Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аудит, его сущность и использование в юридической практике






 

Слово «аудит» происходит от латинского audio – слышать, слушающий.

Аудит – независимая проверка финансовой отчетности с целью подтверждения ее достоверности и установления соответствия ведения бухгалтерского учета действующему законодательству. В законе Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» отмечается, что аудит не подменяет государственный контроль финансово-хозяйственной деятельности организации, осуществляемый в соответствии с законодательно-нормативными актами.

Если сравнивать процесс ревизии и аудита, то можно сказать, что ревизия представляет собой вертикальные управленческие связи, назначается вышестоящими органами, отчетность перед ними об исполнении. Аудит же является горизонтальным процессом – в нем присутствуют горизонтальные управленческие связи, равноправие с заказчиком аудита, представление ему результатов проверки в соответствии с заключенным договором.

При производстве аудита аудитор имеет право:

- проверять бухгалтерские документы (кассовые, банковские, товарные, авансовые отчеты, наряды, ведомости), сметы, планы и другие документы финансово-хозяйственной деятельности, знакомиться с приказами должностных лиц проверяемого субъекта предпринимательской деятельности;

- требовать от должностных лиц необходимые дополнительные данные в виде расчетов, устных и письменных объяснений по вопросам, возникающим в ходе проверки;

- осматривать объекты строительства, склады и другие производственные и хозяйственные помещения, проверять состояние и сохранность имущества товарно-материальных ценностей у материально-ответственных лиц путем проведения инвентаризации;

- устанавливать размер причиненного ущерба, причины нарушений и виновных в этом лиц.

В зависимости от результатов проверки могут быть составлены следующие виды аудиторского заключения:

- положительное – если бухгалтерская отчетность отражает фактическое состояние активов и пассивов;

- условно-положительное – если аудитор не уверен в достоверности финансовой отчетности, однако отдельные недостатки и упущения в ведении учета не настолько существенны, чтобы повлиять на общее мнение о достоверности финансовой информации;

- отрицательное – когда отчетность не дает достоверного представления о финансовом положении субъекта хозяйствования, а бухгалтерский учет велся с нарушением общепринятой методики.

Аудитор несет ответственность за неправильное отражение в заключении действительного состояния дел, преднамеренное искажение или сокрытие фактов хищений, а также за использование случайного положения в корыстных целях.

 

Литература:

 

1. Костров А.И. Практикум по курсу «Судебная бухгалтерия» - Мн.: МИУ, 2003.

2. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь №510 от 16.10.2009г. (реестр НПА 20.10.2009г. №1/11062).

3. Судебная бухгалтерия: Конспект лекций / А.И. Костров. - Мн.: МИУ, 2005.

4. Филипович С. И., Макеенко Г. И., Сауткин И. В., Соловьева Л. Д. Судебная бухгалтерия. Учебное пособие. — Мн., 2003.

5. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 24 марта 2003 г. № 39/69 (рег. № 8/9304 от 28.03.2003 г.) «Об утверждении инструкции о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц» // Национальный реестр правовых актов РБ от 28.03.2003 г. № 8/9304; от 13.04.2004 г. № 8/10829.

6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 22 от 9 января 2002 г. «О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля» (в ред. постановления Совмина от 01.06.2007 г. № 736). // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 21.01.2002 г. № 8, 5/9753.

7. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Прокуратуры Республики Беларусь, МВД Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь, КГБ Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь № 83/33/16/149/62/14/8/35 от 12 июня 2002 г. «Об утверждении Инструкции о взаимодействии работников контрольно-ревизионных подразделений министерств, других республиканских органов государственного управления, государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, налоговых, таможенных органов, органов уголовного преследования и судов по организации и проведению проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002, № 86. - 8/8279.

8. Костров А.И. Судебная бухгалтерия: Учеб. пособие в схемах. Мн.: МИУ, 2004.

9. Пупко Г.М. Аудит и ревизия. – Мн., 2005 г.

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.