Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Федеративное устройство государства






Тема 6. Политико – территориальное устройство

Государства

 

Понятие и основные формы политико-территориального устройства

Под формой политико-территориального устройства понимают национально-территориальную организацию государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов.

В конституциях зарубежных стран обычно применяются термины «территория», «государственное устройство», «федерация», иногда -«территориальная организация публичной власти». Пространство, на которое распространяется власть государства, называется его терри­торией. Территория государства - это суша, водное пространство, воздушный столб в государственных границах. Она включает терри­ториальные воды (обычно открытое море на расстояние 12 миль от бе­рега), некоторые другие объекты, например корабли в открытом море. Некоторые конституции содержат положения о границах государст­венной территории, определяя ее по географическим понятиям широ­ты и долготы (параллелям и меридианам), другие перечисляют раз­личные части суши и вод, входящих в государственную территорию (например, ст. 42 Конституции Мексики).

В науке обычно различают две основные формы политико-территори­ального устройства государства: унитарное государство и федерацию.

Унитарное государство - простое государство, территория которого состоит из политико-административных или административных еди­ниц, не обладающих какой-либо политической самостоятельностью. К числу унитарных государств относятся: Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерлан­ды, Португалия, Камбоджа, Куба, Лаос, Таиланд, Япония и др.

Федерация - сложное государство, его составными частями явля­ются государства-члены или государственные образования. Они за­нимают всю или подавляющую часть территории страны.

Федеративное устройство государства

1. К зарубежным федерациям относятся: в Европе: Австрия, Бель­гия, Германия, Швейцария и Югославия; в Азии: Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты и Пакистан; в Латинской Америке: Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США, в Океании: Австралия и Папуа - Новая Гвинея (см. схему 48).

2. Основными признаками федеративного устройства государства являются:

- наличие конституции Федерации и конституций субъектов Федерации;

- территориальная целостность;

- учет национального состава населения;

- непризнание за субъектами федерации права на выход из соста­ва федерации;

- возможность изменения состава федерации путем принятия но­вых субъектов или преобразование существующих;

- единые вооруженные силы, единая денежная система;

- наличие общефедеральных органов законодательной, исполни­тельной и судебной власти и др.

Принцип территориальной целостности особенно важен для феде­ративного государства, он характеризуется следующими чертами:

- незыблемость границ государства;

- целостность общества, живущего на его территории;

- решение всех вопросов, касающихся целостности государства исключительно федеральными органами власти (см. схему 49).

3. В США наряду с основными субъектами - штатами (государст­вами) существуют и другие единицы - федеральные территории, фе­деральные владения, федеральный округ, которые управляются особым образом.

В Мексике и Нигерии составными частями выступают штаты и федеральный округ. В Пакистане: четыре провинции и федерально управляемая полоса племен. В Индии - штаты и союзные террито­рии, в том числе столица - Дели. В Венесуэле - федеральные владе­ния - прибрежные острова, часто ненаселенные. В Конституции Бра­зилии устанавливается, что территории не являются субъектами,

4. В современной юридической литературе различают симметрич­ные и асимметричные федерации, а иногда пишут о простом (симмет­ричном) либо сложном (асимметричном) государственно-территори­альном устройстве. Большинство федераций мира асимметричные.

Симметричное устройство государства характеризуется тем, что все его составные части имеют равный статус. Например, земли в Ав­стрии и Германии, воеводства в Польше и области в Белоруссии рав­ноправны. Симметричная федерация предполагает равноправие субъектов, например штаты в США посылают равное число сенаторов в верхнюю палату в США - 2, в Бразилии - 3. Иногда число пред­ставителей штатов (субъектов) зависит от численности их населения: в ФРГ число представителей от земли колеблется от 3 до 5, в Индии -от 1 до 34 представителей, но каждый штат при решении вопроса име­ет один голос.

5. Субъекты федерации государственным суверенитетом не обла­дают, многие конституции предоставляют им право участвовать в международных отношениях, но только по социально-экономическим и культурным вопросам, по вопросам взаимной поддержки, а не по по­литическим вопросам.

Конституции федеративных государств содержат перечень его со­ставных частей (например, преамбула Основного закона ФРГ).

Штаты (субъекты) имеют свои символы - герб, флаг, столицу, мо­гут заключать соглашения между собой, но не политического харак­тера (Австрия, Германия, Швейцария).

Исторически федерации возникали двумя способами: договорным или конституционным. В связи с этим их разделяют на договорные и конституционные.

При договорном способе самостоятельные государства объединя­лись в федерацию, заключив между собой договор об объединении (США, Швейцария, Югославия, Танзания, ОАЭ и др.). Сторонники до­говорной концепции считают, что объединившиеся государства со­храняют свой суверенитет и обладают правом вето на все изменения в федеральной конституции. Однако в настоящее время указанные федерации стали конституционными, а первоначальное значение до­говора утратило свое правовое значение.

