Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выводы по 2 главе






Результаты иссследования показали:

1. группа не достаточно сплочённая, не однородная, возможно, на это влияет разный возраст педагогического коллектива (новые педагоги ещё не успели полностью «влиться» в коллектив).

2. В отношениях между педагогами преобладает согласие, дружелюбие, теплота, педагоги чувствуют себя удовлетворённо в коллективе

3. Творческие, нравственные, и деловые качества педагогов в основном на высоком уровне.

4. Педагоги не чувствуют себя социально защищёнными, руководитель не поощряет работу воспитателей. Всё это влияет на климат и сплоченность коллектива негативно.

С опорой на результаты исследования мы выделили основные шаги по поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе

· проведение психологических тренингов

· создание в образовательном учреждении систему морального и материального поощрения педагогов

· создание рекомендаций для руководителя

· проведение консультаций, круглых столов, семинаров

· проведение психологических игр, упражнения, для сплочение коллетива

· проведение совместных конкурсов

 

Заключение

Дошкольное образовательное учреждение - социальная организация и она представляет собой систему совместной деятельности людей: педагогов, воспитанников, родителей.

Будущее за теми системами управления, которые создают наилучшие условия для использования человеческого потенциала, точнее – для самореализации людьми своих возможностей в совместной деятельности, их самовыражения. " Единство педагогического коллектива совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером – руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее". (А.С.Макаренко)

Ценностно – ориентационное единство педагогического коллектива оказывает влияние на сочетание педагогической работы с творческим поиском. На единство взглядов оказывает влияние наличие необходимой квалификации и повышенного профессионального стремления учителей, оно зависит от зрелости и сплоченности педагогического коллектива.

Очень сложным и тонким процессом является формирование в педагогическом коллективе творческой атмосферы. Она зависит от качества индивидуальной работы с учителями администрации школы, от наличия развитой системы трудовых зависимостей между учителями, от наличия соответствующих условий труда для учителей, от положительного психологического климата в коллективе, от характера общения между администрацией и учителями и учителей друг с другом.

Положительный психологический климат в коллективе, как видно из всего рассмотренного, зависит от сформированности большинства характеристик педагогического коллектива единомышленников, но и сам оказывает огромное влияние на развитие такого коллектива. Он может быть сформирован только на основе отношений сотрудничества между администрацией и педагогами.

При помощи проведенных исследований, используя вышеперечисленные методики, мы смогли убедиться в том, что благодаря управлению можно оптимизировать социально-психологический климат в педагогическом коллективе. Таким образом, мы смело можем отметить, что причиной неустойчивого психологического климата в коллективе являются низкий уровень совместимости педагогов, и низкие показатели ценностно-ориентационного единства, т.е. сплоченности.

Поэтому, программа управления оптимизацией психологического климата направлена на сплочение педагогического коллектива, на формирование ценностно-ориентационного единства, на развитие личностных коммуникативных качеств, способствующих повышению совместимости.

Педагогический коллектив, сплоченный на профессиональной основе, членов которого объединяет не только общая цель и единая система работы, но и узы товарищества, дружбы, взаимного уважения и взаимных симпатий, воспринимается и учащимися как коллектив, он становится нравственным образцом для коллектива школьников, что делает его могущественным воспитателем детского коллектива.

Положительный психологический климат является фактором, формирующим эмоциональное благополучие учителя: удовлетворенность педагога своей деятельностью; удовлетворенность взаимоотношений с руководством школы; защищенность его личности в данном коллективе.

Велика роль руководителя в коллективе. Руководитель дошкольного образовательного учреждения должен решать важнейшую группу задач, связанных с созданием благоприятного психологического климата в коллективе:

ü добиваться единого понимания педагогическим коллективом основополагающих принципов «уважительного управления» (ровного, сдержанного, культурного, основанного на уважении и суверенитета личности);

ü точно знать способности, интересы, особенности сотрудников;

ü способствовать психологической защищённости педагогов;

ü считать одной из важнейших задач разработку и реализацию социально-экономической защиты сотрудников, при этом выдвигать во главу угла документально-правовое обеспечение в рамках морального и материального стимулирования, для снижения субъективизма в этом деле;

ü руководитель должен знать реальные заслуги не по слухам, а вследствие хорошо продуманной системы обратной связи;

ü руководитель должен научиться делегировать подчиненным не только обязанность и ответственность, но и права в рамках поставленной задачи;

ü очень важно показать педагогам степень важности выполняемой ими работы;

ü необходимо постоянно создавать условия профессиональной квалификации сотрудников;

ü дабы избегать дергания по мелочам, руководитель должен продумать систему управленческих требований;

ü проверка работы сотрудников, как правило, усиливает тревожность, приводит к недовольству и нарастанию конфликтности, поэтому руководитель должен подходить к внутреннему контролю с позиций управления успехом.

Таким образом, выдвинутая гипотеза верна: сплочённость коллектива взаимосвязана с профессионально-личностными качествами педагогов. Если управление образовательным учреждением выстраивается с использованием методов психологического воздействия, направленных на формирование ценностно-ориентационного единства (сплоченности), повышения уровня совместимости педагогов, выстраивания эффективной системы взаимоотношений администрации и педагогического коллектива, то это позволяет создать благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе и способствует развитию творческого потенциала педагогов.

 

Список литературы.

1) Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 356 с.

2) Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально - психологические проблемы / В.В. Агеев. - М.: «Академия», 2000. - 220 с

3) Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений / И.В, Дубровина, Е.Е, Данилова, А.М. Прихожан; под ред. Г. М. Андреевой. - 3-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464с.

4) Андреева, И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб.пособ. для суд. высш. пед. учеб заведений / И. Н. Андреева. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

5) Анцупов, А.Я., Шишипов, А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. Учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шишов. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 551 с.

6) Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 197 с.

7) Баныкина, С.В. Конфликтологическая компетентность педагога / С. В. Баныкина. - Астрахань: Издательский дом «Новь», 2004. - 124с.

8) Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. - М., 1986. – 320 с.

9) Болотина Л. Р., Комарова Т. С, Баранов С. П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. –С. 174.

10) Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. В. Василькова, Т. А. Высилькова. - 2-е изд. Стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 440 с.

11) Давыдов, В.В., Драгунова, Т.В., Ительсон, Л.Б., Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. Институтов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон, А. В. Петровский. - М.: Просвещение, 2009. - 386с.

12) Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - СПБ.: Victory: Сатурн-кантри, 2009. - 24 с.

13) Дмитриева, Л.В. Делегирование, мотивирование, стимулирование в управлении ДОУ // Управление ДОУ. - №4, 2003. - 24.с

14) Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - 3-е изд. стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с.

15) Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии / С.М. Емельянов. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.

16) Журавлев, В. И. Особенности педагогической конфликтологии / В. И. Журавлёв - М.: Просвещение, 2005. - 264с.

17) Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1999.- 244с.

18) Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. - М., 1993.-576 с.

19) Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. 144 с.

20) Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспиров, А. Ю. Коджаспирова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 176 с.

21) Кричевский, Р.Л., Дубовская, Е.М. Психология малой группы. Теоретические и прикладные аспекты / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. - М.: Просвещение, 2001.- 242с.

22) Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. — М, 1972. — С. 238-246.

23) Крысько, В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов / В. Г. Крысько. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 432 с.

24) Лосев, П.Н.Управление методической работой в современном ДОУ / П. Н. лосев. - М.: ТЦ, 2005. - 97 с.

25) Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993. — 18—71с.

26) Микляева, Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ. Методическое пособие / Н.В. Михляева. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 95 с.

27) Мириманова, М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред.пед. учеб.заведений, - 2-е изд., испр / М. С. Мириманова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.

28) Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб.для студ. пед. Вузов / А. В. Мудрик; под ред. В. А. Сластёнина. - Изд. 2-е испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.

29) Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. - М., 1986. - 576 с.

30) Немов, Р. С. Психология. Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. / Р. С. Немов. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

31) Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. Пособие / Р. В. Овчарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 448с.

32) Оценка зрелости, сплочённости и организованности коллектива // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - №3, 2008. - С.45.

33) Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб.для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов; Под ред. С. А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «академия», 2009. - 512 с.

34) Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2001. - 376 с.

35) Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1993.-576 с.

36) Прохорова, Л. Н. Мастер - класс по созданию творческого коллектива в ДОУ / Л. Н Прохорова. - М.: «5 за знание», 2008. - 117 с.

37) Психологическая диагностика. Учебник для ВУЗов. Изд.3-е дополненное. Под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - М.: «Питер», 2007. - 211 с.

38) Реан, А. А., Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, - М.: Просвещение, 2000.- 412с.

39) Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн. / Е. И. Рогов. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011 - 384с.

40) Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе М.М. Рыбакова. - М.: Просвещение, 2000. - 330с.

41) Сластёнин, В.А. Психология и педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, В. П. Каширин. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 480 с.

42) Ушинский К. Д. Изб. пед. соч. - М., 1953.-Т. 1.- 266 с.

43) Ушинский К. Д.. Человек как предмет воспитания. Изб. пед. соч. — Т. 1. — 229 с.

44) Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. - М., 1995 – 576 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.