Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи и функции центральных банков






- 1 -

Центральный банк — это привилегированная и эли­тарная финансовая организация, наделенная функциями адми­нистративного органа и банка.

Своим созданием центральные банки обязаны государству с его политическими и экономическими целями. Особая роль центрального банка заключается в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству пере­распределять денежные потоки, финансовые ресурсы таким об­разом, чтобы увеличивались поступления в бюджет.

Известны два пути создания центральных банков:

1) историческое закрепление функции денежной эмиссии за крупнейшей кредитной организацией;

2) учреждение государством эмиссионного банка.

Появление первых центральных банков относят к концу XVII в. Тогда функции центрального банка не отличались от функций обычного банка, исключение составляло кредитова­ние правительства. Старейшими центральными банками мира признаны швед­ский " Риксбанк" (1668 г.) и Банк Англии (1694 г.). С 1812 г. банкноты Банка Англии стали законным платежным средством в государстве.

Процесс монополизации центральными банками функции эмиссии денег протекал долго и был завершен в большинстве стран мира в конце XIX — начале XX в. Банк Англии в законо­дательном порядке получил монополию эмиссии банкнот в 1844 г.

В числе экономически развитых стран последней четверти XIX в. только США не располагали централизованной органи­зацией банковской системы. В 1913 г. на их территории функ­ционировало более 20 000 банков, причем около 7000 — с пра­вом эмиссии банкнот.

Сосредоточение эмиссионной деятельности в центральном банке поставило его в привилегированное положение на денеж­ном рынке, дало возможность целенаправленно воздействовать на спрос и предложение денежных ресурсов. Вследствие этого начали развиваться новые функции и операции центрального банка, не свойственные другим кредитным организациям.

После первой мировой войны государства значительно уси­лили свое влияние на реальный сектор экономики и в целях за­крепления за собой соответствующих функций, стали наделять центральные банки рядом властных полномочий по отношению ко всем участникам кредитно-финансовых отношений и, в част­ности, к банкам и небанковским кредитным организациям. Особый статус центрального банка подчеркивал также состав клиентов, которых он обслуживал: коммерческие банки, цен­тральные банки других стран, правительство. По мере усиления демонетизации золота центральные банки использовали все новые методы сдерживания инфляции, при­няв на себя функцию ее обуздания, стали контролировать и прогнозировать рост денежной массы.

- 2 -

Деятельность ЦБ строится на следующих принципах:

Самостоятельность решений в области денежно-кре­дитной политики. В мировой практике встречаются четыре модели взаимодействия центрального банка с другими органа­ми государственной власти в области денежно-кредитной поли­тики. Первая: центральный банк реализует денежно-кредит­ную политику, разрабатываемую правительством. Вторая: государственные органы наделены правом инструктировать центральный банк в данной области деятель­ности. Третья: согласно законам страны, цен­тральный банк обязан поддерживать экономическую политику правительства, в то же время государственные органы не наде­лены правом вмешательства в денежно-кредитную политику эмиссионного банка. Четвертая: центральный банк независим от правительства, денежно-кредитную политику проводит са­мостоятельно.

Подотчетность банка. Федеральная резервная система США несет ответственность перед конгрессом. Центральный банк Франции подотчетен счетной палате парламента; по кад­ровым вопросам, при составлении проекта распределения прибыли банка необходимо одобрение министра экономики и финансов. Министр финансов Канады наделен правом (после консультации с правительством) давать конкретные распоряжения Банку Канады по финансовой политике.

Задачи и функции центрального банка в большинстве стран мира определены в нескольких законах: Конституции, законах о центральном банке страны, о банковской деятельности.

К числу основных задач центрального банка относятся:

ü разработка и проведение денежно-кредитной политики;

ü надзор за кредитной системой;

ü организация функционирования платежной системы и надзор за нею.

ü Как организация, созданная для осуществления управленческих функций, Банк России имеет три основные цели деятельности, закрепленные в законе:

ü - защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

ü - развитие и укрепление банковской системы РФ;

ü - обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

ü Как орган монетарной власти Банк России осуществляет следующие функции: разрабатывает и проводит (во взаимодействии с Правительством РФ) единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты, определяет порядок расчетов с иностранными государствами; организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки; принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ; проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам. Прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные, реализуя при этом задачу снижения инфляционных ожиданий.

ü Как орган регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций Банк России выполняет следующие законодательно закрепленные за ним функции: осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций с целью поддержания стабильности банковской системы, защиту интересов вкладчиков и кредиторов; регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

ü К операциям, осуществляемым Центральным банком, можно отнести:

ü - кредитование коммерческих баков в порядке рефинансирования;

ü - расчетное и кассовое обслуживание правительства и других государственных органов;

ü - переучет векселей и других денежных обязательств;

ü - операции с ценными бумагами;

ü - инкассацию, перевозку денежной наличности, валютных и других ценностей;

ü - операции по управлению золотовалютными резервами, с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями;

ü - покупку, продажу и мену драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет, также драгоценных камней;

ü - межбанковские расчеты;

ü - прием ценностей на хранение;

ü - денежные переводы и иные расчетные операции;

ü - валютные операции;

ü - банковские услуги правительствам иностранных государств, центральным банкам и финансовым органам этих стран, а также международным организациям;

ü - посреднические услуги в качестве финансового агента правительства по распространению государственных ценных бумаг;

ü - операции по обслуживанию государственного долга и др.

