Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, этапы эволюции и формы современных международных корпораций






Возникновение международных корпораций является закономерным результатом развития мировой экономики и МЭО, с одной стороны, и мощным фактором их развития, с другой.

Опыт мирового развития показывает, что процесс интернационализации производства как главной предпосылки создания международных корпораций в основе своей имеет модель последовательной интернационализации. Ориентированная на расширение сбыта за рубежом данная модель отражает последовательное дополнение исторически и логически первой формы интернационализации – товарного экспорта новыми формами международной предпринимательской деятельности – экспортом лицензий, торговой марки, прямыми зарубежными инвестициями.

Появление международных корпораций напрямую связано с последними, т.к. в мировой практике международная корпорация (МК) рассматривается как форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющей прямые инвестиции в различные страны мира. Результатом прямого зарубежного инвестирования международной корпорации может быть создание зарубежного предприятия (ассоциированной компании), в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50%, капитала; дочерней фирмы, где его доля превышает 50% и зарубежного филиала – предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору.

Различают две формы международных корпораций. Транснациональные корпорации (ТНК) – это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по всему миру. Многонациональные корпорации (МНК) – это корпорации, головная компания которых принадлежит капиталу двух и более стран, а зарубежные отделения также находятся в разных странах.

Транснациональные и многонациональные компании можно рассматривать как формы существования международных корпораций (МК), а само разделение последних на две формы проявления достаточно условно, т.к. их главным качественным признаком является не то, капитал скольких стран создал головную компанию, а интернациональный характер деятельности компаний.

Поэтому международными можно считать все корпорации, имеющие хотя бы один зарубежный филиал, созданный на основе ПИИ.

В то же время, Комиссия ООН по ТНК рассматривает МК как компанию:

· имеющую хозяйственные единицы в двух и более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности;

· оперирующую в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществляющую общую стратегию через один руководящий центр;

· отдельные единицы которой связаны посредством собственности или другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, в частности, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.

В мировой практике под международной корпорацией (МК) понимают крупные компании, оказывающие существенное влияние на мировой рынок товаров и факторов производства. Как правило, к ним относятся лишь МК, у которых:

· годовой объем продаж составляет не менее 1 млрд. долларов;

· от 1/5 до l/3 общего оборота приходится на заграничные операции;

· доля зарубежных активов не менее 25%;

· филиалы имеются не менее чем в 6 странах.

ТНК возникают под воздействием целого комплекса факторов, а именно:

· интернационализации производства и капитала на основе развития производительных сил;

· экспансии капитала за границей, создания собственных отделений;

· стремления к получению сверхприбылей;

· жесткой конкуренции, ведущей к концентрации производства и капитала в международном масштабе;

· снижения значения геоэкономических границ.

При этом следует учитывать более конкретные мотивы и цели международной предпринимательской деятельности.

В соответствии с теорией транснациональных издержек наиболее важным стимулом интернационального производства являются конкретные характеристики ресурсного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау) материнской и зарубежной фирм.

Начиная с 80-х гг. популярным объяснением развития зарубежного производства становится обеспечение конкурентных преимуществ фирме в перспективе. Эффективность деятельности компании напрямую связывается с оптимизацией внутри- и межкорпоративных связей, с выбором наиболее эффективных цепочек взаимодействия с поставщиками, сбытовиками и покупателями. Совокупный положительный потенциал взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений между головной фирмой и ее зарубежными филиалами вытекает из:

· развития системы взаимных поставок, обеспечивающих экономию транспортных издержек;

· налаживания общей сбытовой сети на основе вертикальных связей;

· обмена финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами в рамках общей стратегии развития и системы управления;

· гармонизации внутрикорпоративных цен и трудовых отношений на основе и в целях разумной дифференциации доходов компании.

В соответствии с теорией финансового менеджмента наличие зарубежного производства способствует:

· экономии за счет устранения дублирования управленческих функций, их централизации и сокращения затрат на сбыт продукции;

· экономии за счет эффекта масштаба;

· увеличению возможности использования временно свободных денежных средств внутрикорпоративных подразделений;

· диверсификации производства в целях снижения корпоративных рисков и завоевания долговременных конкурентных преимуществ.

Практически во всех вышеозначенных теоретических обоснованиях зарубежной предпринимательской деятельности МК особое место занимает сокращение транснациональных издержек путем использования трансфертных цен.

Трансфертные цены – это внутренние условно-расчетные цены, применяемые во внутрикорпоративной торговле международных монополий, формирующиеся не стихийно (под влиянием спроса и предложения), а исходя из стратегических целей компаний. В силу этого они могут отклоняться как вверх, так и вниз от мировых цен в зависимости от целей применения и конкурентных условий.

Основными целями применения трансфертных цен во внутрифирменной торговле МК могут быть:

· поддержание монополистической позиции на рынке;

· завоевание новых рынков сбыта;

· минимизация налогов и таможенных пошлин;

· уклонение от валютного контроля, валютные спекуляции, конвертация из слабой валюты в сильную;

· использование различий в темпах инфляции;

· воздействие на финансовое состояние заграничного филиала путем перевода прибыли;

· сокрытие реального уровня прибылей дочерней фирмой и др.

Международные корпорации, возникнув в конце XIX в., прошли достаточно долгий путь эволюционного развития.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.