Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование рынка ценных бумаг






Методы регулирования 1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полно­мочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. 2. При сохранении за государством основных контрольных пози­ций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг), значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Государственное регулирование рынка ценных бумаг включает в себя: 1. разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов; 2. разработку стандартов, т.е. набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструментам и т.п.; 3. регламентацию основных процедур и государственный конт­роль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка. 4. Задачами государственного регулирования являются: 5. реализация государственной политики развития рынка цен­ных бумаг; 6. обеспечение безопасности рынка ценных бумаг для профес­сиональных участников и клиентов; 7. создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участни­ками рынка. Государство должно осуществлять следующие функции: 1. разработка концепции развития рынка, осуществление про­граммы ее реализации, разработка соответствующих законодатель­ных актов; 2. концентрация ресурсов в первую очередь для развития инфраструктуры рынка; 3. контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка; 4. установление норм функционирования рынка, контроль за их соблюдением, применение санкций за нарушение правовых норм; 5. создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов; 6. создание системы защиты инвесторов от потерь; 7. предотвращение негативного воздействия на фондовый ры­нок других видов государственного регулирования; 8. регулирование рынка государственных ценных бумаг, направ­ленное на ограничение размера инвестиционных ресурсов, отвле­каемых на покрытие непроизводительных расходов государства; 9. разработка и регистрация общих правил функционирования рынка ценных бумаг; 10. арбитраж в спорах о выполнении зарегистрированных пра­вил и обязательств участниками рынка ценных бумаг; и т.д. Государственное регулирование главным образом осуществля­ется на основе нормативно-правовых актов. Основополагающими документами по го­сударственному регулированию рынка ценных бумаг являются Граж­данский кодекс РФ, Федеральные законы.

К органам государственного регулирования относятся: 1) ФКЦБ; 2) Минфин РФ; 3) ЦБ РФ; 4) Комитет по управлению государственным имуществом РФ; 5) Антимонопольный комитет; 6) МНС РФ; 7) Минюст РФ; 8) Государственный комитет по надзору за деятельностью страховых организаций и т.д. Государственное регулирование РЦБ осуществляется в виде прямого вмешательства в его функционирование, а также в виде мер по косвенному воздействию. К прямому вмешательству относится: 1) законодательная деятельность представителей органов власти (Федеральное собрание); 2) постановления и распоряжения органов государственной власти (Правительство РФ); 3) меры, принимаемые другими органами (ФКЦБ, Минфин). В государственном департаменте РФ создан ряд комитетов, ответственных за разработку законопроектов, к ним относятся: комитет по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности; подкомитет по законодательству о финансовых институтах, фондовом рынке и страхованию; подкомитет по банкам. Правительство РФ осуществляет общее руководство развития и функционирования РЦБ с помощью федеральных органов исполнительной власти. ФКЦБ, созданная в ноябре 94 г., объединяет ведущих специалистов в администрации Президента, ЦБ, Минфина, Госкомимущества и т.д. Комиссия утверждает стандарты по эмиссии ценных бумаг, занимается государственной регистрацией фондовых бирж. Минфин является основным исполнительным органом, регулирующим фондовый рынок в части: регламентации правил совершения операций с ценными бумагами; регулировании учета и отчетности, лицензирования финансовых брокеров; контроль приобретения крупных пакетов акций. ЦБ РФ осуществляет лицензирование, регулирование операций с ценными бумагами, аттестацию специалистов по работе с ценными бумагами и т.д. Российский фонд федерального имущества регулирует продажу акций в процессе приватизации, управляет портфелем акций государства и т.д. Госкомимущество РФ регулирует порядок создания депозитариев, порядок применения доверительной собственности (траста), создание холдинговых компаний, контролирует деятельность чековых инвестиционных фондов. Антимонопольный комитет согласует крупнейшие выпуски ценных бумаг, приобретение 35% и более акций одного эмитента или акций, обеспечивающих более 50% голосов. Минэкономики РФ участвует в разработке политики формирования РЦБ, подготавливает законопроекты. Основные цели регулирования: 1. Поддержание порядка на РЦБ и создание нормальных условий для работы всех его участников 2. Защита от мошенничества и недобросовестности физических и юридических лиц 3. Обеспечение свободного ценообразования в зависимости от спроса и предложения 4. Создание эффективного рынка со стимулом к предпринимательской деятельности 5. Создание новых и поддержка необходимых для общества рынков. Большая роль на РЦБ принадлежит созданным по инициативе участников рынка и на профессиональной основе саморегулируемым органам: дилеров, брокеров, депозитариев, инвестиционных фондов и др. специальных институтов РЦБ. Их функции: саморегулирование деятельности участников на РЦБ, поддержка высоких профессиональных стандартов и подготовка персонала, развитие инфраструктуры финансового рынка, проведение совместных научных разработок. Надзор за их деятельностью осуществляет ФКЦБ РФ. 2. Депозитные и сберегательные сертификаты. Депозитный сертификат – это ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесённого в банк юридическим лицом, и его право на получение в этом банке или его филиалах, по истечении установленного срока, суммы вкладов и причитающихся по нему процентов. Сберегательный сертификат – это ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесённого в банк гражданином и его права на получение в этом банке или его филиалах по истечении установленного срока, суммы вклада и причитающихся по нему процентов. В отличие от депозитных сертификатов сберегательные сертификаты могут выпускать только банки. Банковский сертификат (депозитный, сберегательный) должен иметь обязательные реквизиты (отсутствие какого-либо реквизита означает потерю статуса сертификата, как ценной бумаги). Реквизиты: наименование документа, причина выдачи; дата внесения вклада; размер вклада; безусловное обязательство банка вернуть сумму, внесенную на вклад; дата востребования; ставка процента; сумма причитающихся процентов; наименование и адрес банка-эмитента, а для именного сертификата - наименование вкладчика; подписи двух лиц (уполномоченных), скрепленные печатью банка.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.