Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Требования к структуре выпускной квалификационной работы.






ВКР является аналитическим видом работы студента, выявляющим его знания и понимания процесса обучения (преподавания и учения), умение рефлексировать по поводу своей профессиональной деятельности с целью ее улучшения.

 

1. ВКР может носить опытно-практический, опытно-экспериментальный, теоретический характер. Объем выпускной квалификационной работы должен составлять не менее 30, но не более 50 страниц печатного текста. (ГОСТ 7.1: шрифт Times New Roman 14, интервал 1, 5 с отступом)

 

2. ВКР опытно – практического характера имеет следующую структуру:

- введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы, выдвинута гипотеза, указаны методы работы над ВКР, структура данной работы;

- теоретическая часть, в которой содержатся теоретические основы изучаемой проблемы; теоретическая часть может состоять из нескольких разделов, каждый из которых может также делиться на подразделы. В этой части работы приводятся теоретические и методологические основы исследования, психолого-педагогическое или методологическое обоснование проблемы, аспекты разработанности проблемы в теории и практике.

- практическая часть должна быть направлена на решение выбранной проблемы и состоять из проектирования педагогической деятельности, описания ее реализации, оценки ее результативности. Практическая часть может включать в себя описание и анализ системы разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплексов учебно – наглядных или учебно-методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного образовательного учреждения) и т.п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению; практическая часть должна быть направлена на решение выбранной проблемы и состоять из проектирования педагогической деятельности, описания ее реализации, оценки ее результативности. Практическая часть может включать обоснование разработок, их апробацию, анализ использования в практической деятельности системы или комплекса разработанных занятий, уроков, внеклассных мероприятий, анализ использования комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного образовательного учреждения) и т.п. Проблема выделяется в ходе анализа ситуации, который может включать в себя сфокусированный анализ УМК, класса, процесса организации деятельности учащихся, их возрастных, психологических, индивидуальных особенностей и т.п.На основании проблемы определяются возможные приемы, методы ее решения и планируется проведение опытно-практической деятельности на период преддипломной практики. Дается методическое обоснование разработки материалов. Описывается опыт практической работы. Проводится анализ и обобщение полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями и задачами; Даются методические указания по применению разработанных материалов.

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;

- список используемой литературы (не менее 20 источников);

- приложение содержит тесты, работы учащихся, анкеты и другие материалы, использованные в ходе исследования, а также учебные материалы, разработанные исследователем или адаптированные им.

 

3. ВКР опытно – экспериментального характера имеет следующую структуру:

- введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект,

предмет, проблема, цели, задачи работы, выдвинута гипотеза, указаны методы работы над ВКР, структура данной работы; введение раскрывает актуальность избранной темы, ее теоретическое и практическое значение, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы, гипотеза или

- теоретическая часть, в которой даны история вопроса, аспекты разработанности проблемы в теории и практике, психолого- педагогическое обоснование проблемы; теоретическая часть может состоять из нескольких разделов, каждый из которых может также делиться на подразделы. В этой части работы приводятся история вопроса, психолого-педагогическое или методологическое обоснование проблемы, аспекты разработанности проблемы в теории и практике, теоретические и методологические основы эксперимента, Подразделы должны быть логически связаны.

- практическая часть, в которой представлены план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов опытно- экспериментальной работы; практическая часть должна быть направлена на решение выбранной проблемы и состоять из проектирования педагогической деятельности, описания ее реализации, оценки ее результативности. Практическая часть может включать обоснование разработок, их апробацию, анализ использования в практической деятельности системы или комплекса разработанных занятий, уроков, внеклассных мероприятий, анализ использования комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного образовательного учреждения) и т.п.

Проблема выделяется в ходе анализа ситуации, который может включать в себя сфокусированный анализ УМК, класса, процесса организации деятельности учащихся, их возрастных, психологических, индивидуальных особенностей и т.п.

На основании проблемы определяются возможные приемы, методы ее решения и планируется проведение опытно-практической деятельности на период преддипломной практики.

Дается методическое обоснование разработки материалов. Описывается опыт практической работы. Проводится анализ и обобщение полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями и задачами;

Даются методические указания по применению разработанных материалов.

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;

- список используемой литературы (не менее 20 источников);

- приложение содержит тесты, работы учащихся, анкеты и другие материалы, использованные в ходе проведения эксперимента.

 

4. ВКР теоретического характера отличает высокая степень аналитического обобщения исследуемого материала с выявлением важнейших этапов в развитии научной идеи или школы и их философской основы, определением противоречий и заблуждений (и их причин), точек зрения и тенденций в решении научной проблемы. Исследуемый материал критически осмысливается в исторически-содержательном (проблемно-исторический тип научного очерка) аспекте.

Работа выполняется на основе сравнительно-сопоставительного анализа не менее 5-ти академических коллективных или авторских монографий. Работу отличает максимально полный и комплексный анализ исследуемой проблемы в контексте современных знаний (проблема –причины - способы решения - противоречие теории и практики – тенденции - подходы разных научных школ – персоналии – методы – термины и т.д.)

Автор работы должен уметь свободно оперировать отвлеченными единицами и категориями научно-критического анализа (а не реферативного описания) и формулировать собственное отношение к анализируемой проблеме.

 

В ходе работы над ВКР данного типа и ходе представления ВКР студент должен продемонстрировать определенный уровень сформированности исследовательской, информационной, интеллектуальной, коммуникативной и организационной компетентностей.

ВКР теоретического характера, имеет следующую структуру:

- введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект,

предмет, проблема, цели, задачи работы и др.; проблема может быть сформулирована на основе краткого анализа ситуации, лично-профессиональной проблемы.

- теоретическая часть, в которой даны история вопроса, обоснование разрабатываемой проблемы в теории и практике, посредством глубокого сравнительного анализа литературы; теоретическая часть может состоять из нескольких разделов, каждый из которых может также делиться на подразделы. В этой части дается история вопроса, критический обзор литературы по проблеме исследования (не менее 3-х точек зрения). Рассматриваются различные подходы, дается их критическая оценка, обосновывается и излагается собственная точка зрения по каждому из анализируемых аспектов. Описывается опыт решения исследуемой проблемы в практике воспитания и обучения, и излагаются собственные выводы относительно путей решения данной проблемы. Первый раздел носит общетеоретический характер.

- заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования; излагаются обобщенные выводы относительно использования в различных ситуациях обучения и воспитания. Например, в различных возрастных группах, для различного типа учащихся, для формирования различных умений и навыков, в школах различного типа (общеобразовательных, специализированных и т.д.)

- список используемой литературы (не менее 25 источников);

- приложение ( может не быть) содержит вспомогательный материал, например, тематические списки слов, таблицы, схемы, графики, карты, фрагменты партитуры и т.п.

 

5. Выпускная квалификационная работа может быть логическим продолжением курсовой работы, идеи и выводы которой реализуются на более высоком теоретическом и практическом уровне. Курсовая работа может быть использована в качестве составной части (раздела, главы) выпускной квалификационной работы.

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.