Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темперамент и деятельность






Всякий темперамент обладает положительными качествами, которые каждый человек может с успехом использовать в своей деятельности. Для холериков это энергичность, общительность, настойчивость, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Для сангвиников это быстрая реакция, способность длительно и напряженно работать, перестраиваться с одного вида деятельности на другой. Для флегматиков это то, что приняв решение, они доводят его до конца, они – “труженики жизни”. Для меланхоликов это чувствительность, способность сочувствовать, сопереживать, хорошо выполнять тонкую работу.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Может создаться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимущества ни в каких видах деятельности. Но это неверно: так, именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается стойкое предпочтение стереотипным способам действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка, а несвоевременность своих реакций они восполняют более тщательным планированием действий и педантичным контролем. Они предпочитают упражнения и операции, включающие статические ходы, медленные и плавные элементы, и добиваются в них наибольших успехов. Как установлено, люди, отличающиеся слабой нервной системой, − меланхолики − сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. У таких людей максимум мотивации проявляется в задачах с большой надеждой на успех. Люди, отличающиеся более сильной нервной системой и высокой реактивностью, — сангвиники не только стремятся к решению задач, превышающих среднюю трудность, но и могут с ними успешно справляться. В целом меланхолики и флегматики характеризуются большим соответствием уровня притязаний уровню реально выполняемых ими задач, т. е. их притязания реалистичнее, чем у сангвиников и холериков, которые чаще их характеризуются нереалистичными (завышенными, заниженными) уровнями притязаний.

 

Задание 5. Определите, к какому типу темперамента относятся следующие психологические особенности:

o Замкнут, трудно сближается с людьми.

o Говорит живо, быстро, многословен, общителен.

o Излишне громкий голос.

o Спокойная, несколько замедленная речь, скуп на слова.

o Тихая, неуверенная речь.

o Склонен перебивать, захватывать инициативу в разговоре.

o Речь имеет яркую эмоциональную окраску.

o Движения экономны.

o Осторожные робкие движения.

o Движения резкие.

o Много лишних движений.

o Берется за дело быстро, энергично.

o Быстро и легко переключает внимание.

o Внимание устойчиво, переключается медленно.

o Интересуется многим, но не долго.

o В работу включается не спеша, но обстоятельно.

o Редко проявляет инициативу.

o Болезненно и долго переживает неудачи.

o Живой взгляд.

o Сдержанная неуверенная мимика.

 

Задание 6. Определите тип темперамента.

Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, и стража спит. Первый сел на землю. " Вот не везет, стоило в кои веки раз выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать – до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет", – приговаривал он сквозь слезы. " Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела! " – горячился второй, дубася кулаком в ворота. " Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка", – успокаивал попутчиков третий. " Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка посмотрим, вдруг в нее пролезем", – взял в свои руки инициативу четвертый.

 

Задание 7. Прочитайте информацию, данную в приведенных цитатах, и определите тип темперамента. (Типи темпераменту// Чому їх треба знати? //Диво слова. – №3. – К., 1999).

· Любимый цвет – красный. Они живут сегодняшним днем. Уже в детстве «красные» дети среди цветов карандашей выбирают именно красный. И весь мир для них кажется ярким и удивительным.

· … долго помнят образы. Всегда серьезны, почти никогда не ощущают свободы и раскрепощенности, приятной веселости. Они никогда не бывают активистами и общественными деятелями. Гениев на нашей планете как раз больше среди этих людей. Ученые утверждают, что их приблизительно 48 %. Интересное наблюдение сделали врачи: люди данного типа темперамента в сельской местности нередко превращаются во флегматиков, а то и в сангвиников. Возможно, влияет свежий воздух, вода, еда, труд и то, что в селе нет большого скопления людей.

· … нелегко рассмешить или разгневать. Они делают все без поспешности. Их вкусы: спокойная музыка, спокойная обстановка, пастельные цвета (предпочтение отдают синему – светло-голубому). Надежны в дружбе, семье. В экстремальных условиях теряются, поэтому требуют поддержки.

