Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обобщение абсолютных признаков






В разделах 5.2 и 5.3 приводились примеры того, как происходит обобщение некоторых абсолютных признаков, когда животное выу­чивается, например, узнавать любые предметы определенной формы. Предметом первого экспериментального исследования такой опера­ции у животных было обобщение признака «цвет».

Н. Н. Ладыгина-Коте (1923) показала, что молодой шимпанзе срав­нительно легко усвоил правило выбора любых красных объектов, а затем применял его в отношении любых других цветов. Однако абст­рагирование (отвлечение) этого признака от признаков «форма» и «величина» происходило у него с определенными трудностями.

На примере обобщения абсолютного признака «цвет» достаточно четко проявляются различия в способностях животных других видов. Голуби, например, не способны к переносу выработанной реакции на новые цвета. В этом отношении они отличаются не только от шим­панзе (что достаточно предсказуемо), но и от других птиц, в частно­сти от более высоко организованных врановых (Wilson et al., 1985 b) и попугаев (Pepperberg, 1987 а). Характерно, что в работе И Пепперберг попугай Алекс не только четко выделял категорию признака «цвет», но и употреблял символы для ее обозначения — произносил назва­ния цветов (см. также гл. 6).

Другой пример обобщения абсолютных признаков — формирова­ние способности узнавать определенное число элементов, отличая мно­жества одной величины от всех остальных. Некоторые авторы называ­ют это понятием «двоичности» или «троичности» (Davis, 1993). Так, О. Келер описал опыты с попугаями и врановыми, которые смогли научиться выбирать новые стимулы с таким же количеством пятен (разной формы, расположения и размера), сколько точек было изоб­ражено на образце. Один из его воронов успешно узнавал множества в диапазоне от 3 до 7 элементов. Некоторые птицы оказались способны применять это обобщение и в совершенно новой ситуации: они про­должали искать приманку в ряду одинаковых кормушек до тех пор, пока не находили столько единиц подкрепления, сколько точек было на образце (см. рис. 5.1).

Еще одним примером обобщения абсолютного признака может служить способность голубей научиться узнавать стимулы в зависимости от их симмет-

12-5198

Рис. 5.4. Обобщение признаков «симметрия» и «асимметрия» у голубей.

А — динамика правильных выборов при обучении голубей выбору симмет­ричных и асимметричных значков, различавшихся в последовательных сери­ях по конфигурации. Птице начинали предъявлять новую пару стимулов пос­ле того, как выполнение теста достигало 80%-го критерия. По оси абсцисс — серии опытов, по оси ординат — доля правильных решений в %. Б — высота столбиков показывает успешность выбора в тестах на перенос, т.е. при предъяв­лении новых пар фигур другой ориентации, размера и т.п. Вертикальные ли­нии на столбцах — ошибки средней.

рии или асимметрии. В работе немецкого ученого X. Делиуса (Delius, Habers, 1978) голубей обучали отличать двусторонне симметричные стимулы — раз­личные геометрические фигурки — от асимметричных (рис. 5.4). В параллель­ных сериях экспериментов у них вырабатывали дифференцировочные УР, подкрепляя симметричные и не подкрепляя асимметричные стимулы. У вто­ром группы голубей положительными были асимметричные стимулы, а отри­цательными — симметричные (рис. 5.4А).

Всего в процессе обучения было использовано по 26 стимулов, обладаю­щих и не обладающих свойством симметрии Поскольку их второстепенные ха­рактеристики постоянно менялись, можно считать, что подкреплялся выбор «отвлеченного» признака. Стимулы обоих типов предъявляли по одному и чере-

довали в квазислучаином порядке3, так чтобы предотвратить выработку реак­ции на посторонние признаки. Птицам потребовалось относительно небольшое число сочетаний, чтобы научиться узнавать наличие (или отсутствие) симмет­рии, и они успешно выполнили тест на перенос даже при предъявлении но­вых, по-разному ориентированных и преобразованных стимулов (рис. 5.4Б).

В Таким образом, голуби оказались способны к обобщению по р отвлеченному признаку «симметрия».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.