Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные термины и понятия

Физиология труда

План

1. Основные термины и понятия

2. Классификация основных форм деятельности человека

3. Классификация условий трудовой деятельности

4. Энергетические затраты при различных видах деятельности

Основные термины и понятия

Физиология труда- это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих.

Задачи:

- изучение физиологических закономерностей трудовой деятельности;

- исследование физиологических параметров организма при различных
видах работ;

- разработка практических рекомендаций и мероприятий, направленных на оптимизацию трудового процесса, снижение утомляемости, сохранение здоровья и высокой работоспособности в течение продолжительного времени.

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека.

Многообразные формы тр удовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

- Физический труд характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечно­сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

- Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы.

В физиологии труда важнейшими являются понятия работоспособности и утомления.

- Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнять целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Фазы работоспособности:

- 1 фаза - фаза врабатываемости. В этот период повышается активность ЦНС, возрастает уровень обменных процессов, усиливается деятельность сердечно-сосудистой системы, что приводит к нарастанию работоспособности.

- 2 фаза - фаза относительно устойчивой работоспособности. В этот пери­од отмечается оптимальный уровень функционирования ЦНС, эффективность труда максимальная.

- 3 фаза - фаза снижения работоспособности связана с развитием утомле­ния.

- Пример: у студентов 1 курсов ВУЗов в соответствии с биологическими ритмами пик работоспособности приходится на 11 часов утра (1 фаза), 2 фаза -наблюдается до 16 часов, затем начинается 3 фаза - снижение работоспособно­сти.

- Утомление - временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и другие виды утомления.

Теории утомления: _

- - теория истощения в мышцах энергетических запасов;

- - теория отравления организма молочной кислотой

- - теория И.П. Павлова, Н.Е. Введенского, И.М. Сеченова, А.А. Ухтом­ского - прекращение работы вследствие утомления зависит от состоя­ния ЦНС.

Утомление может накапливаться изо дня в день и перерасти в переутомление.

- Переутомление - накопление утомления по причинам нерационального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного вос­становления. Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.

- Усталость - комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством слабости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)

- Рекреация - отдых, необходимый для восстановления сил организма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случаях.

- Релаксация - состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после больших физических или умственных нагрузок. Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной, вызванной расслаблением мышц, до этого вовлеченных в различные виды активности, принятием спокойной позы, представлением

- состояния покоя (аутотренинг) и т.д.

- Самочувствие - субъективное ощущение внутреннего состояния физиологического и психологического комфорта или дискомфорта.

Важное место в вопросах физиологии труда занимают понятия тяжести и напряженности труда.

- Тяжесть - работы, при выполнении которых преобладают мышечные усилия грузчики, строители).

Критерии тяжести труда при динамической нагрузке - мощность внешней механической работы, максимальная величина поднимаемых вручную грузов, величина ручного грузооборота за смену, частота шагов в одну минуту, наклоны туловища свыше 50° в 1 мин. при работе стоя.

При статической нагрузке тяжесть труда оценивают по величине статической нагрузки при удержании усилия одной рукой, двумя руками, с участием мышц корпуса и ног, времени пребывания в вынужденной позе.

Напряженность труда - р аботы с преобладанием нервно-эмоцианального напряжения (учителя, охранники).

Критерии напряженности труда - напряжение внимания (число производ ственно-важных объектов наблюдения, длительность сосредоточенного наблюдения в процентах от общего времени смены, плотность сигналов или сообщений в среднем в 1 час), эмоционал ьное напряжение, напряжение анализаторов, объем оперативной памяти, интеллектуальное напряжение, монотонность труда

- 2. Классификация основных форм деятельности человека.

- В современной трудовой деятельности человека объем чисто физического
труда незначителен. В соответствии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают:

- 1.формы труда, требующие значительной мышечной активности. Этот вид трудовой деятельности имеет место при отсутствии механизированных средств для выполнения работ и характеризуется повышенными энергетическими затратами;

- Механизированные формы труда. Особенностью механизированных форм труда являются изменения характера мышечных нагрузок и усложнение программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводят к монотонности труда и быстрому наступлению утомления;

- Формы труда, связанные полуавтоматическим и автоматическим производством. При таком производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняет механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций на обслуживание станка: подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты— монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала;

- Групповые формы труда — конвейер. Эта форма_труда определяется дроблением процесса труда на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операции, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. При этом, чем меньше

- интервал времени, затрачиваемый работающим на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению;

- Формы труда связанные с дистанционным управлением. При этих формах труда человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено, нагрузка на которое уменьшается с возрастанием степени автоматизации процесса управления. Различают формы управления производственным процессом, требующие частых активных действий человека, и формы управления, в которых, действия оператора носят эпизодический характер, и основная его задача сводится к контролю показаний приборов и поддержанию постоянной готовности к вмешательству при необходимости в процесс управления объектом;

- 2. Формы интеллектуального (умственного) труда подразделяются на операторский, управленческий, творч еский, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.

- Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчера характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

- 3.Классификация условий трудовой деятельности

- Условия труда, при которых воздействие на работающего вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровень не превышает гигиенических нормативов (Р.2.2755—99 «Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса»), называют безопасными условиями труда.

- Условия труда в целом оцениваются по четырем классам. Безопасные условия труда — это оптимальные (1-й класс) и допустимые (2-й класс) условия

- Оптимальные (комфортные) условия труда (1 класс) обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Этот класс установлен только для оценки параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Для остальных факторов условно оптимальными считаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают безопасных пределов для населения.

- Допустимые условия труда (2 класс)характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающего и его потомство. Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда.

- Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или

его потомства. В зависимости от уровня превышения нормативов факторы этого класса подразделяются на четыре степени вредности:

3.1 вызывающие обратимые функциональные изменения организма;

3.2 приводящие к стойким функциональным нарушениям и росту заболеваемости;

3.3 - приводящие к развитию профессиональной патологии в легкой форме и росту хронических заболеваний;

3.4- приводящие к возникновению выраженных форм профессиональных заболеваний, значительному росту хронических и высокому уровню заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Травмоопасные (экстремальные)условия труда (4 класс). Уровни производственных факторов этого класса таковы, что их воздействие на протяжении рабочей смены или ее части создает угрозу для жизни и/или высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.

Работа в условиях несоответствия нормативным требованиям возможна только с сокращением времени воздействия вредных производственных факторов, т. е. сокращением рабочей смены — защита временем.!

3.5 использование физических упражнений как средства активного отдыха.

Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной рабо­тоспособности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристики процесу набрякання | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.