Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка к теме




Одной из важнейших политических функций государства является право формировать новые нормы жизни общества, издавать законы. Система законодательства непосредственно отражает деятельность государственных институтов по осуществлению этой функции. Именно поэтому изучать историю страны невозможно без документов, зафиксировавших совокупность всех правовых норм, которые действуют в данном обществе и регулируют отдельные сферы социальных отношений.

При изучении законодательных источников следует помнить, что каждая правовая норма и закон в целом формируют желательные «стандарты» поведения и поступков. Кроме того, нельзя забывать, что, по крайней мере, до середины XVII в. на Руси ни один закон полностью не выполнялся. Одной из важнейших причин такого поведения было отсутствие со стороны государства возможности контролировать выполнение закона не только на местах, но и в столице.

Русская правда- сборник законодательных установлений Древнерусского государства, который представляет собой важнейший документ для характеристики развития в Древней Руси как норм феодального права, так и государства.

Также необходимо помнить, что Русская правда как древнерусский свод законов содержит информацию по многим отраслям права Киевской Руси.

Анализ литературы свидетельствует о том, что древние греки и римляне всякого чужака именовали варваром. Славян греки обозначали этим понятием (ср. берберы), понимая под этим словом «не говорящие по-гречески или по-латыни», то есть несущее тарабарщину («бар-бар»). Позднее это название было ассоциировано с юридическими кодификациями народов, не входивших в состав Римского (Византийского) государства.

Традиционно в исторической и юридической литературе древнейшее письменное законодательство Киевской Руси называют Варварскую Русскую Правду.

В литературе давно утвердилось мнение, что «Варварские правды»- принятое название раннефеодальных кодификаций, в которых были записаны правовые обычаи, устоявшиеся образцы судебных решений германцев, кельтов и англосаксов. К ним относят Салическая правда( конец V в.), Бургунская правда( конец V- нач. VI в.), Вестготская правда( конец VI – нач. VII вв.), Рипуарская правда( VI век), Саксонская и Тюринская правды( конец VIII – нач. IX вв.) и др. В России указанные правовые памятники принято называть «правдами» по аналогии с Русской правдой.

Для «Варварских правд» характерны бессистемность, фрагментарность как отражение результатов становления обычно- правовой основы раннефеодального общества. Они были носителями складывающихся внутренних и внешних правовых отношений, «Варварские правды» не отделяли личность от коллектива. Правоспособность человека определялась его принадлежностью к роду, общине, семье. Нередко ответственность за правонарушение индивида возлагалась на ту социальную среду, к которой принадлежал виновный.



Древнерусское право возникает вместе с Древнерусским государством. Следовательно хронологические рамки этого явления столь же не ясны. Установить точные даты здесь трудно ещё и потому, что первой формой выражения правовой нормы явился обычай, который, конечно, документировался. Правовой обычай, обычное право выросло из обычаев, первобытно- общинного строя, со временем приспособленных к интересам власти и соответственно оно трансформировалось. У нас мало источников, по которым можно судить о древнерусском обычном праве.

Древнерусское законодательство выросло из обычного права, а обычаи уходят корнями глубоко в историю народа. Да, в древнерусском праве встречаются нормы, аналогичные западноевропейским. Иногда, здесь имело место и заимствование, но чаще всего сходные нормы порождались сходными общественными отношениями. Самое же главное то, что основная масса правового материала не может быть сведена к чужеземным источникам, ее происхождение никак нельзя объяснить заимствованием.

В довольно ранних источниках упоминается уже о законе. Прокопий Кесарийский в VI в. писал, что у славян «вся жизнь и законы одинаковы». Встречается также и о «законе русском» упоминание в договоре Олега с греками 911 г. Однако вряд ли можно в том и другом случае слово «закон» понимать в прямом ,совершенном смысле. Скорее всего, здесь имелась в виду просто правовая система, русские обычаи и т. п., но не писанный закон. Во всяком случае, до нас не дошло не только какого-либо писанного закона, но даже и упоминания о каком-нибудь конкурентном законе до X века.



Правда, ещё в начале XX века высказывалось мнение, что древнейшую часть Русской правды надо датировать IX или даже VIII в. В наше время эту идею воспринял В. Д. Греков, который писал, что древнейшую часть Русской правды следует датировать VII- VIII вв., но сколько-нибудь серьезных доказательств в пользу такого утверждения не привел. Однако, вышеназванный ученный отмечал, что само слово «закон» - имеет древнерусское происхождение. Болше всего- оно перешло в язык печенегов и было у них в ходу в X в.

Для раннефеодального периода свойственна неотделимость суда от администрации, отсутствие специальных судебных органов, т. е. те органы и должностные лица, которые осуществляли законодательную власть и управление, в той же мере выполняли и судебные функции.

Первые законодательные памятники мы встречаем в Древнерусском государстве. Л.В. Черепнин полагал, что уже в начале X в. существовал сборник законов – прообраз Русской правды. Думается, однако, что прав И. Я. Фроянов, отмечающий недоказательность этого положения. В свою очередь вряд ли можно согласиться и с И. Я. Фрояновым ,сомневающимся в законодательной деятельности князя Владимира Святославовича.

В литературе ставился вопрос об исторических источниках древнерусского права. При этом в дореволюционных исследованиях настойчиво проводилась мысль об иноземном происхождении русского права или по крайней мере важнейших его актов. Так, дореволюционный автор Ф. Л. Морошкин считал, что Русскую правду нам принесли варяги. Это было логическим развитием норманнской теории: если государство на Руси создали варяги, то кому же, как не им, создать и русское право. Н. М. Максимейко говорил о влиянии византийского законодательства на Краткую Правду. В литературе также высказывалась мысль о том, что большое влияние на русское законодательство оказало влияние монгольского права.

Конечно, Русь жила постоянно в окружении других народов так или иначе влияли на нее и на которых влияла она. Известно, что славяне ассимилировали ираноязычные скифо-сарматские племена на юге, постоянно смешивались с финскими племенами на севере. Они взаимодействовали с западными и южными славянами. Б. Д. Греков провел сравнительный анализ законодательства Польши и Хорватии с русским правом и нашел много общего. Киевские князья неоднократно вступали в династические браки, которые способствовали взаимопроникновению культур, в том числе и правовой культуры.

Введение христианства не могло не отразиться на развитии русского права: с распространением православия стали применяться разнообразные сборники иноземного права. Так, например, при решении дел о религиозных преступлениях византийское духовенство, приехавшее в Киевское государство применяло так называемый Градский закон, изданный в VIII веке. Применение византийского права церковными учреждениями и должностными лицами как по уголовным, так и по гражданским делам тем более это было необходимо, потому что Русская правда и другие древнерусские законы имели заметные пробелы.

Однако, считать древнерусское право собранием разноязычных норм было бы в высшей мере ошибочным. Древнерусское право создавалось на русской почве, оно отражало те общественные отношения, которые были обусловлены древнерусского феодального общества.

Вопрос о национальной принадлежности древнерусского права имеет и еще один аспект. Буржуазно украинские националисты выдвинули концепцию, по которой Древнерусское государство и право исторически принадлежат не трем славянским народам, а являются по своей природе украинским государством и правом. В своё время эту идею развивал буржуазный историк Грушевский М. С., теперь ее проповедуют эмигранты нового поколения. Так, подвизавшийся в Соединенных Штатах Америки националист Н. Чировский вновь говорит об украинском характере Киевской Руси. Конечно, Древнерусское государство включало в себя территорию современной Украины, хотя и не сводилась к ней. Действительно, столица Древнерусского государства совпадает со столицей современной Украины, хотя нельзя забывать и о другом важнейшем центре Древнерусского государства- Новгороде.

