жестко регламентировали натурально- хозяйственные отношения:

- за покушение на частную собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение виновного в рабство либо смертная казнь;

- попытки увезти чужого раба, а последний приравнивался к имуществу, также сурово наказывалось;

- граждане-вавилоняне впредь не лишались своих земельных наделов за долги, если отдавали (или продавали) в рабство свою жену, сына или дочь. Отцу семейства гарантировалось, что по истечении 3-х лет члена его семьи освободят и одновременно аннулируют долг;

- масштабы ростовщичества были упорядочены так, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20%, а натуральной ссуды – 33%.

В Древнем Китае: Конфуций (551-479 до н.э.), Сюнь Цзы (III в. до н.э.) - идеи стабильности в государстве. Методы управления хозяйством.

Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв. до н.э.) – учение о разделении труда, отношениях господства и подчинения.

Известными представителями античной мысли были: древнегреческие философы Аристотель (384-322 до н.э.) и Ксенофонт (445- 355 до н.э.).

Аристотель всю хозяйственную жизнь людей разделял на:

- экономику (от греч. ойкос- дом, домашнее хозяйство) наука о домашнем хозяйстве. Экономика – это деятельность в земледелии, ремесле и мелкой торговле. Ее цель – удовлетворение насущных жизненных потребностей человека, и поэтому она должна быть объектом заботы государства.

- хремастику – сравнивалась и искусством наживать состояние посредством крупных торговых операций, с перепродажей и ростовщичеством.

Ксенофонт составил руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием «Экономикс» («Домострой»). Экономия – это наука, при помощи которой можно обогатить свое хозяйство.

Общая черта экономической мысли древнего мира состоит:

- в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства,;

- осудить с позиций нравов, морали и этики крупные торгово-ростовщические операции, нарушающие якобы эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров.

Выразителями таких воззрений были мыслители (философы) и отдельные правители.

В средние века наиболее значимым автором западноевропейской экономической мысли был Фома Аквинский (Аквината) (1225-1274). В 1879 г. он был причислен католической церковью к лику святых. В трактате «Сумма теологии» он отразил такие экономические категории:

- богатство (еще со времен Августина Блаженного (353-430) – епископа во владениях Римской империи в Сев. Африке – рассматривалось канонистами как совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме. Считалось накопление золота и серебра «искусственным богатством», что не соответствует нравственным нормам). По Аквинскому «справедливые цены» могут быть источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что грехом не является.

- обмен воспринимался в древнем мире и в средние века как результат пропорциональности и эквивалентности. Аквинский считал, что обмен нарушается, когда веще «поступает на пользу другому и в ущерб другому».

- «справедливая цена» не та, которую устанавливает правитель, а которая не в ущерб продавцу;

- деньги считает возникли в результате волеизъявления людей;

- торговая прибыль и ростовщический доход не осуждались, если не являлись самоцелью, а были вознаграждением за труд в торговых операциях, транспортных и прочих материальных издержек, риске.

Экономические школы.

Первые экономические школы формировались в XVI-XVIII вв. Условия возникновения:

1. углубление общественного разделения труда, эволюция частной собственности, развитие товарно-денежных отношений, рынка;

2. процесс формирования национальных государств привел к качественным изменениям в развитии экономической жизни общества, государство стало одним из главных субъектов экономики;

3. осознание взаимовыгодной торговли между государствами. Внешняя торговля приобрела широкие масштабы;

4. формирование новой социальной структуры общества с присущими ей экономическими интересами.

Все это вызвало усложнение экономических процессов и явлений. Эмпирические наблюдения и поверхностные обобщения постепенно уступали место исследованию устойчивых, повторяющихся в хозяйственной жизни закономерностей. Процесс этот вызревал медленно и постепенно экономические знания превращалось в науку.

Школа меркантилизма ( от лат. mercante– купец, торговец).

Сущность: богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать необходимо сферу обращения.

Меркантилизм прошел два этапа:

1. ранний (XV- XVI вв.) – монетаризм, для которого характерна идеализация серебра и золота как единственной формы богатства. Монетаристы выдвинули идею «денежного баланса», в соответствии с которой они рекомендовали запретить вывоз денег из страны;

2. поздний (XVII- XVIII вв.) – протекционизм-покровительство национальной экономике, они рекомендовали вывозить деньги из страны, при этом увеличивая экспорт промышленных товаров, облагая иностранные товары высокими пошлинами – теория «торгового баланса». Для достижения благоприятного торгового баланса европейские страны стремились захватить колонии. Они считали, что колонии смогут обеспечить метрополию дешевой рабочей силой, сырьем и создадут рынок сбыта для товаров. Англия приняла закон о навигации, который защищал британскую промышленность, запрещал колониям производить шерстяные вещи, кованое железо. К закону прилагали список «особенных товаров» (сырьевых), которые не могли продаваться колониями в другие страны, кроме Англии.

Представители: Т.Мен, А. Монкретьен, У.Стаффорд, Петр I.

А.Монкретьен (1575-1622) в «Трактате политической экономии» вводит термин «политическая экономия» (от греч. – «общественное устройство»).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.