· … всегда пребывают с кем-то в состоянии «войны». Медики утверждают, что в специнтернатах, колониях, тюрьмах их больше всего. Они чрезмерно агрессивны. Среди композиторов, поэтов, актеров, художников много людей данного типа. Они раскрепощенные, компанейские люди. Музыку любят громкую, цвета очень яркие, резкую смену событий. Профессии таких людей часто связаны с риском: дрессировщик, верхолаз, альпинист, атлет цирка, летчик-испытатель, путешественник.

 

Задание 8. Придумайте историю. Участники этой истории наделены тем или иным темпераментом. И вот эти герои попадают в определенную ситуацию. Как поведут они себя в силу своего темперамента, что будут делать? Помните, что у этих людей разные психологические особенности. Ситуации: “Задержка рейса”, “Невеста опоздала на свадьбу”, “Завис компьютер”, “Просмотр нового фильма”.

 

Задание 9. Существует много различных классификаций типов темперамента. Придумайте свою классификацию, опираться можно на любые названия явлений, понятий, объектов и представлений о разнообразии и классификации. Попробуйте провести параллель между типами темперамента и временами года, природными явлениями, стихиями, основными цветами, животными.

 

Задание 10. Определите, какие свойства или тип темперамента лежат в основе следующего поведения.

а) Прежде чем выполнять данное задание, сотрудник долго раздумывал, тщательно проверял все данные, а затем приступил к работе над чертежом.

б) Ученик, получив вопрос на уроке в присутствии завуча, начал говорить тихим голосом, затем сбился и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал.

в) Экономист планового отдела обладает высокой работоспособностью, надолго сосредотачивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, практически не допускает ошибок.

г) При составлении проекта инженер-конструктор сильно увлекается, придумывает различные варианты, полностью поглощен работой и раздражается, когда его отвлекают.

д) Секретарша очень сильно реагирует на замечания начальника, долго переживает из-за допущенных ошибок, малейшие неприятности могут вызвать ухудшение настроения. Если необходимо срочно выполнить работу, не может сразу сосредоточиться.

е) Павел очень терпелив. Он может часами выполнять кропотливую работу, которая вызвала бы раздражение у другого человека.

ж) Кирилл не выносит, когда приходится терять время в транспортных пробках. Он включает звуковой сигнал или грозит кулаком всем, кто его задерживает.

з) Сообщение о том, что его доклад перенесен с вечернего заседания на утреннее, заметно расстроило доцента Ковалева, и он плохо спал ночью.

 

Задание 11. Как поведут себя люди с различными типами темперамента в следующих ситуациях:

а) По неожиданному требованию начальника нужно срочно приехать на работу в выходной.

б) Человек опаздывает на поезд из-за поломки машины.

в) Происходит сбой в работе компьютера и утрачено большое количество информации.

 

Задание 12. Какие черты характера проявляются в следующих ситуациях:

а) Человек тщательно готовится к публичному выступлению.

б) Девочка постоянно разбрасывает свои вещи, несмотря на замечания матери.

в) Школьник часто приходит на занятия с невыполненными уроками.

г) Старший брат не желает делиться сладостями с младшим.

д) Сотрудник не любит, когда его публично хвалит начальство.

е) В компании друзей он всегда в центре внимания.

ж) Юноша прикладывает максимум усилий, чтобы попасть на международные соревнования.

з) Не может отказать, когда его просят о помощи.

и) Всегда поздравляет с праздниками всех родных и знакомых.

к) Даже незначительная критика вызывает у него негативную реакцию.

 

Задание 13. Определите тип акцентуации характера в следующих ситуациях:

а) Девушка ведет себя вызывающе, стараясь привлечь внимание окружающих.

б) Юноша всегда застенчив, чувствителен, не любит шумных компаний, предпочитает одного-двух друзей.

