Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кейнсианская модель макроэкономики.






Кейнсианская экономическая теория оспаривает существование механизма саморегулирования экономики. На основе эмпирических данных, полученных в период Великой депрессии, Дж. Кейнсу удалось доказать, что полная занятость в нерегулируемой экономике может возникнуть только случайно. Равновесие спроса и предложения, как правило, не совпадает с полной занятостью ресурсов.

Одной из причин такого несовпадения является несоответствие планов инвестиций и сбережений, которые осуществляются разными экономическими агентами по различным мотивам и определяются различными факторами.

Главными «сберегателями» являются домохозяйства. При этом, мотивы, которыми они руководствуются при принятии решения о необходимости сбережений, самые различные: покупки дорогостоящих товаров; обеспечение в старости; страхование от непредвиденных обстоятельств (болезнь, несчастный случай и т.д.); обеспечение детей в будущем и т.д.

Основные факторы, которые влияют на принятие фирмами решения об инвестировании следующие: максимизация нормы чистой прибыли;

Если домохозяйства и бизнес при принятии решений о сбережениях и инвестициях руководствуются разными мотивами, то и их величины могут не совпадать.Помимо этого, существование многодепозитарного банковского расширения также приводит к тому, что сбережения могут быть не равны инвестициям.

Таким образом, с точки зрения кейнсианцев экономика сама не в состоянии решить те проблемы диспропорциональности, которые у нее возникают. Отсюда необходимо вмешательство извне, т.е. вмешательство государства. Государство должно регулировать экономику, осуществляя воздействие прежде всего на совокупный спрос инструментами фискальной и кредитно-денежной политики.

 

21. Фискальная политика: сущность, виды, инструменты.

Фискальная политика – это система мер в области налогообложения и государственных расходов, призванная помочь экономике в достижении уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

Государство изменяет налоги и государственные расходы, если в экономике инфляция или безработица. Выделяют дискреционную и автоматическую фискальные политики.

Дискреционная политика

Если уровень ВНП и занятости изменяется вследствие изменения правительством уровня расходов и налогов, то такая политика называется дискреционной.

Автоматическая фискальная политика

Автоматическая фискальная политика – автоматическое изменение величин государственных расходов, налогов в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Встроенный стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний, а лишь ограничивают размах этих колебаний. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

Инструменты фискальной политики.

Государственные расходы – это расходы правительства, региональных или местных органов власти по приобретению товаров и услуг и осуществлению трансфертных платежей.

Мультиприликатор государственных расходов – числовой коэффициент, показывающий зависимость дохода и выпуска продукции от изменений государственных расходов.Δ Y = Δ G * kG, kG = 1 / (1-MPC) = 1 / MPS

MPC – предельная склонность к потреблению. MPS – предельная склонность к сбережению;

Увеличение государственных расходов – это рост совокупного спроса, следовательно, рост ВНП. Данный рост может сопровождаться дефицитом государственного бюджета.

Налоги – обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами

Основные функции:

1) фискальная – сбор денежных средств для создания госденежных фондов и материальных условий для функционирования государства;

2) социальная – поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними;

3) регулирующая – влияние на воспроизводство, стимулирование или сдерживание его темпов, усиление или ослабление накопления капитала, расширение или уменьшение платежеспособного спроса посредством применения налогов.

Прямые – взимаются непосредственно с владельцев имущества и получателей доходов.Средняя ставка налога может быть одинакова для всех облагаемых сумм.

Косвенные налоги – взимаются в сфере реализации и потребления товаров и услуг.

1) с твердой ставкой – определяются в абсолютной величине на единицу обложения;

2) пропорциональные – ставка одинакова для всех облагаемых сумм;

3) прогрессивные – средняя ставка повышается по мере роста облагаемой суммы;

4) регрессивные – средняя ставка уменьшается по мере роста облагаемой суммы.

налоговым мультипликатором.Δ Y = Δ Т * kТ, kТ = – MPC / (1–MPC)

где Δ Y – равновесный ВВП; Δ Т – изменение налогов; kТ – налоговый мультипликатор.

 

22. Экономические функции государства. Общественные блага и «побочные» эффекты.

Экономические функции государства

1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы; защита конкуренции; путем выполнения второй группы задач правительство усиливает и модифицирует функционирование рыночной системы. Здесь важное значение имеют следующие три функции правительства;

2) перераспределение дохода и богатства;

3) корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта;

4) стабилизация экономики, то есть, контроль за уровнем занятости и инфляции, а также стимулирование экономического роста.

Таким образом, государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям.

