Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Региональная модель обеспечения эколого-гигиенической безопасности населения города




С точки зрения системного подхода [14, 53, 89, 106] региональная модель эколого-гигиенической безопасности формируется за счет управляемого взаимодействия следующих функциональных блоков системы в целом:

1) организационно-управленческого;

2) информационно-аналитического;

3) санитарно-технического;

4) финансового.

Составляющие элементы и виды обеспечения системы эколого-гигиенической безопасности среды обитания и здоровья населения показаны на рисунке 6.1.

 

 

Рис. 6.1.Модель системы эколого-гигиенической безопасности крупного промышленного города [53].

Хотя до сих нор не достигнуто полного эффекта в контроле медико-экологической обстановки и достижения всех перспективных целей обеспечения эколого-гигиенической безопасности среды обитания в промышленных городах, практика представленная в работе Мамчика Н.П. с соавторами [53] показывает, что посредством мероприятий различного характера возможно, например,

снижение содержания вредных веществ в объектах окружающей среды, уровня проявления «управляемых инфекций» и т.д. В предложенном нами алгоритме управления эколого-гигиенической ситуацией исходным блоком является социально-гигиенический мониторинг, обеспечивающий качество управленческих решений в области оптимизации медико-экологической ситуации.

Определение приоритетных целей в системе эколого-гигиенической безопасности базируется на принципе всесторонней обеспеченности принятия решений, реализация которого невозможна без действующей системы информационно-аналитического обеспечения на основе компьютерных технологий, включая открытый внутри- и межведомственный обмен информацией на основе сети Internet.

Структура и функционирование основных блоков внедряемой системы эколого-гигиенической безопасности имеет следующие особенности.

Система организационного обеспечения выполняет общую координирующую и управляющую функции для эффективного функционирования всей системы в целом, ее обеспечения основным и вспомогательным персоналом, взаимодействия заинтересованных ведомств, органов управления и конкретных организаций в процессе реализации необходимых гигиенических и вспомогательных мер. Ведущая роль в данной системе принадлежит ЦГСЭН. Для обеспечения ее эффективного функционирования в центрах Госсанэпиднадзора в районах города имеются единые отделы гигиены, подразделения социально-гигиенического мониторинга и оценки риска здоровью, отделения лабораторного контроля, отделение гигиенической сертификации в ЦГСЭН в области.

Для реализации этой задачи должен быть сформирован межведомственный совет для координации деятельности с представителями городской администрации, гигиенических, природоохранительных, жилищно-коммунальных, финансовых ведомств.



В организационном построении системы эколого-гигиенической безопасности участвуют такие ведомства и учреждения, как:

- управление здравоохранения города (сбор медико-статистических данных по первичным городским ТМО и ЛПУ, подготовка аналитических сводок, обзоров по заболеваемости населения города, о медицинской помощи детям, беременным и родильницам, о деятельности сети ЛПУ);

- городская врачебно-трудовая экспертная комиссия (сбор статистики по показателям инвалидизации населения);

- комитет государственной статистики (сбор и предоставление данных о естественном движении населения и основных медико-демографических показателях; о социальном развитии районов города).

В функционировании системы, кроме того, участвуют отраслевые природоохранительные и градостроительные ведомства:

- городское управление охраны окружающей среды (подготовка первичных данных и аналитических обзоров по качеству атмосферного воздуха, поверхностных водоемов, донных отложений и питьевой воды, почвы, проблемам образования и удаления токсических отходов);

- региональный гидрометеоцентр (подготовка исходных данных, но загрязнению атмосферного воздуха, водохранилища, уровню радиационного фона);

- комитет по земельным ресурсам (предоставление данных об использовании городских земель и пригородных угодий);

- городская станция защиты растений (предоставление данных о движении ядохимикатов в пригородных хозяйствах);

- городское управление архитектуры и градостроительства (анализ градопланировочных условий).



Организационное управление системой эколого-гигиенической безопасности осуществляется городской администрацией при ведущей роли ЦГСЭН.

