Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Кафедра психологии развития и образования






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии развития и образования

 

Исполнитель:

слушатель программы

профессиональной

переподготовки «Управление

персоналом»

Фёдорова Анна Анатольевна

 

«Сплочённость коллектива и развитие профессионально-личностных качеств педагогов-воспитателей ДОУ»

Итоговая аттестационная работа

 

Представляется для защиты в ИАК Научный руководитель:

Зав. кафедрой_________________ канд. психол. наук, доцент

Защищена на ИАКК_____________ Парфёнова Надежда Борисовна

С оценкой____________________

Председатель ИАК_____________

Подпись_____________________

 

Псков

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1 Теоретико-методологические аспекты исследования.…………………6

1.1 Профессиональная деятельность воспитателей……………………………...6

1.2 Особенности межличностного общения в педагогическом коллективе……9

1.3 Управление в педагогическом коллективе………………………………….14

1.3.1 Особенности психологического климата в педагогическом коллективе..14

1.3.2.Деятельность руководителя образовательного учреждения по созданию психологического климата в педагогическом коллективе……………………..21

Выводы по главе 1………………………………………………………………...28

Глава 2. Эмпирическое исследование сплочённости коллектива и профессионально-личностных качеств педагогов-воспитателей ДОУ МБДОУ……………………………………………………………………………31

2.1 Организация и методы исследования…………….………………………...31

2.2 Анализ и интерпритация полученных данных……………………………..40

2.3 Корреляционный анализ……………………………………………………...49

2.4 Рекомендации по созданию благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе………………………………………………………52

Выводы по главе 2………………………………………………………………...57

Заключение………………………………………………………………………...58

Список литературы……………………………………………………………….62

Приложение

 

 

Введение

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных отношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.

Тема данной дипломной работы очень актуальна, так как межличностные отношения выступают необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом.

Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовать взаимодействие с детьми, наладить их межличностное общение. Вот почему изучение развития межличностных отношений так актуально, чтобы методы работы с детьми не отставали от времени, в котором они живут. Вопросы, рассмотренные в дипломной работе, уже были изучены ведущими специалистами в этой области (А. А. Бодалев, В. А. Горянин, Р. С. Немов, И. А. Зимняя, К. А. Абульхова, В. А. Кан-Калик). Они посвятили свои труды психологии общения и педагогической психологии. Но, в данной работе нами сделана попытка обобщить и проанализировать общепринятые подходы к изучению основных аспектов межличностных отношений, способов их формирования, и самостоятельно апробировать выбранные экспериментальные методики, позволяющие определить динамику развития межличностных отношений педагогов.

Цель исследования: изучение межличностных отношений, сплочённости коллектива и профессионально-личностных качеств педагогов-воспитателей ДОУ.

Объект исследования: педагоги-воспитатели (n – 20 человек)

Предмет исследования: сплочённость коллектива, межличностные отношения, профессионально-личностные качества педагогов-воспитателей (включенность, удовлетворенность и потребность в общении с коллективом, стремление быть принятым, контроль над собой, принятие решений и ответственность).

Гипотеза: имеет место взаимосвязь между характеристиками сплочённости и профессионально-личностными качествами педагогов-воспитателей ДОУ

в коллективе.

Задачи:

1. Изучение теоретико-методологического аспекта межличностных отношений в педагогической деятельности.

2. Выявить уровень сплочённости в коллективе

3. Выявить особенности межличностных отношений.

4.Определить професионально-личностные данные педагогов-воспитателей.

5.Выявить взаимосвязь между показателями сплоченности и профессионально – личностными качествами педагогов-воспитателей ДОУ.

6.Предложить руководителю рекомендации для оптимизации межличностных отношений в коллективе.

Для реализации выделенных задач, нами были отобраны следующие методы исследования - проведение тестирования с использованием следующих методик:

1) Методика №1 Определение индекса групповой сплочённости Сишора.

2) Методика №2 Методика оценки психологической атмосферы в коллективе.

3) Методика №3 Диагностика делового, творческого и нравственного климата в коллективе.

4) Методика № 4 Диагностика уровня развития группы

5) Методика №5 Диагностика межличностных отношений (А.А.Рукавишников).

Новизна и теоретическая значимость диплома состоит в том, что сплочение педагогического коллектива рассматривается во взамосвязи с профессионально-личностными качествами.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе теоретических положений и выводов руководителю предложены рекомендации по созданию благоприятного психологического климата в конкретном педагогическом коллективе.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.