Воздействие государства на экономические процессы предполагает сочетание рыночного саморегулирования с государственными регуляторами.

Государство применяет регуляторы, стабилизаторы и социальные компенсации. Важной является также контрольная функция (разработка различных стандартов). Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности.

К методам прямого государственного воздействия относятся:

- определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах:

- государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

- государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

- нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

- правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;

- лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеэкономических операций.

Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют правила игры в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:

- налогообложение, уровень обложения и систему налоговых льгот;

- регулирование цен, их уровней и соотношений;

- платежи за ресурсы, ставки за кредит и кредитные льготы;

- таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширения воспроизводства.

Общественные блага и побочные эффекты

Производство общественных благ является одной из самых важнейших функций государства.

Рыночный механизм не может предоставить общественные блага.

На основе рыночной системы производятся товары индивидуального пользования. К общественным благам относятся такие блага, которые неделимы, то есть они состоят из таких крупных единиц, которые не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Полезность общественных благ в отличие от частных товаров имеет внешний потребительский эффект и распространяется больше чем на одного человека, то есть не существует эффективных способов отстранения индивидов от пользования выгодами общественных благ, как только эти блага возникают. Поэтому, у частного сектора нет стимулов производить такие блага, поскольку положительным эффектом от их создания могут воспользоваться любые лица, независимо от того, платили они за эти блага или нет.

К общественным благам относятся: национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка и знаки, маяки, уличное освещение и целый ряд аналогичных благ, где невозможно дозировать их потребление при помощи механизма цен. Общественным благом является и законотворческая деятельность государства, общественный порядок и т.п.

Чтобы общество могло пользоваться такими благами и услугами, обеспечить их должен государственный сектор, а финансировать их производство следует с помощью системы принудительных взысканий в форме налогов.

При этом отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления данного общественного блага. Принято различать чистые общественные блага и смешанные общественные блага. Чистые общественные блага обладают свойствами неделимости и неисключения из потребления в ярко выраженной степени.

У смешанных общественных (квазиобщественных) благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее. Правительство обеспечивает людям множество товаров и услуг, к которым принцип исключения может быть применим. Пример смешанного блага – автодороги. В некоторых случаях вводится плата при въезде на отдельные участки. Другие пример – полицейская и пожарная охрана, библиотеки и музеи, профилактическое медицинское обслуживание. Эти услуги вполне могут подпадать под действие принципа исключения, то есть на них можно устанавливать цены. Но рыночная система не станет производить их в достаточном количестве. Поэтому правительство берет на себя их производство или финансирование, чтобы не допустить возможного возникновения дефицитного выделения ресурсов в эту сферу.

Государство должно иметь источники для оплаты общественных благ и программ перераспределения дохода. Таким источником для него являются налоги, взимаемые с частных лиц и корпораций, с зарплаты, с продаж потребительских благ и т.д. Все уровни государства: муниципальный, региональный и федеральный собирают налоги для покрытия своих расходов. Налоги напоминают цену, которую мы платим за общественные блага, но налоги не добровольны. Каждый налог является предметом налогового законодательства, все мы обязаны платить, чтобы разделить затраты, на общественные блага.

Внешние (побочные) эффекты

Побочные эффекты (переливы ресурсов) возникают тогда, когда некие выгоды или издержки от производства товаров или услуг выпадают на долю так называемых 3-х лиц, не являющихся непосредственными участниками сделки: покупателями или продавцами.

Внешние (побочные) эффекты делятся на положительные (приносящие дополнительные выгоды третьим лицам), либо отрицательные (приносящие третьим лицам дополнительные издержки).Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и другим производителям, порождает отрицательные внешние эффекты.

Услуги в области здравоохранения, образования, орошение, и озеленением порождают положительные внешние эффекты.

Внешние (побочные) эффекты нарушают эффективность работы рыночного механизма. Отрицательные внешние эффекты на конкурентном рынке порождают перепроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом продукции. При положительных внешних эффектах, наоборот возникают случаи недопроизводства товаров и услуг.

Решить проблему непропорционального распределения ресурсов, связанную с наличием выгод и издержек перелива возможно следующими способами: принятием соответствующих нормативных актов, которые обязывали бы производителя нести затраты по снижению отрицательных побочных эффектов; стимулированием производителей, занимающихся производством товаров, обладающих положительным побочным эффектом; стимулированием и прямым финансированием потребителей, предъявляющих спрос на товары с «положительным побочным эффектом»; государство может само выступить в роли производителя соответствующих товаров и услуг.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.