Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Калининградский филиал






МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В МОСКВЕ

(гуманитарный)

И. С. Кузнецова Философия

Методическое пособие для студентов
очной, очно- заочной и заочной форм обучения

 

Калининград
2008

 

Введение

УДК 1
ББК 87
К89
Автор: И. С. Кузнецова
Философия. Методическое пособие для
студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения.
Методические указания и контрольные задания рассмотрены и одобрены кафедрой 06 июня 2008 года, протокол № 2.
Печатается по решению Ученого совета Калининградского филиала Международного университета в Москве (гуманитарный), протокол №11от «10»июня 2008г.

 

На протяжении более чем двух с половиной тысячелетий философия стремится свободному, разумному познанию окружающего мира, к созданию средств и методов для осмысления и решения всей совокупности теоретических и практических проблем. Современный сложный мир требует подобного осмысления, иначе деятельность в нем не будет успешной. Поэтому формирование философской культуры личности является важнейшей задачей высшего образования. Философия формирует мировоззрение личности, а тем самым определяет цели и мотивы его деятельности. Философия задает идеалы научного исследования, оказывает воздействие на выбор методов, способов, средств познания и деятельности. Она повышает культуру мышления, воспитывает здоровый скептицизм, стимулирует творческие возможности. Поэтому самое малое, что можно сделать, это изучать философию.
Изучение философии в Международном университете в Москве (Калининградский филиал) строится в соответствии с требованиями ГОС ВОк обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по философии. Она построена также с учетом дополнительных требований, связанных с учетом региональных особенностей и специфики факультетов, действующих в составе филиала.
Изучение философии по данной программе находится в системной связи с другими с другими гуманитарными и социально-экономическими дисциплинами, изучаемыми в университете. Методика преподавания философии строится с применением методов активизации творческого мышления студентов на основе проблемного метода обучения, традиционного для философии диалектического метода, майевтики. Темы учебной программы сопровождаются перечнем основных философских представлений и знаний, а также умений и навыков самостоятельного мышления, которыми должен владеть студент после прохождения учебного курса.
Перечень основных знаний, учений и навыков, которыми должен владеть студент после изучения дисциплины.
В результате изучения курса философии выпускник университета должен:
-иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в творчестве;
-понимать роль науки в развитии цивилизации, уяснить соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, осознать ценность научной рациональности и её исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;
-быть знакомым с важнейшими областями и этапами развития философского знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, философскими первоисточниками;
-понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;

-знать условия формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, иметь представление о нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
-иметь представление о происхождении и сущности сознания, роли сознания и самосознания в поведении и деятельности людей, формировании личности;
уяснить взаимосвязь языка и мышления, речевой культуры личности;
-понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;
-понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;
-понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;
-осознать роль культуры в экономической и политической жизни общества;
знать формы и типы культуры, место культуры России в системе мировой культуры и цивилизации;
-иметь представление об особенностях региональной культуры, о принципах сохранения и развития отечественной культуры в Калининградской области;

--- уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу;
- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к событиям и явлениям окружающего мира.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(Лекционный курс)

 

Тема 1. Философия и её роль в жизни человека я общества
Происхождение философии, ее место в системе духовной культуры. Основные философские проблемы. Структура философского знания. Философия и мировоззрение.
Изучая данную тему, следует обратить внимание на то, что философия не возникает из мифологии, но выступает как форма преодоления мифологического сознания. Философия опирается на знания, создавая общие представления о бытии. Надо уяснить соотношение понятий < мироощущение>, < мировосприятие», < мировоззрение» и разобраться в вопросе, почему именно философия составляет теоретическое ядро мировоззрения.
Размышляя об основных философских проблемах, надо понять, что в отличие от других наук, в которых можно не обращаться к их истории, история философии необходима для понимания сущности ее важнейших проблем. Накопление естественно научного, например, знания позволяет расширить философские представления, но без знания истоков этих проблем, достаточно сложно понять современное состояние исследований. Философские проблемы касаются сущности бытия, способов и методов научного познания. Большое значение имеют вопросы, касающиеся жизни общества, законов его функционирования и развития. Обращение к истории философии позволяет предвидеть будущее, составляет основу научного прогнозирования.
Рассматривая структуру философского знания, надо уяснить, что всякая философская система необходимо включает в себя три взаимосвязанные раздела: онтология
учение о бытии, гносеология — теория познания, аксиология - учение о ценностях.

