Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преступления с двумя формами вины






Статья 27 УК РФ регламентирует ответственность за преступление, совершенное с двумя формами вины.

При двойной (сложной, смешанной) форме вины психическое отношение лица, совершившего преступление, к ближайшим и менее тяжким последствиям, предусмотренным статьей Особенной части УК РФ, выражается в умысле, а к более отдаленным и тяжким - в неосторожности. Следовательно, речь идет только о преступлениях с материальными составами, в которых содержится не менее двух последствий, различных по степени тяжести и общественной опасности и разделенных по времени их наступления. Например, это имеет место при умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ). В данном составе психическое отношение виновного к ближайшему последствию (причинению тяжкого вреда здоровью) выражается в умысле, а к более отдаленному (смерти) - в неосторожности.[46]

Преступлениями, совершаемыми с двумя формами вины, являются умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111), незаконное производство аборта, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей либо причинение тяжкого вреда ее здоровью (ч. 3 ст. 123), похищение человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия (ч. 3 ст. 126) и т. д. Наступление дополнительного, более тяжкого последствия, относительно которого у виновного существует неосторожная форма вины, в нормах Особенной части является квалифицирующим признаком состава преступления.

В соответствии со ст. 25, 26 УК РФ форма вины в преступлениях с материальными составами определяется не отдельно по отношению к действию или бездействию, но и к последствию, а не только отдельно к последствию. При наличии двух последствий форма вины определяется отдельно по отношению к каждому из них. Когда формы вины применительно к ближайшему и более отдаленному последствиям различны и выражаются соответственно в умысле и неосторожности, то налицо в соответствии со ст. 27 УК РФ преступление с двумя формами вины (или ее еще называют сложной формой вины).[47]

От преступлений с двумя формами вины следует отличать неосторожные преступления, связанные с нарушением определенных правил предосторожности или безопасности. Так, например, не является преступлением с двумя формами вины нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 264). Само по себе нарушение специальных правил является не преступлением, а административным правонарушением, поэтому действовал ли субъект умышленно или по неосторожности, не имеет значения для квалификации. Уголовная ответственность наступает за причинение определенной тяжести вреда здоровью человека, а по отношению к этим последствиям виновный действовал неосторожно. Поэтому преступление в целом неосторожное.

Ярким примером преступления с двумя формами вины может являться недавно произошедшие события, связанные с Расулом Мирзаевым – чемпионом мира по боевому самбо и Иваном Агафоновым – студентом колледжа МВД.

В августе 2011 года в Москве в районе клуба «Гараж» произошла ссора между чемпионом по восточным единоборствам Расулом Мирзаевым и студентом Иваном Агафоновым.

Поводом ссоры стало якобы некорректное поведение по отношению к девушке Мирзаева. После чего двое молодых людей вышли на улицу. Мирзаев ударил Агафонова кулаком, после чего тот упал. Через несколько дней Иван Агафонов скончался в больнице от травмы головы. Как установила судебно-медицинская экспертиза, потерпевший умер не от удара кулаком по голове, а от падения на землю и повреждения о твердую поверхность, которой может являться камень, асфальт, бетон и т.п.

По данном у факту было возбуждено уголовное дело по ст. 111 ч.4 УК РФ, т.е. «причинение тяжкого вреда здоровью, причинившее смерть потерпевшего по неосторожности». Такая статья предусматривает наказание до 15 лет лишения свободы и по существу является убийством. Мирзаев добровольно явился в следственные органы и был взят стражу в виду тяжести совершенного преступления.

В январе 2012 года Следственный Комитет переквалифицировал действия Мирзаева на ст. 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности», которая предусматривает наказание до 2 лет лишения свободы, т.к. не усмотрел в действиях Мирзаева состав преступления по ст. 111 ч.4 УК РФ о чем, было заявлено официально в средствах массовой информации представителем комитета Владимиром Маркиным.

На мой взгляд решение дела по ст. 109 крайне неприемлемо. Ведь Мирзаев, нанося удар, зная о своих профессиональных навыках в ведении рукопашного боя — мог и обязан был предвидеть наступление последствий, в том числе, и фатальный исход потерпевшего. В случае с Мирзоевым необходимо учесть, что боевое САМБО смешанный вид (удары, броски, толчки, тычки и т.д). Необязательно наносить удар для того, чтобы противник упал и ударился головой, например, достаточно одного толчка. Кроме того ещё в первоначальной стадии следствия было установлено что «Агафонов потерял сознание до падения на землю, что не позволило ему сгруппироваться и избежать контакта головы с асфальтом…». Отсюда, имеет быть причинно-следственная связь между профессионально нанесённым ударом Мирзаева, мгновенно отключившим Агафонову сознание и смертью последнего.

Статья 27 УК РФ гласит — Если в результате совершения умышленного преступления причиняются тяжкие последствия, которые по закону влекут более строгое наказание и которые не охватывались умыслом лица, уголовная ответственность за такие последствия наступает только в случае, если лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, или в случае, если лицо не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможность наступления этих последствий. В целом такое преступление признается совершенным умышленно.

Отсюда, если С.А. Гуров (адвокат) настаивает на отсутствии у Мирзаева классического умысла, законом прямо урегулированы случаи, предусматривающие ответственность за преступления, совершённые с двумя формами вины.

Мирзаев не предвидел, но должен был и мог предвидеть возможность наступления смерти Агафонова.

Но всё же я убеждён в том, что Мирзаев если и не желал смерти Агафонову, то желал умышленно причинить тяжкий вред здоровью последнего. То есть — реальная ст.111 ч.4.

Не смотря на то, что квалификация преступлений с двойной формой вино очень сложна, требуется четко отграничивать их от остальных форм вины, т.к. в дальнейшем это может повлиять на назначение наказания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.