 

 

Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов.

Ее главная задача — регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной ва­люты.

Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя:

ü определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год),

ü разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей,

ü конкретизацию направлений совершенствования бан­ковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы,

ü развитие рынка ценных бумаг,

ü политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др.

Юридическую базу денежно-кредитной политики составля­ют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.

Основные направления взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой, а именно:

ü прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период,

ü бюд­жетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период),

ü внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны).

В этих целях цен­тральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

В совокупности функций центрального банка выделяют функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей) и функцию реализации политики, уста­новления определенных условий (параметров) использования инструментов для достижения целей.

Инструменты денежно-кредитной политики классифициру­ются по ряду признаков:

ü в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги);

ü по срокам воздействия — кратко- и долгосрочные;

ü по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и ка­чественные (цена кредита);

ü по форме воздействия — прямые и косвенные;

ü по числу объектов воздействия — общие и селективные.

Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций.

С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров фи­нансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, — на денежно-кредитные отношения в госу­дарстве.

Общие методы влияют на весь кредитный рынок и в основ­ном являются косвенными.

Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков.

В зависимости от субъекта, инициирующего конкретный инструмент реализации денежно-кредитной политики, разли­чают группы постоянных механизмов, толчком к действию ко­торых служат обращение коммерческого банка в центральный банк с просьбой о проведении финансовой операции или выход на открытый рынок, инициатором которого выступает цен­тральный банк. В свою очередь совокупность постоянных меха­низмов складывается из механизмов, используемых для изъя­тия избыточной банковской ликвидности (механизмы заим­ствования, депонирования средств), и механизмов, применяе­мых в целях поддержания ликвидности банковской системы (механизмы рефинансирования — ломбардные кредиты, сдел­ки РЕПО и др.).

Центральный банк обычно сочетает использование постоян­ных механизмов и операции на открытом рынке. В разных странах на разных стадиях развития финансового рынка при­меняются различные комбинации инструментов денежно-кре­дитной политики.

Содержанием денежно-кредитной политики центрального банка в конкретном финансовом году может быть кредитная экспансия, под которой понимается совокупность мероприя­тий, направленных на стимулирование кредита и эмиссии де­нег, либо кредитная рестрикция, то есть политика сдержива­ния и ограничения объемов и темпов роста денежно-кредитных отношений.

Регулирование количества денег в обороте (объема денеж­ной массы, в узком смысле — денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (по­литику регулирования общего уровня процентных ставок в эко­номике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и дина­мики курса национальной валюты к иностранным.

Механизм рефинансирования представляет собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной лик­видностью, посредством которых денежные средства поступа­ют от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансиро­вания воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качес­тве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ог­раничения процентных ставок денежных рынков и в других це­лях.

Центральным банком используются следующие инструмен­ты рефинансирования:

ü переучет векселей;

ü ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита. Суть последнего — предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список и принадлежащих банку на праве собственности;

ü ломбардный кредитный аукцион;

ü операции РЕПО и др.

Переучет эмиссионным банком векселей субъектов хозяй­ствования, то есть покупка центральным банком у владельца (дисконтанта) векселя до наступления срока платежа по нему, производится на условиях обратного их выкупа дисконтантом у центрального банка. Центральные банки принимают векселя к переучету только от кредитных организаций, отвечающих оп­ределенным требованиям, и на основании договора о переучете.

Операции переучета векселя также используются централь­ным банком для регулирования ликвидности кредитных орга­низаций. Их дополнительной функцией является стимулирова­ние банковского финансирования экспорта. Инструментами ре­гулирования выступают учетная ставка и лимит переучета. Учетная ставка — это процентная ставка, которая официаль­но устанавливается центральным банком при учете векселей. Под лимитом переучета понимается сумма номиналов вексе­лей, принимаемых к переучету эмиссионным банком от вла­дельца векселя.

Процентная политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка.

 

Обязательное резервирование (резервные требо­вания) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке долж­ны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.

Система обязательного резервирования выполняет следую­щие функции:

ü контрольную (за расширением денежной массы путем изъятия избыточных резервов банковской системы),

ü ста­билизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок),

ü страхования ликвидности и платежеспособности бан­ков.

Коммерческий банк обязан депонировать часть привлечен­ных денежных средств в фонде обязательных резервов, разме­щаемом в центральном банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер.