 

Тема 2. Исторические типы философии.
Античная философия, ее значение. Средневековая западноевропейская и русская философия. Учения мыслителей эпохи Возрождения. Становление новоевропейского материализма и идеализма. Немецкая классическая философия. Русская философия эпохи Просвещения. Эволюция философского сознания и современная философская мысль. Русский духовный ренессанс конца ХIХ - начала ХХ в. и его значение.
Античная философия. Приступив к изучению данной темы, надо запомнить, что основоположник европейской философии Фалес поставил вопрос, определивший дальнейшее развитие науки: не имеет ли мироздание в целом одну первооснову? Из чего все происходит и чем все гибнет?
Фалес пришёл к мысли о том, что первоосновой всего существующего является вода.

И этот ответ не так уж наивен, как кажется на первый взгляд. Если вода переходит в любое другое вещество, но при этом остаётся первоосновой, инвариантом, то ясно, что речь идет не просто о чувственно воспринимаемом веществе, а об особом понятии.
Обратим внимание на то, что в данном случае Фалес первым столкнулся с проблемой создания философского, научного языка, В те времена еще не было понятий для обозначения не предметов, с которыми человек имеет дело в повседневной жизни, а а фиксирующих особые сущности, объекты научного исследования. Поэтому Фалес был вынужден пользоваться известными словами, но придавал им дополнительный смысл. Его «вода» во вселенной играет роль, сходную с той, которую обычная вода имеет в живой природе.
Решение проблемы первоосновы, поставленной Фалесом, в результате философских, а затем иестественнонаучных исканий привело к современной концепции элементарных частиц. Открываются все новые элементарные частицы, создаются новые гипотезы, даются новые ответы, но вопрос Фалеса продолжает жить, продолжает толкать мысль исследователей вперед.
Отметим ещё один важный момент. Все наблюдения, все открытия, которые делались до Фалеса, не затрагивали мифологических представлений о мироздании, привычных людям того времени. Рассуждения Фалеса относится к миру в целом, т. е. был сделан первый шаг по преодолению мифологических представлений, которые описывали происхождение и существование вселенной.
При этом Фалес, обратившись мысленным взором к началу, к первоэлементу мироздания, из существования материального «первокирпичика» выводил существование всех вещей окружающего мира. Значит, идеи Фалеса были истоком материалистической традиции, считающей первичным материальное начало.
Кроме того, Фалесом была создана первая рационалистическая (гаtiо - разум) система устройства мира, ведь из единого начала, принципа, диктуемого разумом, выводилась, строилась логическим путём система взглядов на происхождение и сущность вселенной.
Обратим внимание: философия, созданная Фалесом и его последователями, формировала представления и понятия об объективной реальности, о бытии, в основе которого лежали первоэлементы. Тем самым, уже при своем возникновении философия выполняла онтологическую функцию (онтология — учение о бытии).

Важно отметить также, что формирование философии оказало сильнейшее, решающее воздействие на развитие знаний. Вся история науки — это история влияния философских идей на процесс исследования, включения философских размышлений в познавательные ситуации, в саму ткань науки.
для развития науки чрезвычайно важно, необходимо решение вопросов о возможности и границах познания, об истине и ее критерии. Именно философия строит теорию
познания — гносеологию. Поэтому одной из фундаментальных функций философского знания следует считать гносеологическую функцию.
Кроме того, философия исследует необходимую для функционирования и развития науки проблему методов и способов получения знания, а значит, она выполняет методологическую функцию.
Рассматривая древнегреческую философию, следует обратить внимание на учение Гераклита, который продолжил размышления, касающиеся движения, возникновения и уничтожения всех объектов окружающего мира. При этом он сумел не просто признать движение, его всеобщность, но довёл понимание до вскрытия внутренней противоречивости, до характеристики движения как единства противоположностей. Именно в учении о единстве противоположностей и проявилось глубокое понимание Гераклитом проблемы единства бытия.
Концепция, согласно которой существует всеобщая связь объектов и явлений, а источник развития, движения, изменения находится в самих вещах и процессах, во взаимодействии «борьбе» противоположностей, содержащихся в этих объектах и процессах, называется диалектической.
Метод познания, который вскрывает существующие противоречия, исследует противоположности, является диалектическим.

Именно Гераклит стал основоположником такого подхода к пониманию бытия.
Развитие науки в значительной степени обязано своими успехами ещё одной философской концепции, которая была развита в древнегреческой философии. Речь идет об атомизме, разработанном Д емокритом, который считал, что начала и основа всего — атомы, т. е. неделимые, не разделяемые на части элементы. Они характеризуются так:
1) атомы существуют вечно; 2) они неделимы; 3) они невидимы, поэтому постигаются только мыслью; 4) бесчисленны; 5) отличаются друг от друга формой,
величиной; б) пребывают в непрерывном и
самопроизвольном движении; 7) группируясь различным образом, производят всё многообразие вещей; 8) атомы никогда не возникают и не погибают; 9) атомы имеют своей противоположностью пустоту, которая существует объективно, являясь при этом бес предельной, неоформленной, неподвижной, это пространство в понимании Демокрита.
Обратим внимание: концепция Демокрита объясняла единство мира (всё состоит из атомов) и многообразие мира (атомы соединяются различным образом). Из свойств атомов выводились следствия: вселенная бесконечна, в бесконечном пространстве одновременно существует бесконечное множество миров.
Важно подчеркнуть, что современное представление о делимости атомов никоим образом не отрицает воззрений Демокрита, поскольку он говорил не о тех объектах, которые мы называем атомами, а о первоэлементах, далее неделимых частицах вещества. В современной физике эту роль выполняют кварки.
древнегреческая философия не замыкалась на размышлениях о сущности мироздания. Важное место в ней, благодаря деятельности Сократа стало познание смысла жизни, места человека в мире. В поле зрения философов вошли исследования проблем моральных качеств человека.

При изучении этических воззрений Сократа надо не упустить из виду его понимание гражданских добродетелей, прав и обязанностей истинного гражданина, представление об ответственности человека перед собой и миром за свои деяния.
В древне греческой философии сформировался не только материализм, т. е. учение, в соответствии с которым в основе мироздания материальное первоначало, но и идеализм, считающий, что определяющей силой бытия являются идеи. Они существуют прежде материальных вещей и, действуя подобно лучам солнца на косную материю, вызывают к жизни материальные предметы. Идеи первичны. Именно великий философ Платон со всей полнотой и ясностью выразил эту философскую позицию, которая называется объективным идеализмом.
С онтологией, т. е. с учением о бытии, тесно связана гносеология, т. е. учение о познании Платона. В теории познания великого философа существенную роль играет концепция знания как воспоминания, ярко и интересно изложенная в диалоге «Менон». Ознакомившись с этим произведением, студенты должны иметь в виду, что в своей теории познания, как воспоминания Платон выделил весьма существенную особенность познания — активность разума, указан на то, что, отвечая на вопросы, человек сам находит ответы.
Студеяты-экономисты и студенты юристы должны особое
внимание обратить на великие произведения Платона «Государство», «Законы», «Политик», «Критий». Следует понять, какие достоинства и недостатки имеют выделенные Платоном формы правления, уяснить неизбежность смены одних типов правления другими, разобраться в закономерностях развития общества, обнаруженных Платоном. Великий философ ясно и выразительно написал о разделении труда, указывал на значение экономических интересов в процессе перехода к иному общественному состоянию, т. е. подчеркивал роль экономического базиса общества. Говоря о том, что в каждом государстве имеется два государства — богатых и бедных, что они враждуют, Платон впервые в истории человеческой мысли обратил внимание на классовую борьбу и связал с её развитием изменения, происходящие в обществе. Недаром известный философ ХХ века К. Поппер видит прямую связь взглядов Платона на процессы, протекающие в обществе, с идеями К. Маркса. К. Поппер даже считает, что утверждения марксизма:
< история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов», «экономическое бытие определяет общественное сознание», - можно было бы полагать тезисами, характеризующими учение Платона об обществе.
Вряд стоит так уж напрямую связывать воззрения Платона с марксизмом, но необходимо осознавать, что в европейской философии ряд идей, касающихся существования и развития общества, появились ещё в древней Греции. Меняя форму, они прошли через века и страны, стали важнейшими элементами философских и политических концепций. По-видимому, это объясняется тем, что древнегреческими мыслителями были отмечены фундаментальные инвариантные характеристики человеческого бытия.
Надо сказать, что Платон не только проанализировал возможные формы правления, но и предложил детально продуманный проект идеального государства. Многие его рассуждения, касающиеся такого государства, весьма проницательны, другие — утопичны Стоит поразмышлять над тем, как Платон предлагал избавиться от коррупции, обратить внимание на то, какой социальный слой в идеальном государстве Платона имел право на частную собственность. Необходимо уяснить, почему уже много столетий разные мыслители полагают, что идеальное государство Платона — это выдающийся проект, великое творение человеческого духа, интеллектуальное достояние всего человечества.
Изучая философию Аристотеля, студенты-экономисты должны разобраться в различии понятий «экономика» и «хрематистика», которые ввёл в науку Аристотель. Для студентов, изучающих юриспруденцию полезно обратить особое внимание на учение об обществе, государстве, о политике великого греческого философа.
Надо уяснить аристотелево понимание материи, его отличие от предшествующих воззрений. Кроме того, надо рассмотреть и этические взгляды Аристотеля и осознать, что для мыслителя философия — это важнейший инструмент решения проблем человеческого существования.
Обратившись к рассмотрению философии средневековой Европы, надо выделить два важнейших периода - патристику и схоластику. Патристика (учение отцов церкви) постулирует превосходство веры над разумом, но начиная с Августина Блаженного пытается дать философское обоснование религиозных догматов, доказать, что подчинение светских властей церковному авторитету — гарантия гармоничного существования общества. Религиозное мировоззрение стало ведущей идеологической силой. Следует уяснить, что под воздействием христианской идеологии сформировалось искусство средневековой Европы и без учета этого воздействия невозможно понять особенности художественного мироощущения и мировосприятия.
Схоластика демонстрирует возникновение интереса к учениям древности, прежде всего, к учению Аристотеля. В связи с этим возникла дискуссия реалистов и номиналистов. Надо разобраться в сущности споров.
Важно правильно оценить значение учения о двойственной истине, а также осмыслить доктрину Фомы Аквинского, который подогнал философию Аристотеля под нужды
католической церкви.
Изучая русскую средневековую философию, очень важно осознать, что важнейшие темы философии: место человека в мире, вопросы организации общества и т. д. рассматривались русскими мыслителями под углом зрения патриотизма, задававшего этические и эстетические ценности русской культуры. Надо обратить внимание на «Слово о Законе и Благодати», в котором обсуждается место нашего народа в истории человечества. «Поучение» Владимира Мономаха дает представление о принципах отношений князя и народа, о ценностных ориентациях общества.
Рассмотрение философии эпохи Возрождения должно сформировать понимание того, что человек стал рассматриваться как творец, создающий мир вокруг себя, выступающий как скульптор собственной судьбы. Читая труды
Н. Макиавелли («Государь»), надо обратить внимание, что философ вполне осознал, что история государств — это история борьбы классов, в центре этой борьбы — собственность, т. е. экономические интересы. Среди мыслителей этой эпохи полезно познакомиться с биографией и взглядами д. Бруно, который выразил новое для своего времени понимание строения мироздания.
На рубеже Возрождения и Нового времени — грандиозная фигура Ф. Бэкона. Надо понять, что эмпиризм, основоположником которого был Бэкон, вовсе не отрицает рационального, разумного познания. Речь идет о том, как строить теорию, формировать научные знания. Бэкон полагал, что только те знания достоверны, которые подтверждены экспериментом. В связи с этим, студентам надо уяснить, что такое эксперимент, чем он отличается от наблюдения и житейского опыта. Методом познания, по мнению Бэкона, должен быть индуктивный метод: от частного к общему. Интересной частью гносеологии Бэкона является учение об < идолах» познания. Надо понять смысл этого учения.
Обращение к философия младшего современника Ф. Бэкона - к философии Рене Декарта необходимо для понимания многих проблем, ибо Декарт, будучи великим ученым-естествоиспытателем и математиком, открыл и новую страницу в философии. Надо запомнить, что онтологию Декарта составляет дуализм, т. е. учение о том, что две субстанции — материальная и духовная существуют одновременно и соединяются в человеке. Атрибутом материи является протяженность (пространство), атрибутом, т. е. неотъемлемым свойством, сознания является мышление.

Именно Декарт в наиболее яркой форме в Новое время выразил идеи рационализма. Важно понять смысл рационализма, который состоит вовсе не в отрицании ценности эксперимента. Как физик Р. Декарт ставил немало экспериментов. Рационалисты, и, прежде всего Декарт, полагали, что научная теория должна строиться на основе некоторых основополагающих, фундаментальных принципов, из которых дедуктивным путем выводятся следствия. Если представители эмпиризма считали, что если нет возможности экспериментально проверить гипотезу, то ее не надо рассматривать. Рационалисты свободно формулировали гипотезы, закрывая ими все «прорехи» в знании.
Следует обратить внимание на то, что Декарт ввел в науку идею развития, которая выразилась в математике введением понятия переменной величины, функции, а в философии он применил идею развития к построению космогонической модели.
Калининградские студенты с особым вниманием должны подходить к изучению философских воззрений Иммануила Канта, жизнь которого была тесно связана с нашим городом. Прежде всего, надо осознать, что смысл философии, по мысли Канта, состоит в ее гуманистическом признании. Перед человеком, перед наукой, перед философией стоят важнейшие вопросы: что я могу знать? что я должен делать? на что смею надеяться? Ответ на эти вопросы позволит правильно решить и главный вопрос: что такое человек?
Для того, чтобы ответить на первый вопрос, следует изучить, полагал Кант, возможности и способности человека к познанию. Этому посвящен знаменитый труд Канта «Критика чистого разума», основные идеи которой студентам полезно знать.
Ответ на второй и третий вопросы Кант дал своими работами «Критика практического разума», «Основы метафизики нравственности», «Религия в пределах только разума». Именно в них он обсудил важнейшие проблемы этики, сформулировал нравственные требования, высказал идеи о том, каким образом можно строить моральное воспитание. Студенты должны уяснить, что такое категорический императив, в чем смысл автономии морали. Необходимо понять, почему нельзя делать других людей средством для достижения своих целей.
Особое место в немецкой классической философии занимает Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Студенты должны запомнить, что именно этот великий философ сформулировал и глубоко исследовал законы диалектики, которым подчиняются явления и процессы в природу, в обществе, в мышлении, т. е. он выделил всеобщие законы бытия и познания.
Следует обратить внимание на то, что идея развития, понимаемая диалектически, пронизывает все произведения Гегеля. Описание противоречий социального бытия приводит Гегеля к утверждению, что «истинное бытие человека есть действие», что труд, который создал человека, поработил его, но труд же и освободит человека. Во всемирной истории, полагал Гегель, происходит восхождение к свободе. Для каждого человека свобода означает осознание и принятие исторической необходимости. Стоит поразмышлять над этим утверждением.
Внимательно прочитав в учебнике о философии Гегеля, надо ответить на вопрос: к какому направлению в философии — материализму или идеализму — относят воззрения этого мыслителя.
Сильное влияние на разные направления философской мысли оказал Людвиг Фейербах. Подобно Канту он считал главной философской проблемой выяснение сущности человека, считал необходимым ответить на вопрос: что есть человек?
Рассматривая антропологическую философию Фейербаха, т. е. учение. в центре которого человек (греческое слово антропос), надо понять, в чем мыслитель видел природную сущность человека, понять, почему Фейербах считал человека также и продуктом культуры.
Большое место в концепции Фейербаха занимает анализ происхождения и сущности религии. В этом также студентам надо разобраться.

 

Среди философских систем ХIХ века сформировалось и учение Карла Маркса и Фридриха Энгельса, оказавшее огромное воздействие на мировой исторический процесс, на формирование ряда научных концепций.
Среди фундаментальных научных понятий, введенных данными мыслителями в Науку, важное место занимает понятие «общественно-экономической формации». Благодаря введению данного понятия, удалось обнаружить закономерности движения истории, выявить движущие силы перехода человечества от одного этапа к другому. Поэтому студенты должны вникнуть в сущность формационной концепции развития. Однако следует понимать, что развитие общества — весьма сложный, симфонический, если можно так сказать, процесс, а значит, одна только формационная концепция развития не может описать, объяснить и предсказать общественные процессы.
Учение марксизма о том, что классовая борьба (а она отмечалась уже Платоном, Макиавелли, французскими историками) приведет к победе рабочего класса и построению бесклассового общества, явилось основой деятельности большевистской партии, совершившей Октябрьскую революцию. Надо уяснить, что не только создание СССР как великой державы оказало влияние на весь ход мировой истории, но и сами идеи марксизма послужили источником многих научных концепций, даже тех, что стремились преодолеть марксизм. Это касается и развития западной социологии, и экономической теории Д. Кейнса.
В ХIХ веке философия пережила мощный творческий подъем не только на Западе, но и в России. Среди великих философов следует выделить Владимира Сергеевича Соловьева. Рассматривая онтологию В. С. Соловьева, надо обратить внимание на то, что, по мысли философа, мировой космоэволюционный процесс проходит множество этапов, главными из которых являются следующие:
- космическая материя господствующим действием силы тяготения стягивается в великие космическая тела - это эпоха звездная или астральная;

-- эти тела становятся базисом для развития более сложных сил и вместе с тем конкретно расчленяются на сложную и гармоническую систему тел, каковой является наша Солнечная система;
- в пределах такой системы некоторый уже обособившийся член ее (какова наша Земля) становится материальным базисом жизни органической.
Через живой организм, по представлениям философа, происходит сближение мировой души с божественным началом. Через ряд ступеней образуется совершенная форма для божественной идеи - человеческий организм. С него начинается новый процесс развития самой этой идеи как начала внутреннего всеединства в форме сознания и свободной деятельности.
Необходимо разобраться в том, что идея единства у В. С. Соловьева сочетала в себе и онтологический, и гносеологический, и эстетический, и этический аспекты. Поэтому он пришел к новому пониманию взаимосвязи человека и природы, утверждая, что цель труда не есть использования ее для добывания вещей или денег, а совершенствование ее самой - оживление в ней мертвого, одухотворение вещественного.
Исключительно важно уразуметь идеи В. С. Соловьева о том, что смысл творчества заключается в оправдании добра, в нравственном освоении истории, в утверждении высоких идеалов личности и творчества.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.