Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лесных насаждений от вредных насекомых






 

Данный раздел, хотя он и не отделим от всех остальных, всё же может быть выделен как основной. Ибо в нём рассматривается главная цель, стоящая перед курсом. Здесь студент прежде всего должен уяснить основополагающий принцип: главное заключается не в борьбе с вредителями, а в защите насаждений от нанесения хозяйственно-ощутимых повреждений. Второй основополагающий принцип заключается в том, что защита леса от вредных насекомых должна строится как система мероприятий, или интегрированная защита, в основу которой кладётся лесохозяйственная профилактика, имеющая перед собой две основных цели: повышение жизнестойкости (энтомоустойчивости) выращиваемых насаждений и формирование насаждений таким образом, что при достижении наивысшей производительности поддерживать такую их структуру, чтобы абиотическая обстановка в них была максимально неблагоприятна для наиболее опасных видов потенциально вредных насекомых.

Задача этого раздела состоит в том, чтобы студент рассмотрел всё многообразие лесозащитных мероприятий как предупредительного, так и истребительного характера, причём не только тех, которые получили распространение в настоящее время, но и тех, которые могут рассматриваться как перспективные в будущем, а сейчас не используются либо по соображениям экономического порядка, либо неготовности отрасли их использовать из-за недостатков технической вооружённости, или необходимости «доводки» метода для практического использования.

Вместе с тем студенту полезно обратить внимание на то, что некоторые методы, достаточно хорошо разработанные и обоснованные, ещё не окончательно нашли своё место в системе защиты. Так использование искусственного синтезирования половых феромонов одни авторы относят к новому направлению химической защиты, а другие – к биологической защите. То же самое с лучевой стерилизацией. Одни считают это одним из физических методов, а другие биологическим методом. Таких примеров достаточно много.

Для удобства рассмотрения всю систему защиты можно рассматривать по следующим направлениям:

1. Выявление видового состава насекомых и обнаружение вспышек.

2. Регулирование видового состава энтомофауны.

3. Изменение условий среды в неблагоприятную для вредителей сторону.

4. Создание устойчивых к нападению насекомых форм растений.

5. Непосредственное уничтожение вредителей.

6. Изменения состояния популяций вредителей, влекущих за собой в дальнейшем снижение их численности.

Что касается мероприятий, то их перечень и специфика весьма разнообразны по задачам и техническим средствам их осуществления все лесозащитные методы могут быть сгруппированы в следующие восемь направлений:

1. Карантин внешний и внутренний.

2. Надзор (мониторинг).

3. Прогнозирование массовых размножений (сверхдолгосрочное, долгосрочное и краткосрочное).

4. Лесохозяйственные профилактические меры.

5. Механические меры.

6. Физические меры.

7. Химические меры.

8. Биологические, в том числе микробиологические меры.

При изучении мер борьбы студент должен обратить внимание на то, какая задача ставится перед тем или иным методом, на чём он основан и как практически претворяется в жизнь.

Так, например, лесохозяйственные меры ставят задачу предупредить появление и массовое размножение вредителей. Основаны они на знании экологии вредителей и решаются путём создания насаждений такого состава, структуры и сомкнутости, чтобы микроклимат в них был неблагоприятным для размножения вредных видов, а также путем выращивания жизнестойких насаждений, способных противостоять нападению вредителей или быть менее благоприятным источником пищи.

Таким образом, для того, чтобы правильно наметить мероприятия лесохозяйственного характера, необходимо прежде всего выявить комплекс видов наиболее опасных потенциальных вредителей, установить их экологические особенности и самыми разнообразными лесокультурными и лесоводственными мероприятиями добиться того, чтобы условия в лесу стали неблагоприятными для вредителей.

При проработке химического метода прежде всего необходимо усвоить, что современный химический метод очень далеко ушел вперед. Он уже не сводится только к применению ядов-инсектицидов, а предусматривает использование отпугивающих веществ-репеллентов, привлекающих-аттрактантов, в том числе и половых феромонов, стерилянтов, вызывающих бесплодие у насекомых, гормональных препаратов, приводящих к возникновению патологических изменений, вызывающих невозможность размножения.

Студент должен усвоить все положительные и отрицательные стороны применения химических веществ – пестицидов, обратить самое серьёзное внимание на пути повышения эффективности при одновременном снижении отрицательного воздействия на среду и человека.

Студент должен обратить внимание на так называемые инсектициды системного действия. В учебниках прошлых изданий и в другой литературе иногда можно встретить нечёткость в определении этой группы и ошибочное отнесение к системным ряда препаратов, не обладающих таким свойством.

Следует запомнить, что под системными и внутрирастительными инсектицидами следует понимать те препараты, которые свободно проникают внутрь растения через листву и хвою, кору стволов или корневую систему и свободно передвигаются по сосудистой системе растения. Простое проникновение в ткани растения без такого передвижения не позволяет относить к этой группе такие препараты, как хлорофос, некоторые минерально-масляные эмульсии. Иногда имеет место неправильная постановка знака равенства между фосфорорганическими препаратами и системными. Системными свойствами обладают лишь некоторые из фосфорорганических (например, фосфамид или рогор). Вещества или препаративные формы, лишь проникающие внутрь, обычно называются ядами глубинного действия.

При изучении биологического метода следует обратить внимание на те мероприятия, которые доступны для проведения в любых условиях, не требуют, практически, никаких больших затрат и относятся к методу накопления энтомофагов: охрана полезных видов, сохранение нектароносных трав, обеспечивающих дополнительное питание многих взрослых паразитических энтомофагов, привлечение насекомоядных птиц, использование домашних животных.

При рассмотрении микробиологического метода следует обратить внимание на то, что, в некоторой степени, ограничивает повсеместное широкое внедрение этого прогрессивного метода.

Для проработки данного раздела необходимо изучить литературу [1, гл. IV, XI; 8].

 

Вопросы для самопроверки

1. На чем основано применение лесохозяйственных мер и какова их цель?

2. Что такое карантин?

3. Что такое санитарные правила в лесах СССР?

4. Каковы основные механические меры борьбы?

5. Какие физические меры можно использовать для борьбы с вредными насекомыми?

6. Какие способы применения энтомофагов вам известны?

7. Какие простейшие мероприятия необходимо проводить в лесу для поддержания численности энтомофагов?

8. Приведите классификацию инсектицидов по химическому составу и происхождению?

9. Какие группы пестицидов по характеру их воздействия на насекомых вам известны?

10. Приведите классификацию инсектицидов по характеру их воздействия на организм насекомого?

11. Перечислите основные способы применения инсектицидов

12. Что такое системные инсектициды?

13. В чем состоит сущность аэрозольного метода?

14. Расшифруйте понятие: доза, концентрация, норма расхода.

15. Каковы методы определения эффективности авиахимборьбы?

16. Каковы положительные и отрицательные стороны химического метода?

17. Каковы пути снижения отрицательных сторон применения инсектицидов?

18. Какие микробиологические препараты вам известны?

19. В чем состоит техника безопасности при работе с пестицидами?

20. Что такое интегрированная защита леса?

21. От каких факторов зависит эффективность использования инсектицидов?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.