Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обороны




 

Выполнение задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера является неотъемлемой частью государственных мероприятий по обеспечению национальной безопасности страны и ее стабильному социально-экономическому развитию.

Данная проблема в Российской Федерации решается в мирное время в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в военное время в системе Гражданской обороны.

Рассмотрим структуру и задачи Единой системы и ее составной части Гражданской обороны Российской Федерации, порядок их осуществления применительно к объекту экономики.

Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом от 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Основные задачи РСЧС (ст. 4 № 68-ФЗ):

разработка и реализация законов и других важных документов, регулирующих вопросы защиты населения и территорий от ЧС;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций в ЧС;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

подготовка населения к действиям при ЧС;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

создание резервов финансированных и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

осуществление государственной экспертизы надзора и контроля в сфере защиты населения и территорий от ЧС;

ликвидация ЧС;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

Единая система, состоит из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. (постановление Правительства РФ от 30.12 2003 г. № 794).

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.



Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики (Перечень подсистем указан в приложении постановления Правительства РФ от 30.12 2003 г. № 794).

На каждом уровне Единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами Единой системы на каждом из ее уровней являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС ПБ).

Постоянно действующими органами управления Единой системы являются:

на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны;

на межрегиональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

на региональном уровне - главные управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации;



на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.

Органами повседневного управления являются:

центры управления в кризисных ситуациях федеральных органов исполнительной власти, региональных центров и главных управлений МЧС по субъектам Российской Федерации; единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований; дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, веществ, материалов, здоровья людей и т. д.

В состав сил и средств ликвидации ЧСвходят:

учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;

формирования службы защиты животных и растений Минсельхозпрода России;

военизированные противоградовые и противолавинные службы Росгидромета;

территориальные аварийно-спасательные формирования Государственной инспекции по маломерным судам Минприроды России;

военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

соединения (части) войск ГО и подразделения поисково-спасательной службы МЧС России;

соединения (части) радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны России;

аварийно-технические центры, специализированные отряды АЭС Минатома России;

территориальные и объектовые нештатные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования;

отряды и специалисты-добровольцы общественных объединений.

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

Управление Единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения.

Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы Единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

б) в режиме повышенной готовности:

усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

 

Каждый режим функционирования Единой системы или ее подсистем и звеньев характеризуется проведением соответствующих их задачам мероприятий, которые отражаются в Планах действий объектов экономики по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Составной частью РСЧС является Гражданская оборона, которая входит в нее органически как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени. В мирное время своими постоянно действующими органами управления, силами и средствами ГО участвует в решении отдельных задач РСЧС в соответствии законодательством.

Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны. МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др. В 1940 году в качестве Главного управления МПВО включена в систему НКВД-МВД СССР. В 1961 МПВО реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО возложено на министерство обороны СССР, повседневное — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО). Войска в своём составе имели полки ГО (размещённые в крупных городах СССР, Московское военное училище ГО (Город Балашиха). В 1991 году система ГО включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС Российской Федерации).

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст.1 № 28-ФЗ ).

Основные задачи гражданской обороны Российской Федерации(ст. 2 № 28-ФЗ ):

обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а так же вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а так же вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

срочное захоронение трупов в военное время;

разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или отдельных ее местностях в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ.

Режим военного положения включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

В период действия военного положения в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваются права и свобода граждан РФ, деятельность организаций, их должностных лиц.

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Непосредственное руководство гражданской обороной осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители.

Принятые МЧС РФ в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.

В субъектах РФ, районах и городах, на предприятиях, в учреждениях и организациях непосредственное руководство гражданской обороной осуществляют структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Перевод страны на военное положение является сложным и многоплановым процессом, включающим в себя:

перевод экономики на работу по планам военного времени;

стратегическое развертывание Вооруженных Сил;

перевод ГО с мирного на военное положение.

Цель перевода ГО с мирного на военное положение – последовательное проведение мероприятий, направленных на наращивание возможностей по решению возложенных на нее задач.

Перевод ГО с мирного на военное положение осуществляется при введении соответствующих степеней готовности. Согласно Директиве РФ в гражданской обороне установлены четыре степени готовности:

повседневная;

первоочередные мероприятия первой группы (ПМ – 1);

первоочередные мероприятия второй группы (ПМ – 2);

общая.

Степени готовности ГО вводятся установленными сигналами или распоряжениями.

Приведение системы ГО в степени готовности может осуществляться последовательно (при наличии времени) или объявлением высших степеней готовности, минуя промежуточные. В этом случае, должны быть выполнены и мероприятия, предусмотренные предыдущими степенями готовности ГО.

Временные показатели выполнения предусмотренных планом мероприятий определяются требованиями руководящих документов возможностями объекта и реальной обстановкой.

При готовности ГО «Повседневная» - органы управления, формирования ГО персонал объекта экономики занимаются повседневной деятельностью и находятся в готовности к выполнению возложенных на них задач согласно планам.