В большинстве стран мира используется метод усредненно­го выполнения резервных требований, что создает саморегули­руемую систему стабилизации объемов ликвидности банков­ской системы и цен на кредитные ресурсы, снижает риски в платежной системе. Центральный банк, применяя рассматри­ваемый метод, контролирует лишь среднюю величину резерв­ных требований кредитной организации (среднюю арифмети­ческую ежедневных остатков средств на резервных счетах за период поддержания). Соответственно коммерческий банк име­ет возможность в период недостатка ликвидности использовать часть резервов для осуществления платежей, предотвращая возникновение сбоев. Одновременно данный подход стимули­рует банк в период краткосрочного избытка ликвидных средств поддерживать остаток резервного счета на более высоком уров­не по сравнению с установленной величиной резервных требо­ваний, при этом происходит автоматическое изъятие избыточ­ной ликвидности.

Норматив резервных требований устанавливается в законо­дательном порядке и представляет собой процентное отноше­ние суммы минимальных резервов к абсолютным или относи­тельным (приращению) показателям пассивных или активных операций. По характеру воздействия различают нормативы об­щие (установленные ко всей сумме обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к определенной части суммы обязательств или кредитов).

Устанавливая и пересматривая норматив резервных требо­ваний, центральный банк регулирует объемы, структуру и ди­намику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных ак­тивов, на уровень прибыльности кредитных организаций.

В начале XXI в. в ряде стран стало снижаться значение обя­зательного резервирования как инструмента денежно-кредит­ной политики центрального банка. Это связано с расширением круга ликвидных активов коммерческих банков, что позволяет центральному банку частично отказаться от применения резерв­ных требований (которым присущи черты административного контроля) в пользу постоянных рыночных механизмов, число и масштабы развития которых заметно возросли.

 

Валютная политика включает в себя такие струк­турные элементы, как целевые установки, нормативные акты, реальные механизмы регулирования внешних валютно-кредит­ных отношений, степень либерализации валютно-кредитного механизма.

Центральным банком:

1) устанавливаются официаль­ные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам;

2) создаются золотовалютные резервы и осущест­вляется управление ими.

3) регулируются обра­щение валютных ценностей на территории своего государства, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и ре­жим счетов (включая счета в драгоценных металлах) резиден­тов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в национальной валюте;

4) порядок и условия открытия резидентами счетов в национальной и иностранной валюте, в драгоценных металлах в банках за пределами страны.

В функции центрального банка могут быть включены обязанности установления правил бир­жевой торговли иностранными валютами и драгоценными ме­таллами, определения порядка лицензирования биржевой дея­тельности при осуществлении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами; установления форм отчетности, ведения учета и статистики валютных операций и работы банка с денежной наличностью, а также порядка и сроков представле­ния необходимой информации о валютных операциях в цен­тральный банк для разработки платежного баланса страны и иных целей.

Наиболее широко используются операции на рынке цен­ных бумаг. Это самый гибкий метод регулирования денежных ресурсов коммерческих банков. При покупке центральным бан­ком ценных бумаг у кредитных организаций резервы послед­них увеличиваются на сумму этих покупок, что укрепляет лик­видность как отдельных банков, так и банковской системы в це­лом. Когда центральный банк изменяет цену продажи (покуп­ки) ценных бумаг коммерческим банкам, тем самым он воздействует на объем свободных ресурсов, которым располагают коммерческие банки, что стимулирует расширение (сокращение) кредитных вложений в реальный сектор экономики со стороны кредитных организаций. Таким образом, операции эмиссионного банка на открытом рынке влияют на краткосрочные процентные ставки денежного рынка и на диапазон колебаний ликвидности (недостаточная — избыточная) банковской системы. Данный инструмент денежно-кредитной политики приме­няется и на первичном, и на вторичном рынках ценных бумаг. Обычно эта политика используется центральным банком для сокращения объема денежного предложения в государстве, ре­ же — для его увеличения.

Центральный банк инициирует операции на открытом рын­ке, определяет их условия, сроки и инструменты. Применяют­ся стандартные, ускоренные тендеры либо двухсторонние процедуры. При проведении операций на открытом рынке используются различные виды инструментов: сделки РЕПО, валютные СВОПы, выпуск долговых сертификатов, привлечение средств на депозиты с фиксированным сроком и др.

Выбор механизма операции зависит от объектов и целей их проведения, которыми могут быть управление ликвидностью, сглаживание сезонных колебаний процентных ставок и др. Операции РЕПО и СВОП чаще применяются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок; прямые операции с государственными ценными бумагами могут влиять на изменение валютного курса, и потому используются центральным банком для воздействия на денежно-кредитный рынок и на валютный курс.

На открытом рынке различают операции, осуществляемые на регулярной и нерегулярной основе. Регулярные операции проводятся для широкого круга участников на аукционной основе. Например, продажа краткосрочных казначейских векселей, долгосрочные операции РЕПО. Нерегулярные операции более многообразны, они могут быть и конфиденциальными на двухсторонней основе. Операции эмиссионного банка на валют­ном рынке, которые он проводит в целях реализации денеж­но-кредитной политики, в основном осуществляются на нерегулярной основе.

Деятельность центрального банка по регулированию лик­видности банковской отрасли и процентных ставок на денеж­ном рынке (в части их изменения в результате недостатка либо избытка средств на корреспондентских счетах банков в цен­ тральном банке) осуществляется на основе ежедневного составления бюджета ликвидности, то есть прогнозного плана увели­чения (уменьшения) денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в эмиссионном банке.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.