Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема 1.3.1 Система обеспечения конкурентоспособности предприятия 1 страница






Все большее значение для компаний принимает процесс не собственно формирования конкурентоспособности, а именно управление уже сформированной конкурентоспособностью, постоянная и непрерывная работа над ее укреплением и повышением.

Так, для успешной конкурентной борьбы сегодня организации должны не просто системно изучать рынок, оценивать свой уровень конкурентоспособности, выявлять возможности и уязвимые места конкурентов, но также оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять основные направления ее повышения.

Целесообразно выделить тенденции и перспективы развития конкурентоспособности:

1. Многоаспектность понятия «конкурентоспособности» не позволяет фирмам иметь преимущества перед конкурентами лишь в цене и качестве продукции. Так как данное понятие включает в себя такие составляющие, как:

· планомерная инновационная деятельность;

· систематический маркетинговый анализ рыночной среды фирмы;

· формирование позитивного имиджа предприятия;

· высокий уровень компетенции менеджеров, постоянная работа над ее повышением; высокая квалификация персонала, ее регулярное повышение;

· внедрение стандартов качества продукции;

· юридическая чистота и проработанность сделок;

· уровень сервиса выше среднеотраслевого;

· благоприятный морально-психологический климат в коллективе;

· постоянное совершенствование системы мотивации и оплаты труда;

· четкое распределение прав и обязанностей в компании и т.д.

Кроме того, количество таких составляющих постоянно меняется, а вместе с тем и значимость каждого из них. Таким образом. Руководству компаний придется постоянно учитывать меняющуюся конъюнктуру и направлять деятельность фирмы, руководствуясь новой ситуацией.

Так, уже сегодня на первый план вышли такие качественные характеристики компаний, как техническая оснащенность и применение ведущих передовых технологий, грамотный персонал, высокий информационный потенциал и т.д. [7, с. 29]

2. Характерной особенностью современных рынков является также высокая степень неопределенности внешней среды организации. Ведущей тенденцией современной экономики является бурное развитие информационного производства и превращение знаний в основной экономический ресурс, что создает новые возможности повышения конкурентоспособности организации. Победителями в конкурентной борьбе становятся организации, способные создать и динамично развивать интеллектуальный потенциал.

3. Все большее значение для компаний принимает процесс не собственно формирования конкурентоспособности, а именно управление уже сформированной конкурентоспособностью, постоянная и непрерывная работа над ее укреплением и повышением.

Так, для успешной конкурентной борьбы сегодня организации должны не просто системно изучать рынок, оценивать свой уровень конкурентоспособности, выявлять возможности и уязвимые места конкурентов, но также оказывать управляющее воздействие на собственную конкурентоспособность и определять основные направления ее повышения.

Механизм управления конкурентоспособностью организации должен включать следующие элементы:

· формирование системы показателей конкурентоспособности;

· построение оптимальной организационной структуры управления;

· применение экономических и юридических методов управления и т.д.

Развитие, рост, прибыль - три целевые величины, предопределяющие возможность достижения фирмой желаемого уровня конкурентоспособности. Исходя из этого, сегодня управление конкурентоспособностью предполагает:

· стратегическое видение руководством предприятия перспектив, средств и методов их достижения, наличие необходимых для этого ресурсов;

· выявление рыночного потенциала своей продукции, ее конкурентных преимуществ и недостатков;

· построение эффективного канала сбыта;

· изучение доминирующих факторов внешней среды предприятия;

· оценка конкурентов и уровня их конкурентоспособности;

· оценка собственного потенциала конкурентоспособности.

Таким образом, механизм управления конкурентоспособностью фирмы должен охватывать все основные направления ее деятельности: кадры, планирование, прогнозирование, производство, организационно-техническое и материально-техническое обеспечение, маркетинг, обеспечение качества продукции, юридическое обеспечение, социальные вопросы и т.д. [42, с.49]

4. Ориентация на поддержание конкурентоспособности только в соответствии с текущими условиями на рынке оказывается на сегодняшний день неэффективной. Важным является предвидение развития ситуации, предугадывание и активное воздействие на внешнюю среду с помощью инноваций в продукте, технологии, управлении и т.д. [42, с.38-40]

Таким образом, к проблеме конкурентоспособности необходимо подходить сегодня не только как к конечному результату, но и как к непрерывному процессу формирования преимуществ, оптимального применения ресурсов организации.

Вопросы конкурентоспособности изучены достаточно детально в современной науке. Но большинство исследований посвящено проблемам конкурентоспособности промышленных предприятий. Анализ литературных источников показал, что вопрос повышения конкурентоспособности туристических фирм разработаны в недостаточной степени.

В процессе исследования было установлено, что конкурентоспособность – это интегральная характеристика, составляющими которой являются инновационная деятельность, маркетинговый анализ внешней и внутренней среды, имидж предприятия, уровень компетенции сотрудников и др.

Для достижения конкурентоспособности и ее повышения организации необходимо учитывать факторы, ее определяющие. В обобщенном виде конкурентоспособность организации определяется совокупностью факторов, характеризующих результативность ее деятельности на рынке, атрибуты качества продукции и эффективность маркетинговой деятельности.

На сегодняшний день существует ряд проблем конкурентоспособности организаций, таких как: восприятие конкурентоспособности как абстрактной характеристики; неумение менеджмента организаций грамотно оценивать состояние конкурентоспособности и управлять им; ограничение управленческих усилий лишь мероприятиями по созданию конкурентоспособности организации и недооценка процесса ее постоянного совершенствования; недостаточность денежных средств для мероприятий по управлению конкурентоспособностью. Все эти проблемы негативно сказываются на эффективности деятельности отечественных предприятий и требуют серьезного изучения, теоретических и практических исследований.

Тем не менее, среди перспектив конкурентоспособности в настоящее время такие тенденции как: усложнение сущности конкурентоспособности в связи с расширением масштабов конкуренции и выход на первый план информационного фактора; акцент не просто на формировании конкурентоспособности, а на грамотном управлении ею, отношение к конкурентоспособности как к динамической характеристике; применение инноваций и новых технологий – неотъемлемая часть конкурентоспособности организации.

 

 


2. Анализ конкурентоспособности предприятия

 

2.1. Общая характеристика ОАО «Гостиничный комплекс «Ока»

Полное фирменное наименование общества: Открытое акционерное общество «Гостиничный комплекс «Ока».

Сокращенное наименование общества: ОАО ГК «Ока».

Гостиничный комплекс расположен по адресу: 603057, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 27.

Данные о первичной государственной регистрации: номер государственной регистрации: 662, дата государственной регистрации: 22.09.1995, наименование органа, осуществившего государственную регистрацию: Комитет по управлению городским имуществом г. Нижнего Новгорода.

Данные о регистрации юридического лица:

Основной государственный регистрационный номер юридического лица: 1025203745050, дата регистрации: 20.12.2002

Наименование регистрирующего органа: Инспекция МНС по Советскому району г. Н. Новгорода

Дата создания (до преобразования в акционерное общество) – 28.12.1997г.

Цели создания: предоставление гостиничных услуг, организация общественного питания, розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами.

Выгодное географическое расположение гостиницы: граничит со Спорткомплексом «Дельфин» и Дворцом спорта.

Собственность: муниципальная (до преобразования).

Организационно-правовая форма: муниципальное унитарное предприятие (до преобразования).

На основании ст. 34, 35 ФЗ РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности», ГК РФ и Плана приватизации МУП «ГК «Ока», утвержденного КУГИ Администрации г. Нижнего Новгорода в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.92 г. № 721 МУП «ГК «Ока» преобразовано в ОАО «ГК «Ока». [29]

Гостиница является коммерческим предприятием и имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печати со своим наименованием, штампы и бланки.

ОАО «Гостиничный комплекс «Ока» 3* - оценка положения в отрасли Сертификат Соответствия от 15.10.2008г. № 0001557

Отель Ока находится недалеко от центра и основных достопримечательностей г. Нижнего Новгорода, в получасе езды до аэропорта.

Отель предлагает для размещения 278 номеров различных категорий: от номеров эконом-класса до люксов. Каждый номер оснащен спутниковым телевидением, телефоном, Wi-Fi доступом в Интернет, минибаром, феном.

В Гостиничном Комплексе «Ока» развитая инфраструктура. В отеле работают ресторан, клуб, бар и кафе. Ресторан Бульвар является одним из самых больших ресторанов города и предлагает гостям три банкетных зала: главный зал, вместимостью до 150 человек, гобеленовый зал и погребок в стиле кантри. В меню ресторана представлены блюда средиземноморской, французской и английской кухонь. Техно-клуб Моторный представляет развлекательные программы с участием лучших ди-джеев города, а днем работает как ланч-бар. Лобби-бар предлагает богатую чайную карту и большой выбор кофе. В кафе на втором и пятом этажах отеля гостям предлагаются холодные и горячие закуски, широкий ассортимент кондитерских изделий и прохладительных напитков.

Гостиница располагает пятью конференц-залами вместимостью до 150 человек, оснащенными необходимым оборудованием. Отель также предлагает услуги бизнес-центра, который находится на первом этаже. [43]

Кроме того, в отеле имеется 2 сауны, кафе, салон - парикмахерская, массажные кабинеты, касса авиа и железнодорожных билетов, экскурсионное бюро, охраняемая парковка, современный спортивно – развлекательный клуб «Кэпитал Клаб» (боулинг, бильярд, спорт-бар).

В гостинице предоставляются следующие услуги:

Для отдыха и развлечений: ресторан, организация экскурсионного обслуживания: обзорные экскурсии по Нижнему Новгороду, туры выходного дня, киоски " Печать", " Сувениры", доставка цветов, услуги фитодизайнера, бронирование мест в театрах, кинотеатрах, клубах и ресторанах города, доставка пиццы, шашлыков, суши из самых популярных ресторанов города, организация услуг химчистки, прачечной, обслуживание в номере, 55 телевизионных кабельных каналов, мини-бар.

Для красоты и здоровья: сауна " Ока", салон-парикмахерская " Магнолия", массаж, солярий, стоматологический кабинет.

Для семинаров, конференций и переговоров: сеть конференц-залов, бизнес-центр с доступом в Интернет, тренинги и семинары в Нижнем Новгороде, визовая поддержка, сканирование, ламинирование, ксерокопирование документов, прием/отправка факсимильных сообщений, организация услуг переводчика, охраняемая автостоянка, парковка, нижегородский филиал банка " УралСиб", банкомат, касса по продаже авиа и ж/д билетов, камера хранения багажа, прокат сейфа, трансфер от ж/д вокзала и аэропорта, прокат автомобилей любой марки, заказ экспресс-такси, бесплатные газеты и журналы в холле гостиницы. [29]

В настоящее время компьютерные программы и приложения существенно облегчают работу любой организации и позволяют вести полный учет информации, по каким либо параметрам.

Огромное количество программ используется сотрудниками в процессе работы. Вид программы, используемой в работе, зависит от деятельности отдела.

В основном ОАО «Гостиничный комплекс «Ока» использует в своей работе программу 1 С. Эта программа позволяет хранить информацию в доступном виде и по мере необходимости вносить нужные изменения. Также в процессе работы в отделе маркетинга часто используется программа Microsoft excel. Она позволяет вносить потенциальных клиентов в базы гостиницы, чтобы в дальнейшем предлагать свои услуги конкретным потребителям

Предприятие функционирует с 1974 года. Как Открытое Акционерное Общество ГК «Ока», зарегистрировано 22.09.1995г, свидетельство № 662. ОАО «ГК «Ока» является правопреемником муниципального унитарного предприятия «Гостиничный комплекс «Ока».

В настоящее время номерной фонд Гостиничного комплекса «Ока» включает 283 номера различных категорий, в т.ч.:

· номера ЛЮКС – 25

· номера Первой категории - 177

· номера класса «Стандарт» - 53

· номера класса «Эконом» - 28

Загрузка номерного фонда в рабочие дни составляет около 70%, в праздничные и выходные дни – 40%, средняя загрузка 50 - 57%.

 

Генеральный директор

       
   
 
 

 

 


 

 

           
     
 
 

 

 


 

 
 

 


 

Схема 2.1.1 Организационная структура ОАО «Гостиничный комплекс «Ока»

 

 


2.2. Анализ финансово-экономического состояния ОАО «Гостиничный комплекс «Ока».

Для анализа финансового состояния, выявления организационно-экономических показателей ОАО «Гостиничный комплекс «Ока» информационной базой служит Бухгалтерский баланс за 2013 - 2014 гг. (Приложение 1) и Отчет о прибылях и убытках за 2013 - 2014г. (Приложение.2). Эти формы характеризуют имущественное и финансовое положение компании, размещение и использование активов, а также структуру источников их формирования.

Сравним показатели Бухгалтерского баланса компании на 31 декабря 2013 г. и на 31 декабря 2014 г.

Сравнивая показатели актива баланса предприятия, можно увидеть, что активы баланса за год увеличились на 390084 тыс. руб., т.е. с 178294 до 568378 тыс.руб. Увеличение денежных средств в отчетном периоде говорит о том, что предприятие работает стабильно.

Статья внеоборотных активов возросла в 5 раз, что само по себе является положительным моментом. Произошел значительный рост величины основных средств (почти в полтора раза). Это связано с началом строительства нового здания гостиничного комплекса.

Значительно увеличилась величина оборотных активов (на 69, 3%). Это является положительным моментом, ведь оборотные средства представляют собой часть средств организации, оборачивающуюся за период менее года.

Повысилась величина дебиторской задолженности, что связано с изменением политики отношений с юридическими лицами, а именно предоставлением возможности оплаты аренды площадей после указанной даты.

Достаточно сильно возросла величина нераспределенной прибыли, что говорит об усовершенствовании политики распределения прибыли.

Величина краткосрочных обязательств возросла на 35, 2% - прежде всего по причине увеличения в структуре баланса статьи Займы и кредиты на 61004 руб. Кроме того, сильно увеличилась (более чем в 2 раза) величина кредиторской задолженности, прежде всего перед поставщиками и подрядчиками (в связи с тем, что началось крупномасштабное строительство нового корпуса гостиницы).

Чтобы понять, каким образом изменяются показатели бухгалтерского баланса компании, проведем его вертикальный и горизонтальный анализ.

Вертикальный анализ используется, когда нужно проанализировать изменения в составе имущества организации. Для этого принимаем сумму итога баланса за 100% и смотрим, как изменились значения статей (табл. 2.2.1).

Таблица 2.2.1

Вертикальный анализ Бухгалтерского баланса ОАО «Гостиничный комплекс «Ока» на 31 декабря 2014г.

    Показатели На начало отчетного периода На конец отчетного периода Изменения
Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. %
             
Актив
1.Внеоборотные активы Основные средства Незавершенное строительство Долгосрочные финансовые вложения Отложенные налоговые активы Итого по разделу 1           3, 5   0, 002   0, 1   40, 8           52, 8   0, 0005   0, 03   68, 6           12, 5 46, 8   -0, 0015   29, 9   27, 8
2.Оборотные активы Запасы, в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности готовая продукция и товары для перепродажи расходы будущих периодов Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) в том числе: покупатели и заказчики                   0, 54   0, 16     0, 06     0, 32   24, 8   0, 87                   0, 4   0, 1     0, 2     0, 1     6, 6                 -0, 14   -0, 06     0, 14     0, 22   2, 8   5, 73
                   

Продолжение таблицы 2.2.1

             
Денежные средства Прочие оборотные активы Итого по разделу 2   0, 3 33, 5 59, 2   0, 2 9, 1 31, 4 -8229 -0, 1 -24, 4 -27, 8
Баланс            
Пассив
3.Капитал и резервы Уставный капитал Резервный капитал Добавочный капитал Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Итого по разделу 3         0, 03 0, 19 4, 2 25, 7     30, 2         0, 01 0, 06 1, 3 17, 6             -0, 02 -0, 13 2, 9 -8, 1     11, 2
4.Долгосрочные обязательства Займы и кредиты Отложенные налоговые обязательства Итого по разделу 4           44, 7 0, 3             0, 8   53, 8           8, 3 0, 5   8, 8
5.Краткосрочные обязательства Займы и кредиты Кредиторская задолженность в том числе: поставщики и подрядчики             3, 7     4, 4             15, 5     5, 5             8, 3 -5, 5     1, 1
задолженность перед персоналом организации задолженность перед государственными внебюджетными фондами задолженность по налогам и сборам прочие кредиторы задолженность учредителям по выплате доходов Итого по разделу 5               0, 5   0, 15         0, 016     24, 8               0, 3   0, 1     8, 6     0, 002     27, 4           -16     -0, 2   -0, 05     -5, 4   -1   -0, 014     2, 6
Баланс            

Статья внеоборотных активов, составлявшая на начало отчетного периода 40.8% активов компании, возросла и составила к концу отчетного периода 389765 тыс. руб., что в долевом отношении к сумме активов увеличилось на 28, 4%. Это говорит об увеличении доли оборотных средств в структуре активов, об увеличении хозяйственного.

Величина основных средств (61905 тыс. руб.) увеличилась на 12, 5% и составила к концу периода 16% величины активов. Так, было приобретено и установлено новое техническое оборудование для офиса.

Что касается величины оборотных активов, то их изменения также сильно повлияли на структуру баланса. Значение данной статьи снизилось к концу отчетного периода с 105501 тыс. руб. (59, 2% всех активов) до 178613 тыс. руб. (31, 4% активов компании).