При этом:

органы управления осуществляют текущее и перспективное планирование, организуют и обеспечивают выполнение мероприятий согласно планам в повседневном режиме работы;

системы оповещения и связи работают в дежурном режиме;

силы ГО занимаются повседневной деятельностью, проводят мероприятия, обеспечивающие приведение их в готовность для ведения АСДНР.

При осуществлении «Первоочередных мероприятий I группы»органы управления и формирования ГО проводят мероприятия, в результате которых повышается готовность ГО к выполнению задач военного времени.

При введении этой степени готовности на объекте выполняются следующие мероприятия:

сбор руководящего состава (оповещение, доведение обстановки и постановка задач);

введение круглосуточного дежурства руководящего состава (в пунктах постоянного размещения);

проверка готовности к работе системы связи и оповещения, отправка спецгруппы на ЗПУ;

уточнение плана гражданской обороны;

приведение в готовность защитных сооружений в организациях, продолжающих работу в военное время;

принятие мер по ускоренному завершению строительства и вводу в эксплуатацию защитных сооружений, строящихся по плану текущего года;

вывоз на пункты выдачи средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. (Выдача производится по особому распоряжению);

снижение запасов АХОВ в организациях до минимальных размеров;

проведение подготовки к снижению запасов взрыво- и пожароопасных веществ в организациях;

подготовка животноводческих помещений, ферм и комплексов для защиты скота, создание и укрытие в них 5-7 дневных запасов кормов и воды;

проведение подготовительных мероприятий к введению режимов светомаскировки, по усилению охраны организаций, противопожарной защиты и общественного порядка.

По решению руководителя объекта могут проводиться и другие мероприятия, повышающие готовность ГО объекта к действиям.

При введении «Первоочередных мероприятий II группы»проводятся мероприятия, обеспечивающие способность ГО в минимально короткие сроки приступить к выполнению задач военного времени.

При этом необходимо:

перевести руководящий состав на круглосуточный режим работы (по сменам боевого расчета);

привести в полную готовность системы управления, связи и оповещения;

в течение 12 часов привести в готовность к укрытию персонала все защитные сооружения, подвалы, другие заглубленные помещения. Организовать круглосуточное дежурство звеньев по обслуживанию убежищ;

дооборудовать под ПРУ подвальные и другие заглубленные помещения;

заложить в убежища запасы продовольствия и медикаментов;

из запасов объектов выдать средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля рабочим и служащим категорированных городов и объектов особой важности и первой категории вне этих городов;

осуществить переадресовку поставок медицинского имущества и медицинской техники в загородную зону;

развернуть медицинские пункты (если они не были развернуты ранее) на объектах экономики, продолжающих производственную деятельность в военное время;

посты радиационного и химического наблюдения, учреждения СНЛК перевести на круглосуточное дежурство;

организовать изготовление простейших средств индивидуальной защиты населением (при необходимости);

усилить охрану важнейших объектов экономики и общественного порядка;

привести в готовность в пунктах постоянного размещения (без прекращения производственной деятельности) все формирования повышенной готовности;

подготовить к вывозу в загородную зону действующие и нормативные документы, остальные подготовить к уничтожению;

провести неотложные мероприятия по повышению устойчивости работы объектов экономики в военное время и безаварийной их остановки по сигналам гражданской обороны;

провести противопожарные мероприятия на объектах экономики;

подготовить к вывозу в загородную зону запасы медицинского имущества, продовольствия, промышленных товаров, горюче-смазочных материалов и уникальных ценностей;

провести снижение запасов взрыво- и пожароопасных веществ на объектах экономики, расположенных в категорированных городах;

осуществить подготовительные мероприятия по переводу предприятий стройиндустрии и заводов-поставщиков на выпуск конструкций и оборудования для строительства быстровозводимых убежищ.

При готовности ГО «Общая»органы управления вводят в действие планы ГО в полном объеме, организуют и проводят мероприятия (кроме эвакуационных), которые обеспечивают выполнение всех задач, возложенных на ГО в военное время.

Содержание проводимых мероприятий при введении общей готовности ГО:

выдать всему населению средства индивидуальной защиты;

осуществить ускоренное строительство недостающих убежищ с упрощенным оборудованием в зонах возможных сильных разрушений городов, отнесенных к группам по ГО и отдельно стоящих объектов экономики особой важности, а также строительство быстровозводимых противорадиационных укрытий на остальной территории (по плану расчетного года);

для всего населения, не обеспеченного защитными сооружениями, строить простейшие укрытия в сроки, не превышающие:

в городах, отнесенных к группам по ГО – 24 часа;

в городах, не отнесенных к группам по ГО, сельской местности с учетом

эваконаселения – 48 часов;

готовить к эвакуации в загородную зону (без прекращения работы) медицинские учреждения городов, отнесенных к группам по ГО;

уточнить расчеты на проведение эвакомероприятий;

развернуть сборные эвакуационные пункты, пункты посадки и высадки, приводится в готовность транспорт для эвакуации;

провести в полном объеме мероприятия по защите запасов материальных средств, источников водоснабжения, животных и растений;

провести в полном объеме мероприятия по защите запасов материальных средств, источников водоснабжения, животных и растений;

на объектах экономики провести мероприятия по обеспечению светомаскировки;

вывезти в загородную зону необходимые для служебной деятельности, действующие и нормативные документы, запасы медицинского имущества;

переадресовать на загородную зону поставки техники и имущества, а также запасов материальных средств;

в полном объеме провести мероприятия по повышению устойчивости работы в военное время объектов и отраслей экономики.

