Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






За рубежом






Современная система взглядов на управление (ее называют но­вой управленческой парадигмой1) сформировалась под воздей­ствием объективных изменений в мировом общественном разви­тии Первая половина XX в. для многих стран мира была перио­дом индустриального развития общественного производства,

1 В управленческой и экономической науках парадигма определяется как сис­тема взглядов, вытекающих из основополагающих идеи и научных результатов крупных ученых и определяющих стержень мышления основной массы исследо­вателей и практиков-управленцев и экономистов начало которому положила промышленная революция предыду­щего столетия. Теоретики и практики управления того времени рассматривали организации как «замкнутые системы». Пожалуй, именно этот подход сформировал сложившуюся в этот период систему взглядов на управление. Ее основные черты:

1. Предприятие — закрытая система, для которой характерна определенная стабильность целей, задач и условий деятельности.

2. Главный фактор успеха и конкурентоспособности - рост масштабов производства продукции и услуг.

3. Главная задача менеджмента состоит в рациональной орга­низации производства, эффективном использовании всех видов ресурсов и росте производительности труда.

4. Главными источниками прибавочной стоимости являются факторы производства и производительность труда производствен­ных рабочих.

5. Основой системы управления является контроль всех видов деятельности, функциональное разделение работ, нормы, стандар­ты и правила, обеспечивающие дисциплину, порядок и эффектив­ное использование всех видов ресурсов.

К такой системе научных взглядов на управление привела ло­гика промышленного (индустриального) развития, выразившего­ся в формировании крупных организаций (предприятий, компа­ний, корпораций), на которых сосредоточиваются большие капи­талы, производственные потенциалы, трудовые ресурсы. Рост числа и размеров предприятий был прямым следствием повыше­ния деловой активности. При этом крупные предприятия, со­стоявшие из большого числа производственных единиц, достигали роста продаж, снижения затрат и повышения доходов путем укреп­ления управленческой координации. Это требовало высокой кон­центрации власти и единоличного принятия управленческих решений.

Во второй половине XX в. страны-лидеры (страны, занимаю­щие первые места по уровню производительности труда) конста­тировали начало перехода к эре постиндустриального развития, для которой характерны принципиально новые черты и законо­мерности. Главными факторами этих изменений явились научно-технический прогресс и колоссальная концентрация научного и производственного потенциала, особенно в годы второй мировой войны. В послевоенный период произошла реструктуризация ми­ровой экономики, в которой заметную роль стали играть отрас­ли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а так­же отрасли, основанные на прогрессивных технологиях. Произ­водство все в большей мере ориентировалось не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы потре­бителей, т.е. на небольшие по емкости рынки. Это привело к не­виданному росту предпринимательских структур, к образованию большого числа малых и средних предприятий, к усложнению всей системы связей между организациями, к высокой значимос­ти таких критериев жизнеспособности бизнеса, как гибкость, ди­намичность и адаптивность к требованиям внешней среды. Но­вая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде была сформулирована в 70-80-е гг. XX в.

В ее центре - рассмотрение организации как части более об­щей системы со следующими характерными чертами:

1. Предприятие — это «открытая» система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды.

2. Ориентация на качество продукции и услуг, на удовлетво­рение потребителей.

3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых внутренняя раци­онализация производства ставится в зависимость от требований внешней среды.

4. Главные источники прибавочной стоимости - люди, обла­дающие знаниями, и условия для реализации их потенциала.

5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работ­ников и лидерский стиль руководства.

Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управле­ния, так как старые перестали «работать» в условиях предприни­мательских структур. В 90-е гг. XX в. главное внимание в прин­ципах управления обращается на человеческий или социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, что­бы побуждать людей к совместным действиям, делать их усилия более эффективными; менеджмент неотделим от культуры, осно­ван на честности и доверии к людям; менеджмент формирует ком­муникации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат; этика в бизнесе объяв­ляется золотым правилом менеджмента.

Принципы управления (90-е гг. XX в.)

1 Лояльность к работающим

2 Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента

3 Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали

4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способнос­тей работающих

5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах

6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде

7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой

8. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы

9. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т.п

10. Этика бизнеса

11. Честность и доверие к людям

12. Опора на фундаментальные основы менеджмента, качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал

13. Видение организации, т.е. четкое представление о том, какой она должна быть

14. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование

Новые принципы управления заставили пересмотреть ряд по­ложений, касающихся проектирования и организации труда на предприятиях. Так, серьезное внимание стало уделяться пробле­мам обогащения содержания и ротации работ, сочетанию физи­ческого труда с умственным. Существенно расширяются сферы применения групповой организации работ, в которой стимулиру­ются и общие результаты, и индивидуальные, учитывающие мас­терство и ответственность каждого. Сокращается глубина разде­ления работ между членами групп, широко практикуются много­операционность и взаимозаменяемость. Координация и контроль базируются не столько на правилах и процедурах, установленных менеджерами, сколько на целевых установках самой группы (как части общей цели организации). Все это обеспечивает гибкость и быструю адаптацию к изменяющимся условиям.

Организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие из­менения во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рын­ках как реальность современной экономической жизни, требую­щей новых приемов менеджмента. Соответственно меняются и структуры управления, в которых предпочтение отдается децент­рализации; организационные механизмы больше приспосаблива­ются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, чем к контролю уже принятых. Маневр в распределении ресур­сов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.