Канада и Швейцария в соответствии с конституциями этих стран официально называются конфедерациями, но фактически являются федеративными государствами. ОАЭ - федерация монархий имеет элементы конфедеративного союза.

Конституционные федерации созданы на основе конституции стра­ны или иного конституционного документа, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий (ФРГ (1949 г.), Индия (1948 г.)}.

Некоторые федерации строятся с учетом национального признака: Югославия, Чехословакия до 1993 г., Индия, Бельгия, Эфиопия с 1994г.

Как национально-территориальные построены федерации в Индии, Канаде и др. В Канаде лишь одна из 10 провинций имеет большинство франко-канадского населения, остальные девять созданы по террито­риальному признаку (их население англо-канадцы).

Наконец, Нигерия специально реорганизована таким образом, что­бы ни в одном штате не доминировала какая-либо этническая общ­ность (племя).

Все другие федерации созданы на территориальной основе.

Право выхода (сецессии) из федерации штаты не имеют. Единст­венной Конституцией, признающей право сецессии, является Основ­ной закон Эфиопии 1994 г.

6. Федерации в большинстве случаев имеют республиканскую форму правления. Но есть и федерации - монархии. Это Бельгия, ОАЭ, Малайзия, Австралия и Канада.

В характеристике федеративного государства одним из наиболее сложных вопросов является юридическое и фактическое разграниче­ние компетенции между союзом и субъектами федерации. В науке предлагаются разные варианты разграничения полномочий.

Наиболее часто предметы ведения и полномочия в федерациях де­лят на следующие виды:

- исключительные полномочия и предметы ведения федерации;

- исключительные полномочия и предметы ведения субъектов фе­дерации;

- сфера совместного ведения и полномочий федерации и ее субъ­ектов (в некоторых странах она называется конкурирующей компе­тенцией);

- остаточные полномочия, не относящиеся к указанным выше трем видам полномочий и не нашедшие закрепления в федеральной конституции.

Например, Конституции США, Австрии, Швейцарии, Танзании и Эфиопии закрепляют исключительную компетенцию федерации, а все остальные полномочия передаются субъектам федерации. Так, в США согласно принципу «дуалистического федерализма», в основу которого положено жесткое разграничение сфер компетен­ции союза и штатов, конституция устанавливает сферу исключи­тельной компетенции союза, давая перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативные акты (раздел 8, ст. 1). В него входят:

1) регулирование междуштатной и внешней торговли;

2) чеканка монеты;

3) установление стандартов мер и весов;

4) объявление войны и др.

Все остальные вопросы, которые не содержатся в этом перечне, носят название остаточной компетенции и представляют собой пред­меты ведения нормоустанавливающих органов субъектов федерации.

Согласно поправке X к исключительной компетенции штатов относятся;

1) проведение выборов;

2) регулирование внутриштатной торговли;

3) установление органов местного управления и некоторые другие.

Кроме того, эта схема дополняется принципом «подразумеваемых

полномочий», который выводится из последнего абзаца раздела 3 т. 1 Конституции: все вновь возникающие предметы правового регулирования относятся только к компетенции Союза.

Есть и запреты Союзу и штатам: они не могут осуществлять определенные действия - облагать налогами экспортируемые товары, жаловать дворянские титулы, разрешать рабовладение.

Союзу запрещается: вводить прямые налоги, неодинаковые кос­венные налоги, предоставлять привилегии штату в ущерб другому штату. Штатам запрещается: вступать в международные договоры, чеканить монету, лишать граждан некоторых прав.

Субъекты федераций в отличие от составных частей унитарного государства обладают широкой политической самостоятельностью, государственной автономией.

Субъекты федераций создают свое правительство, возглавляемое избранным губернатором (США) или формируемое партией, победив­шей на выборах в местный парламент, во главе с министром штата 'Индия). В штатах США правительства штата нет, поскольку многие должностные лица штата, как и губернатор, избираются населением и губернатору не подчинены (атторней штата, государственный сек­ретарь штата и др.).

Субъекты федераций часто имеют свои конституции (в США все 50 штатов, в Танзании - только Занзибар). Нет конституций у провин­ций Канады, штатов Венесуэлы.

Субъекты федераций в монархиях, как правило, имеют республи­канскую форму правления (Австралия, Бельгия, Канада), в Малайзии часть субъектов управляется по республиканской системе», но боль­шинство субъектов - монархии во главе с султанами.

В ОАЭ все семь субъектов имеют монархическую форму (их гла­вы - эмиры). Субъекты федерации имеют в верхней палате парламен­та страны равное представительство независимо от численности их населения (по два сенатора в США, по три - в Бразилии), или неравное в зависимости от числа жителей штата (от трех до пяти от земли - в Германии, от одного до 34 - от штата в Индии).

Субъекты федерации могут иметь свое гражданство (в США - все штаты, в России - республики, в Индии и Пакистане субъекты феде­раций не имеют своего гражданства). Они представлены во второй па­лате федерального парламента, которая считается специальным ор­ганом выражения их интересов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.