Одной из задач организационно-технического обеспечения системы служит проведение научной экспертизы представляемых аналитических сводок и рекомендаций, что требует участия квалифицированных специалистов не только госсанэпидслужбы, но и научно-исследовательских подразделений, а также вузов соответствующего профиля.

Информационно-аналитическое обеспечение. Структура информационно-аналитического обеспечения включает способы формирования банка входных данных и их аналитической обработки, программное обеспечение для компьютерного мониторинга «среда-здоровье», моделирования риска здоровью, оценки вероятности появления токсических эффектов вследствие неблагоприятного воздействия факторов среды.

Этот комплекс задач базируется на информационных ресурсах, разрабатываемых в рамках функционирования городской системы социально-гигиенического мониторинга. Каждая из разработанных автоматизированных подсистем имеет свое функциональное назначение.

Подсистема «Среда обитания» состоит из трех блоков:

1) «Гигиенические факторы»,

2) «Социальные факторы»,

3) «Градопланировочные факторы».

Функциональным назначением комплексов задач, решаемых в рамках этих блоков, является формирование и ведение динамических баз данных о:

- гигиенических условиях города (качестве атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы, продуктов питания и т.д.),

- социально-экономической инфраструктуре и медицинском обеспечении,

- градопланировочных условиях.

Информационные базы о состоянии окружающей среды основываются на данных лабораторно-экспериментальных исследований основных природных сред и пищевых продуктов, а также материалов по характеристике градопланировочных и медико-социально-экономических условий.

Для формирования этой подсистемы ежегодно необходимо разрабатывать план-график отбора проб окружающей среды ЦГСЭН города и его районов, определяющий:

- периодичность, место контроля и перечень контролируемых ингредиентов (по атмосфере, по питьевой воде, по почве и т.д.),

- рецепторные точки для оценки уровней шума на территории жилой застройки и автомагистралей,

- радиационного фона на улице, в жилых и общественных зданиях,

- параметры факторов производственной среды на ведущих предприятиях города.

Генерация выходных документов предусматривает формирование справочно-информационных форм о состоянии среды обитания, динамике ведущих загрязнителей с элементами компьютерной графики и картографирования (например, частные подсистемы «Атмосферный воздух», «Водохранилище», «Почва» и другие).

Подсистема «Здоровье» состоит из четырех блоков («Демография», «Заболеваемость», «Инвалидность», «Группы здоровья»).

Функциональным назначением комплексов задач, решаемых в рамках этих блоков, является формирование и ведение динамических баз данных:

- по основным медико-демографическим критериям и параметрам общественного здоровья; расчет системы относительных (вторичных) показателей, характеризующих особенности интенсивного и экстенсивного изменения медико-демографической обстановки;

- построение системы нормированных оценок уровня здоровья первичных территориальных единиц (административных районов города, зон обслуживания детских и взрослых поликлиник).

Формирование банка данных по здоровью населения производится в мониторинговом режиме, в соответствии с установленной периодичностью регистрации случаев заболеваний населения («экстренная - недельная - месячная - квартальная - годовая») и по итогам эпидемиологического обследования очагов инфекционных заболеваний.

Генерация выходных форм предусматривает формирование компьютерных сводок и отчетов о состоянии здоровья населения с разделением итогов по основным комплексам задач:

1) общая;

2) инфекционная;

3) детская;

4) профессиональная заболеваемость.

Функционирование подсистемы позволяет оперативно оценивать наличие качественных изменений в динамике уровней заболеваемости населения.

Подсистема «Оценка риска здоровью» является аналитической частью всей системы и включает три комплекса задач («Расчет моделей риска здоровью», «Гигиеническое ранжирование и зонирование», «Прогноз риска и мониторинг критериев эколого-гигиенической безопасности»).

Функциональным назначением подсистемы является построение моделей, отражающих степень канцерогенного и неканцерогенного рисков, обусловленных загрязнением атмосферного воздуха и питьевой воды, а также специфические статистические зависимости экологически обусловленных заболеваний (врожденных аномалий, болезней криви, новообразований и т.д.) от качества среды обитания.