в) Сотрудник лаборатории всегда выполняет работу по заданному образцу, считая что «новшества» только повредят отработанной технологии.

г) Студент активный, уверенный в своих силах, при этом склонен давать обещания, не заботясь об их выполнении.

д) Ученик хорошо разбирается в предмете, всегда готовится к урокам, но стесняется отвечать перед классом.

е) Сотрудник научного отдела все рабочее время поглощен работой, практически не общается с коллегами, так как не испытывает потребности в общении.

ж) Юноша очень любит находиться в компании, шутить и рассказывать анекдоты, быть заводилой.

з) Девушка постоянно сомневается – правильно ли она выбрала одежду, так ли она поступила.

и) Мальчик при игре с ребятами стал отбирать у них игрушки, в порыве злости подрался с ними и потом долго ходил обиженный, пытался отомстить.

к) Девочка перешла на другую сторону улицы, когда ей перебежала дорогу черная кошка.

л) Женщина пришла с работы уставшая, поссорилась с мужем из-за немытой посуды, но потом стала извиняться за свое поведение.

м) Актриса во время съемок требует к себе особого отношения, закатывает скандалы по любому поводу, может уйти со съемочной площадки, если ее что-то не устраивает.

 

Задание 14. Объясните развитие способностей Мари Ивонн.

В 1938 г. Экспедиция французского этнографа Велляра нашла в Парагвае, в глубине лесов, двухлетнюю девочку, брошенную на произвол судьбы. Она жила в племени, которое пребывало на чрезвычайно низком уровне развития. Язык его отличался очень бедным словарем, никто из этого племени не знал грамоты.

Девочку, которую назвали Мари Ивонн, привезли в Париж. Она выросла, окончила университет, успешно занималась этнографией, свободно владела французским, испанским, португальским языками.

 

Задание 15. Для каких профессий необходимы следующие виды способностей:

o мнемические;

o интеллектуальные;

o коммуникативные;

o художественные;

o психомоторные;

o эмпатийные;

o творческие;

o вокальные;

o сенсорно-перцептивные (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые);

o организаторские;

o учебные;

o речевые.

 

Задание 16. Определите свой темперамент.

 

Определение «формулы» темперамента (по методике Е.Жарикова, Е.Крушельницкого)

 

В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие – слабее. Поэтому можно говорить уже не о темпераменте, а о «темпераментной структуре», которая включает в себя все типы. Чтобы определить ее, вам нужно выразить свое согласие (высокие баллы) или несогласие (низкие баллы) с приведенными высказываниями (система оценок от 0 до 10). Если трудно определиться с оценкой (то есть если в зависимости от обстоятельств бывает и так, и этак), ставьте себе средние баллы – 4, 5, 6, 7. Важно оценить себя как можно объективнее!

1. Перед каким-либо важным для меня событием я начинаю нервничать.

2. Я работаю неравномерно, рывками.

3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.

4. Если нужно, я могу спокойно ждать.

5. Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при неудачах и трудностях.

6. С людьми равными я несдержан и вспыльчив.

7. Мне нетрудно сделать выбор.

8. Я не стараюсь сдерживать свои эмоции, это получается само собой.

Суммируйте количество баллов по вопросам, номера которых указаны в формулах:

М = 1 + 5 = С = 3 + 7 =

X = 2 + 6 = Ф= 4 + 8 =

Соответствующие символы – М, С, X, Ф – запишите в порядке убывания их значений.

Символы с одинаковыми значениями запишите один под другим. Вы получили так называемую приоритетную формулу, например М X С Ф. Ее владельца в первую очередь характеризуют меланхолические черты (М), поэтому его условно можно назвать меланхоликом. Слабее выражены признаки холерика (X), сангвиника (С) и флегматика (Ф).

Задание 17. Пройдите тест и установите тип акцентуации личности.

Тест «Акцентуация характера» (тест-опросник Леонгарда − Шмишека)

 

Инструкция: «Вам предлагается 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак «+» (да), если согласны, или «-» (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумываясь».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.