Доля величины запасов снизилась незначительно (на 0, 14%). Дебиторская задолженность значительно возросла и составила к концу периода 123744 тыс. руб., однако в процентном отношении она стала выше начальной величины на 2, 8%. Прежде всего, возросла задолженность покупателей и заказчиков. Если в начале периода она равнялась 1556 тыс. руб. (0, 87% активов), то к концу периода составила уже 37757 тыс. руб. (6, 6% активов). Это связано с тем, что фирма позволяет оплачивать арендную плату после утвержденной даты.

Статья «Капитал и резервы» составляла на начало отчетного периода 53764 тыс. руб., (30, 2 % пассивов компании). К концу периода ее величина составила 107849 тыс. руб., но в сумме пассивов составила лишь 19 %, что на 21, 2 % ниже, чем в начале периода. Возрастание значения произошло по причине увеличения суммы нераспределенной прибыли.

Нераспределенная прибыль, равная 45819 тыс. руб. в начале отчетного периода (25, 7% пассивов), возросла на 54085 тыс. руб., но, в силу увеличения валюты баланса, на конец отчетного периода составила лишь около 17, 6 %, что на 8, 1% ниже первоначального значения. Это говорит о том, что к 31декабря ОАО «Гостиничный комплекс «Ока» стало проводить больше мероприятий по распределению прибыли (в незавершенное строительство, закупку основных средств). Снижение доли нераспределенной прибыли компании в сумме ее пассивов имеет как негативные стороны (чем меньшую долю занимает прибыль, тем сложнее обеспечить оптимальное соотношение собственных и заемных средств, покрыть стоимость имущества и т.д.), так и позитивные (снижение доли нераспределенной прибыли в структуре пассива означает направление больших средств на выплату задолженностей, удовлетворение потребностей компании и ее развитие).

Сумма кредитов и займов, составляющая в начале периода 44, 7%, увеличилась на 8, 3%, это связано с началом строительства нового корпуса гостиницы.

Между тем, величина статьи «Краткосрочные обязательства», в начале отчетного периода составлявшая 44175 тыс. руб. (24, 8% всех пассивов фирмы), составила к концу периода уже 155531 тыс. руб. (27, 4% пассивов).

Величина статьи «Кредиторская задолженность» выросла по сравнению с началом периода в абсолютных величинах с 37520 до 87888, однако в процентном отношении она снизилась с 21% на 5, 5%.

Подобная динамика величин собственного и заемного капитала указывает на увеличение финансовой устойчивости компании и, следовательно, на снижение степени финансового риска.

Чтобы результаты вертикального анализа баланса были более достоверными, подкрепим их проведением горизонтального анализа. Горизонтальный анализ баланса используется, чтобы проанализировать изменение статей и имущества в целом. Каждая статья на начало отчетного периода принимается за 100 % и сравнивается с концом периода (табл. 2.2.2).

Таблица 2.2.2

Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса ОАО «Гостиничный комплекс «Ока» на 31 декабря 2014г.

  Показатели На начало отчетного периода На конец отчетного периода Изменение
Тыс. руб. Тыс.руб. %
       
Актив
Внеоборотные активы Основные средства Незавершенное строительство       46, 54 2692, 9

Продолжение таблицы 2.2.2

       
Долгосрочные финансовые вложения Отложенные налоговые активы Итого по разделу 1     435, 44
Оборотные активы Запасы, в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности готовая продукция и товары для перепродажи расходы будущих периодов Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)                   148, 43   963, 2   20, 25 179, 77  
в том числе: покупатели и заказчики Денежные средства Прочие оборотные активы Итого по разделу 2       2326, 5 72, 7 -13, 77 69, 3
Баланс     218, 79
Пассив
Капитал и резервы Уставный капитал Резервный капитал Добавочный капитал Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Итого по разделу 3           118, 04   100, 6
4.Долгосрочные обязательства Займы и кредиты Отложенные налоговые обязательства Итого по разделу 4       276, 7 671, 28 279, 56
5.Краткосрочные обязательства Займы и кредиты Кредиторская задолженность в том числе: поставщики и подрядчики задолженность перед персоналом организации задолженность перед государственными внебюджетными фондами задолженность по налогам и сборам прочие кредиторы задолженность учредителям по выплате доходов Итого по разделу 5                   920, 68 134, 24   296, 7 48, 83 84, 85   96, 9 62, 43 -55, 17   252, 1
Баланс     218, 79

Согласно итогам горизонтального анализа баланса, размер внеоборотных активов фирмы уменьшился по сравнению с началом отчетного периода на 435, 44% и составил к концу периода 389765 тыс.руб., что произошло в силу увеличения величины незавершенного строительства на 2692, 9%.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.