Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 5 (102) Производительность труда. Показатели и методы измерения производительности труда на автотранспорте. Пути и факторы роста производительности труда






стр 190-193, стр. 214-225

Трудовые ресурсы предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества подбора и эффективности использования которого во многом зависят результаты производственной деятельности предприятия.

Показателем эффективности труда является его производительность. Повышение производительности труда имеет большое экономическое и социальное значение, которое необходимо рассматривать на макро- и микроуровне. С народнохозяйственной точки зрения повышение производительности труда означает:

- рост валового внутреннего и национального продукта, национального дохода;

- рост фонда накопления и фонда потребления;

- основу для расширенного воспроизводства;

- основу для повышения уровня жизни граждан страны и решения социальных проблем

- основу для развития страны и роста экономического уровня.

Рост производительности труда имеет большое значение и для предприятия. Он позволяет:

- снизить затраты на производство и реализацию продукции, если рост производительности труда опережает рост средней заработной платы;

- при прочих равных условиях увеличить объем производства и реализации продукции, а следовательно и рост прибыли;

- проводить политику по увеличению средней заработной платы;

- более успешно осуществлять реконструкцию и техническое перевооружение предприятия;

- повысить конкурентоспособность предприятия, обеспечить финансовую устойчивость.

Производительность труда – важнейший экономический показатель, характеризующий эффективность использования трудовых ресурсов.

Основными показателями производительности труда на уровне предприятия являются показатели выработки и трудоемкости.

Выработка характеризует объем продукции, произведенный в единицу времени; трудоемкость характеризует затраты труда, необходимые для производства единицы продукции.

Выработка продукции является наиболее распространенным и универсальным показателем производительности труда.

В зависимости от методов измерения объема продукции различают три метода измерения производительности труда: натуральный, трудовой и стоимостной.

Натуральный метод измерения производительности труда характеризует выработку продукции в натуральной форме в единицу рабочего времени. На автомобильном транспорте производительность труда в натуральных показателях выражаются в тонно-километрах, тоннах перевезенного груза, автомобиле-часах работы, платных километрах пробега.

Трудовой метод измерения производительности труда характеризует отношение нормативных затрат к фактическим затратам рабочего времени на производство продукции.

Трудовой метод применяется для определения эффективности использования труда рабочих по сравнению с нормами, уровня выполнения норм выработки или степени сокращения нормативного времени рабочим в процентах.

Стоимостной метод измерения производительности труда получил более широкое применение, особенно на предприятиях, выполняющих различные виды деятельности, так как дает возможность учета и сравнения разнообразных видов работ путем приведения их к единому измерителю.

Выработка может быть определена в расчете на один отработанный человеко-час (часовая выработка), один отработанный человеко-день (дневная выработка), на одного среднесписочного работника (рабочего) в год, квартал, месяц (годовая, квартальная или месячная выработка).

Производительность труда – показатель динамичный. Она постоянно изменяется под воздействием множества факторов. Факторами называются движущиеся силы или причины, вызывающие изменение производительности труда. Применительно к предприятию все такого рода факторы можно подразделить на внутренние и внешние.

Внутренние факторы включают уровень технической оснащенности предприятия, энерговооруженность труда, организацию труда и производства, применяемые системы стимулирования труда, т.е. все те, которые зависят от коллектива и его руководителей.

По своему внутреннему содержанию и сущности все факторы принято объединять в три группы: материально-технические, организационные и социально-экономические.

К материально-техническим факторам относится повышение фондо- и энерговооруженности труда на основе научно-технического прогресса: механизации и автоматизации производственных процессов; улучшение технико-эксплуатационных показателей использования подвижного состава: коэффициента использования пробега, грузоподъемности, технической готовности, впуска автомобилей на линию, сокращением времени простоя под погрузкой-разгрузкой, наращивание бортов при перевозке легковесных грузов, разработка рациональных технологий перевозок грузов, ТО и ремонта подвижного состава.

Все материально-технические факторы повышают производительность труда и снижают трудоемкость продукции.

К организационным факторам роста производительности труда относятся организация производства, труда и управления, повышение квалификации кадров, совершенствование мотивации, активная маркетинговая деятельность. Организация труда – совокупность мероприятий, предусматривающая определенную расстановку работников в процессе производства, соответствующую организацию производства, разделение и кооперацию труда, формы и системы его оплаты, типы рабочих мест и требования к их организации, условия труда и меры компенсации их вредного воздействия, способы поддержания дисциплины производства и труда.

На рост производительности труда на АТП значительное влияние оказывают внешние факторы, включая уровень научно-технического прогресса, развитие сети благоустроенных дорог. Научно-технический прогресс на автомобильном транспорте проявляется в совершенствовании технических средств автотранспорта, увеличении мощности двигателей, межремонтных пробегов проходимости автомобилей.

 

 

Список рекомендуемой литературы для подготовки к государственному экзамену по специальности

1. Бычков, В.П. Экономика автотранспортного предприятия: Учебник. / Бычков В.П. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 384 с. ISBN 978-5-16-002699-2

2. Сербиновский, Б.Ю. Экономика автосервиса. Создание авто-сервисного участка на базе действующего предприятия: Учебное пособие/ Б.Ю.Сербиновский, Н.В. Напхоненко, Л.И. Колоскова – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2006. – 432 с. ISBN 5-241-00641-9

3. Бычков, В.П. Предпринимательская деятельность на автомобильном транспорте: перевозки и автосервис: Учебное пособие. /– В.П. Бычков – Изд.2-е, перераб.и доп. –М.: Академический Проект, 2009. – 573 с. ISBN -978-5-2891-1059-8

4. Баскакова, О.В. Экономика организаций (предприятий): учеб. пособие для вузов / О. В. Баскакова.- 3-е изд., испр. - Москва: Дашков и К, 2008. - 272 с. ISBN 978-5-91131-396-8.

5. Колоскова, Л.И. Курс лекций по экономике автотранспортных предприятий: учеб. пособие для вузов / Л. И. Колоскова, Н. В. Напхоненко. - М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2006. - 128 с. - ISBN 5-241-00643-5.

6. Скляренко, В.К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): учебное пособие. / В.К.Скляренко, В.М.Прудников, Н.Б.Акуленко, А.И.Кучеренко. Под ред. В.К.Скляренко. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 256 с. – ISBN 6-001217-6.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.