Анализ динамики рисков и критериев антропотехногенной нагрузки на городскую среду позволяет ежегодно корректировать план-график отбора проб среды, программу мониторинга окружающей среды, а также позволяет получить необходимую аналитическую информацию для принятия оздоровительных и профилактических мер как в городе в целом, так и более целенаправленно, - в неблагополучных районах города.

Методические подходы, реализованные в системе информационного обеспечения, позволяют достигнуть основной цели всей системы в целом - обеспечить выявление критериев безопасности и разработать научно обоснованные принципы их мониторинга, а также устранения (полного или частичного) вредных факторов среды обитания.

Следует отметить, что обеспечение функционирования данного блока системы - наиболее трудоемкая и ответственная задача, обеспечивающая успешную реализацию проблемы в целом. Причем, его поддержание в актуальном и эффективном состоянии достигается не только вследствие создания соответствующих информационных ресурсов, но и за счет использования имеющихся и разработки оригинальных научно-методических и нормативных материалов, привлечения квалифицированных экспертов, участия научно-исследовательских организаций различного профиля в разработке рекомендаций и их реализации.

Как показал опыт практического внедрения мониторинговых систем [53], автоматизированные банки данных «среда - здоровье» в промышленных городах следует формировать, опираясь на параметры состояния здоровья населения и среды обитания первичных территориальных единиц: врачебных (педиатрических) участков, объединяемых в процессе обобщения информации в зоны обслуживания поликлиник и других территориальных медицинских объединений в крупных городах.

Саншпарно-техническое обеспечение. В систему санитарно-технического обеспечения эколого-гигиенической безопасности населения включаются:

- контрольное и лабораторное оборудование,

- вычислительная техника,

- средства оргтехники,

- транспорт,

- средства связи.

В этой связи требуется существенная перестройки и обновление санитарно-технической базы системы Госсанэпиднадзора в целом. С учетом выявленных факторов риска в неблагополучных районах, необходимо осуществить более детальное обследование среды обитания для получения репрезентативной картины.

Это относится к слежению за качеством атмосферы, питьевой воды, почвы, продуктов питания.

Создание действенной системы эколого-гигиенической безопасности уже в ближайшее десятилетие потребует организации компьютерных сетей для автоматической регистрации загрязнений в рецепторных точках города, что успешно применяется в ряде промышленных регионов США, Западной Европы, Японии.

Финансовое обеспечение. Реализация всех вышеперечисленных видов обеспечения системы безопасности возможна лишь в условиях устойчивого финансирования, оплаты труда и всех видов деятельности. В условиях необходимой экономии, а в ряде случаев - отсутствия необходимых ассигнований для реализации программ профилактики и оздоровления среды обитания определены минимально достаточные источники финансирования, регламентированные в соответствующих программах.

К числу основных источников финансирования отнесены:

- бюджет города (мероприятия по обеспечению безопасности питьевой воды);

- средства экологических фондов (мероприятия по охране здоровья детского населения;

- средства федерального бюджета и предприятий города (разработка и совершенствование системы городского социально-гигиенического мониторинга);

- средства внебюджетных фондов;

- средства предприятий;

- средства управления здравоохранения города (мероприятия по предупреждению инфекционных заболеваний).

В ходе выполнения задачи обеспечения эколого-гигиенической безопасности ежегодно формируется и представляется в администрацию города сводная бюджетная заявка по финансированию необходимых мероприятий и с учетом выделяемых средств уточняются приоритетные направления и перечень первоочередных работ. Причем по мере выполнения мероприятий первоочередного характера, будет возникать необходимость в выделении значительных финансовых средств на реализацию последующих этапов, поэтому целесообразно обсудить вопрос о создании внебюджетного фонда по обеспечению санэпидбезопасности и охране здоровья жителей города.

Следует учитывать, что реализация проблемы требует обеспечения функционирования специальной системы координации и взаимосвязи элементов мониторинга на соответствующем региональном (субъектном) или муниципальном уровнях управления. Без организационной поддержки управленческих решений и регламентов, затрагивающих различные ведомства и учреждения, устойчивое функционирование системы будет лишь декларативным пожеланием, а не реальной перспективой.

Таким образом, на данном этапе развития проблемы основные положения региональной программы обеспечения эколого-гигиенической безопасности на основе СГМ могут быть сформулированы в следующих положениях:

1. Решающим условием создания эффективного механизма управления качеством окружающей среды и состоянием общественного здоровья крупного промышленного города служит внедрение автоматизированных систем «среда - здоровье» на базе вычислительных комплексов (IBM/PC) в форме автоматизированных рабочих мест (АРМ) гигиениста-эколога. Программно-аппаратный комплекс эффективно дополняет традиционные административно-контрольные (мониторинг, экологический контроль, экспертиза) и экономические методы управления природопользованием и охраной здоровья населения.

2. Организационно-техническое обеспечение системы СГМ регламентируется в едином информационном пространстве конкретного регионального уровня управления и строится по иерархическому принципу разграничения управленческих функций районного и общегородского звеньев, координируемых межведомственной системой управления, обеспечивающей движение потоков информации по соответствующим каналам передачи данных.

3. Ключевым блоком системы СГМ служит подсистема «Оценки риска здоровью», направленная на решение трех основных задач:

1) построение моделей воздействия факторов среды на общественное здоровье;

2) ранжирование факторов среды, параметров здоровья и обоснование приоритетных критериев эколого-гигиенического благополучия;

3) зонирование территории города по уровням эколого-гигиенической безопасности, т.е. комфортности среды обитания.

4. Конечной целью системы и задачей управленческого блока является выбор наиболее приемлемого варианта оптимизации эколого-гигиенической обстановки путем коррекции «управляемых» факторов риска и обеспечения максимальной защиты населения от «малоуправляемых» вредных факторов окружающей среды.

5. Техническое оснащение системы мониторинга здоровья строится с учетом современных компьютерных технологий. В техническом аспекте наиболее приемлемо построение программно-аппаратного комплекса аналитической поддержки принятия решений на базе лицензионных программных средств (типа EXCEL для Windows) в диалоговом режиме в виде взаимосвязанных подсистем «Здоровье населения», «Окружающая среда», «Оценка риска здоровью».

Вполне адекватные результаты позволяют получить вероятностно-статистические методы на основе комбинированного учета традиционных корреляционно-регрессионных методов, подходов Федерального Центра гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана и US. EPA к оценке риска здоровью в сочетании с геоинформационными технологиями электронного картографирования.

Следует, однако, учитывать, что универсальными могут быть только общие методические подходы к созданию региональных банков эколого-гигиенических данных, способов отбора факторов риска, оценки значимости критериев комфортности среды обитания. Конкретные же параметры моделей риска здоровью должны определяться с учетом специфики отдельного промышленно-развитого города и уточняться по мере накопления наблюдений.

Принципиальное отличие управления медико-экологической ситуацией заключается в том, что даже при достижении в ходе реализации решения поставленной цели процесс управления на этом не заканчивается, а переходит в другую стадию. Медико-экологическая система достаточно подвижна, и при отсутствии усилий по стабилизации достигнутого эффекта коренного улучшения не произойдет, что не позволит, в свою очередь, обеспечить устойчивую эколого-гигиеническую безопасность и благополучие. Поэтому конечный блок алгоритма управления медико-экологической ситуацией «Разработка и реализация мер по стабилизации эффекта» является крайне необходимым, и его развитие - одно из условий социально-экономической эффективности всей системы в целом.

Как показывает опыт практического внедрения системы эколого-гигиенической безопасности промышленного города [53], перспективы ее развития, видимо, будут связаны не только с совершенствованием и упорядочением системы санитарно-эпидемлологического надзора, контроля и профилактики заболеваний, но и с достаточным уровнем профессиональной подготовки кадров, обеспечивающих функционирование системы. Развитие данного направления в ближайшие годы, видимо, будет идти по пути наращивания числа автоматических датчиков для слежения за качеством среды обитания, расширения контролируемых параметров среды, увеличения технической мощи компьютерных сетей, расширения телекоммуникационной связи с другими ведомственными учреждениями и повышения надежности автоматических методов сбора, передачи и анализа информации.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал