Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджетный процесс в Российской Федерации






Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Бюджетные взаимоотношения центра и регионов являются одной из наиболее сложных проблем в бюджетном устройстве.

Бюджетное перераспределение средств осуществляется через регулирующие доходы. Регулирующие доходы - это средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему звену сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов.

При утверждении федерального бюджета устанавливаются ставки отчислений от соответствующих федеральных налогов в бюджеты субъектов федерации. Регионы получают также трансферты(финансовую помощь) с учетом душевого бюджетного дохода.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

Бюджетная классификация РФ включает:

классификацию доходов бюджетов РФ;

функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

экономическую классификацию расходов бюджетов;

классификацию внутренних источников финансирования дефицита бюджета;

классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

классификацию видов государственных внутренних и внешних долгов;

ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Проекты бюджетов составляются в соответствии с нормами и нормативами, установленными законодательством Российской федерации, субъектов РФ, правовыми актами органов местного само­управления.

Бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента РФ.

Составление проектов бюджетов- исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Проекты бюджетов непосредственно разрабатывают Минфин России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджета базируется на:

• прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

• основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории;

• прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории;

• плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории.

В проекте закона (решения) о бюджете содержатся основные характеристики бюджета, к которым относятся: общий объем доходов, общий объем расходов и дефицит бюджета. В проекте закона (решения) о бюджете должны быть установлены следующие расходные показатели:

-расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

-общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;

-расходы и доходы целевых бюджетных фондов;

-объемы финансовой помощи бюджетам других уровней, предоставляемой в форме дотаций и субвенций, в разрезе бюджетов, получающих финансовую помощь

-распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета;

-другие показатели, определенные Бюджетным кодексом, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.

В составе расходов на бюджетные инвестиции в проекте закона (решения) о бюджете должны быть установлены лимиты предоставления инвестиционных налоговых кредитов на срок, превышающий пределы очередного финансового года.

В проекте закона о бюджете должны быть определены следующие характеристики государственного или муниципального долга, государственных или муниципальных заимствований:

-источники финансирования дефицита бюджета за счет госу­дарственных или муниципальных внутренних заимствований;

-верхний предел государственного или муниципального внутреннего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очеред­ным финансовым годом;

-предел предоставления государственных или муниципальных гарантий третьим лицам на привлечение внутренних заимствований.

Остановимся на рассмотрении и утверждении федерального закона о федеральном бюджете.

• Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 15 августа текущего года одновременного следующими документами и материалами:

• предварительными итогами социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего года;

• прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год;

• основными направлениями бюджетной и налоговой политики;

• планом развития государственного и муниципального секторов экономики;

• прогнозом сводного финансового баланса по территории Российской Федерации;

• прогнозом консолидированного бюджета Российской Федерации;

• основными принципами и расчетами по взаимоотношениям федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ;

• проектами федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета;

• проектом федеральной адресной инвестиционной программы;

• проектом программы приватизации государственных и муниципальных предприятий;

• расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, и дефициту федерального бюджета;

• международными договорами Российской Федерации, вступившими в силу для Российской Федерации и содержащими ее финансовые обязательства на очередной финансовый год и др.

Правительство РФ дополнительно представляет в Государственную Думу не позднее 1 октября текущего года:

• оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год и консолидированного бюджета Российской Федерации за отчетный финансовый год;

• проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год и отчет за истекший период текущего финансового года;

• проект программы предоставления средств федерального бюджета на очередной финансовый год на возвратной основе по каждому виду расходов и отчет за отчетный финансовый год и истекший период текущего финансового года;

• предложения по расходам на содержание войск, воинских формирований, в том числе по расходам на содержание военнослужа­щих и гражданского персонала;

• поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

Банк России до 1 октября текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год. Предварительно проект направляется Президенту РФ и в Правительство РФ.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 15 августа текущего года. Одновременно законопроект представляется Президенту РФ.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.

Исполнение федерального бюджета РФ осуществляется через казначейскую систему. Отчет об исполнении федерального бюджета утверждаются законодательными органами РФ.

Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую, налоговую и бюджетную политику.

Основными направлениями бюджетной политики являются: осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и повышение на этой основе собираемости налогов; проведение бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и упорядочение бюджетного процесса в РФ; полномасштабный переход на казначейское исполнение федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов; сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств; снижение государственных заимствований.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.