Сроки проведения мероприятий каждой из степеней готовности (первоочередных мероприятий первой, второй группы и общей готовности) устанавливаются не более суток.

Своевременное проведение данного комплекса мероприятий гражданской обороны позволит вовремя предотвратить или уменьшить последствия опасных природных явлений, аварий, катастроф, максимально ослабить результаты воздействия современных средств поражения, создать благоприятные условия для работы объекта, проживания и деятельности населения.

 

3 вопрос. Основы прогнозирования чрезвычайных ситуаций

 

С целью определения влияния поражающих факторов источников ЧС на жизнедеятельность населения, работу объектов экономики (ОЭ) и действия сил ликвидации ЧС, обоснования и принятия мер защиты осуществляется выявление и оценка обстановки, складывающейся в зонах ЧС.

 

Выявление обстановки включает сбор и обработку исходных данных о ЧС, определение размеров зон ЧС и нанесение их на карту (схему).

Оценка обстановки включает решение основных задач по определению влияния поражающих факторов источников ЧС на работу ОЭ, жизнедеятельность населения и действия сил ликвидации ЧС.

Выявление и оценка обстановки осуществляется в три этапа:

Этапы выявления и оценки обстановки в зонах ЧС Основание для расчетов Преследуемые цели производства расчетов
I этап – заблаговременное выявление и оценка обстановки по прогнозу, по максимально возможным значениям параметров поражающих факторов Исходные данные, представляющие собой сведения, полученные от соответствующих министерств, ведомств и органов гидрометеослужбы Полученные результаты необходимы для планирования мероприятий по защите населения и территорий
II этап – выявление и оценка обстановки по прогнозу после возникновения источника ЧС Исходные данные, поступившие от органов управления ГОЧС, ОЭ о возникновении источника ЧС с учетом реальных метеоданных Полученные результаты необходимы для принятия решения председателями КЧС по экстренной защите населения и организации разведки в зонах ЧС
III этап - выявление и оценка фактической обстановки (по данным разведки) Исходные данные, полученные от органов разведки, наблюдения и контроля об обстановке в зоне ЧС Полученные данные необходимы для уточнения ранее принятых решений по защите аселения и проведения работ по ликвидации ЧС  

 

В основу прогнозирования последствий ЧС мирного и военного времени положена причинно-следственная связь двух процессов:

воздействие поражающих факторов на объект;

сопротивление самого объекта этому воздействию.

 

Поражающие факторы источников ЧС имеют барический, тепловой, токсический, радиационный или механический характер. В большинстве своем ЧС характеризуется одновременным воздействием на человека и среду его обитания нескольких ПФ. При расчете последствий ЧС принимают фактор, вызывающий основные разрушения и поражения.

Наряду с поражающими при прогнозировании ЧС учитываются пространственно - временные факторы, оказывающие влияние на их последствия:

размещение населенного пункта относительно очага воздействия;

конструктивные решения и прочностные характеристики зданий и сооружений;

плотность застройки и расселения людей в пределах населенного пункта;

режим нахождения людей в зданиях в течение суток и в зоне риска в течение года и т.д.

К настоящему времени соответствующими структурами МЧС РФ разработаны и просчитаны на ЭВМ модели воздействий ПФ для различных ЧС. Данные, так называемые “точные“ методы прогнозирования последствий ЧС, можно значительно упростить и свести их к оперативным методам.

В данном случае воздействия поражающих факторов источников ЧС мирного и военного времени описываются в виде аналитических, табличных и графических зависимостей, что наиболее часто используется при проведении оперативных расчетов.

 

Нами отмечалось, что защита объектов экономики (а также и территорий) от ЧС обеспечивается путём проведе­ния комплекса предупредительных и защитных мер в мирное время в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, а в военное время в системе Гражданской обороны (ГО).

Объём и порядок разработки и проведения данных мероприятий регламентируются «Нормами проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны» (ИТМ ГО, СНиП 2.01.51-90) и другими нормативными документами по организации и ведению гражданской обороны на промышленном объекте.

В настоящее время идет процесс объединения Единой системы и системы ГО на основе идентичности задач и сходства большинства методов защиты ОЭ и территорий от ЧС мирного и военного времени.

Содержание мероприятий отражается в планах гражданской обороны на каждом уровне РСЧС. План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично вводится в действие, в соответствии с законом № 28-ФЗ, Президентом Российской Федерации.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.023 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал