Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек как предмет познания. Биологическая и социальная природа человека






История происхождения человека теряется в далеком прошлом, и современная наука не дает окончательного представления о времени и причинах появления человека на Земле. В процессе появился ряд гуманитарных наук, предметом изучении которых стал человек. Есть 3 основные версии происхождения человека:

религиозная – сотворение человека Богом,

палеовизит – пришельцы из космоса запустили человека на Землю,

эволюционная - от простейших элементов в процессе эволюции живых существ появился человек.

Самым сложным для человечества оказалось дать определение человека. Учеными дано много определений, но во всех обозначается то, что человек – это животное, часть природы, входит в ее систему, взаимодействует с ней. Платон: человек- животное о 2х ногах, Кант: человек- единственное животное, которое должно работать. Человек – это представитель вида «Homo Sapiens», биосоциальное существо, генетически связанное с др формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, облад-ее членораздельной речью, мышлением и сознанием, являющееся субъектом исторического процесса, развития материальной и духовной культуры Земли.

Изучение человека происходит разными науками и с различных аспектов:

1. формационное: развитие человека с развитием производительных сил, когда человек начал трудиться,

2. изучение расовых различий,

3. с т.зр. потребностей и потребления:

- изменения начались с появления человека «прямо ходящего» - освободились руки, стал удовлетворять свои потребности,

- «человек разумный» - стал понимать что нужно, а что нет, рациональность,

- «человек экономический» - с появлением капитализма, цель – не только личное потребление, но и производственное, т.е. вложить часть накопленных благ в производство новых,

- «человек-потребитель»- 2 пол. 20 в. потребление стало смыслом жизни, позиционирования человека в жизни – статуса.

Существует около 70 гуманитарных наук, предметом изучения которых явл. человек: история, философия, антропология, археология (рассказать об 1-2х что изучают).

Человек явл. сложным биосоциальным существом. В нем сочетаются 3 формы бытия:

Биологическое: как биологич. явление человек существует, подчиняясь комплексу естественных потребностей (питание, сон, размножение). У каждой нации свой биологический потенциал- состояние здоровья, способность к деторождению. В наст. время возрастает угроза деформации биологич. природы человека (экология, вредные привычки, стресы), т.е. истощается биол. ресурс.

Социальное: человек не может жить вне общества (пример Робинзона – даже там был Пятница), влияние социального окружения на человека очень велико.

Духовное: стремление к лучшему, прекрасному. Основу составляют идеалы и понимание смысла жизни.

Биологическое и социальное постоянно взаимодействуют, могут противоречить. Сознание, изменившее биологич сущность человека возникает только в обществе и передается индивиду и возникает феномен – человек, биосоциальное существо.

Понимание сущности человека с материалистич, науч позиции связ прежде всего с сознательной человеческой деятельностью по преобразованию окруж действительности и себя как неотъемлемой части.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.