Однако ни в IX, ни в XII вв. нельзя еще говорить об Украине и украинцах. Нет ещё исторически обособленной территории Украины, нет еще украинского языка, нет вообще специфики украинской культуры, нет украинских социально -экономических связей. Одним словом, не существует ещё украинской народности, есть единая древнерусская народность. Таким образом, право Древнерусского государства- это именно древнерусское, а не какое-нибудь иное право.

Ряд исследователей говорят об огромной роли традиций, т.е. норм обычного права в древней Руси, судя по всему, была особенно велика, поскольку в силу ряда культурно- исторических причин здесь отсутствовала рецепия римского права, заложившая основы правовых отношений средневековых государств Западной Европы. В какой-то степени роль, эквивалентную римскому праву на Руси играли правовые нормы, зафиксированные в Библии. К сожалению, история канонического права и его место в социальной жизни Древней Руси изучены пока недостаточно.

В литературе также широко распространено мнение, что Закон Русский представлял записи норм обычного права восточных славян. Насколько обоснована такая точка зрения, сказать трудно. Тем не менее считается, что именно Закон Русский лег в основу первых дошедших до нас памятников письменного права Древней Руси, которые принято обобщенно называть Русской Правдой.

Важнейшим законодательным памятником Древнерусского государства явилась Русская правда, ибо в ней охвачены чуть ли не все отрасли тогдашнего права. Наряду с Русской правдой следует назвать и княжеские уставы, регламентировавшие отдельные вопросы жизни древнерусского общества.

У нас мало сведений о законодательном процессе Древней Руси. Все законодательство Киевского государства- это акты княжеской власти. В силу монархической природы государства они не могли быть иными.

Подробностей о законодательном процессе у исследователей практически нет. Порой спорна даже точная датировка принятия закона и место его издания.

Иногда в монархии закон принимался коллегиально, не единолично монархом, а съездом князей. Именно так было внесено изменение в Русскую правду во второй половине XI в. Закон изменил не один монарх, а три сына Ярослава Мудрого, собравшиеся для этого. Притом они призвали к решению проблемы и своих приближенных – мужей.

Как наиболее древний свод русских законов «Русская правда» претерпела известную эволюцию и дошла до нас в большом количестве редакций, каждая из которых по существу является самостоятельным памятником, отражающим определенный этап в развитии русского законодательства. Подлинники ни одного древнего закона, однако, до нас не дошли. Мы знаем их содержание по летописным и иным записям, которые отличаются одна от другой, порой очень заметно. Так возникла проблема «списков» того или иного закона, т.е. рукописных вариантов одной и той же редакции закона, в силу этого на сегодняшний день известно свыше 100 количестве списков. Всесторонняя классификация и научный анализ всех этих списков даны в работе С. В. Юшкова «Русская правда. Происхождение, источники, ее значение». М.:1950 г. Так как списки различны по времени возникновения объему и содержанию, то их можно сгруппировать в три основные редакции: Краткая Правда, Пространная Правда и Сокращённая из Пространной. В данный источник вошли Правда Ярослава, Правда Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и другие правовые источники.

Также необходимо отметить, что полный текст Русской правды- как единого документа не существует, и в том виде в котором представлен данный источник, это заслуга так называемой археолграфической комиссии (археография- (от греч. arxaios - древний и grapo – пишу) специальная историческая дисциплина, занимающаяся собиранием, описанием и изданием рукописных, печатных и других документальных памятников. На данное учреждение были возложены обязанности по выявлению и изданию исторических источников по русской истории с древнейших времен до конца XVII в.), которая была создана еще в 1834 г. для издания документов, собранных этой комиссией . Данное учреждение получило права требовать передачи ей документов из государственных архивов, могла пользоваться рукописями, хранившимися в библиотеках, и покупать их у частных лиц и благодаря работе этой комиссии было введено в научный оборот огромное количество документов, работа вышеназванной комиссии также внесла существенный вклад в разработку методики публикации исторических источников (комментарии и обязательные указатели к документам).


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал