Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация тестов,






Применяемых для изучения рассудочной деятельности (мышления) животных

К настоящему времени накоплены разнообразные и многочис­ленные, но разрозненные данные о мышлении животных. Они полу­чены в разных лабораториях, с помощью весьма разнообразных тес­тов. Единая классификация таких тестов, основанная на особенностях разных аспектов мышления животных, практически отсутствует. Для восполнения этого пробела ниже приведена классификация существу­ющих ныне тестов для изучения мышления животных (Зорина, 1997), которой мы в дальнейшем будем пользоваться.

I. Улавливание принципа, лежащего в основе задачи, с правильным ответом в первой пробе

1 Достижение приманки, 2. Поиск приманки, исче­ 3. Экстренное выявление
находящейся в поле зре­ зающей из поля зрения: дискретного изменения
ния, но недоступной: 1) экстраполяция положения (перемеще­
1) преодоление направления движе­ ния) приманки в ряду по­
преграды или выбор ния пищевого зиций:
обходного пути; стимула; тест Ревеша—
2) достижение 2) оперирование Крушинского
приманки с помо­ пространственно-    
щью орудий геометрическими    
    признаками    

 

II. Реорганизация ранее усвоенных независимых навыков

1. Выбор нового пути в лабиринте: 1) отыскание пути в трехлу­чевом лаби­ринте; 2) выбор короткого пути в лабиринте 2. «Сотрудниче­ство» при добы-ваниии корма: 1) наблюдения в природе; 2) совместные манипуляции для добычи приманки 3. Выбор стимула, ранее связанного с большим количеством подкрепления 4. «Доставание банана» голубями

 

III. Выявление общего алгоритма

1. Последовательные переделки сигнального значения стимулов при УР-дифференцировке 2. Формирование установки на обучение

 

IV. Обобщение и абстрагирование

1. Обобщение абсолютных признаков 2. Обобщение относитель­ных признаков 3. Формирова­ние «есте­ственных» понятий 4. Формиро­вание довер-бальных понятий 5. И спольза вание симво лов

 

V. Операции логического вывода

1. Построение аналогий 1. Транзитивное заключение

 

VI. «Социальное сознание» (Social Cognition)

1. Самоузнавание в зеркале 2. «Перемена ролей» 3. Преднамеренный обман

 


В этой главе приводятся наиболее известные методы изучения те\ форм рассудочной деятельности животных, которые связаны с экст­ренным улавливанием принципа задачи (1) и экстренной реорганиза­цией независимых навыков (II). Решение на основе выявления общего алгоритма при многократном предъявлении серии однотипных задач (III) были рассмотрены в гл. 3, а проблемам обобщения и абстрагиро­вания (IV) посвящена гл. 5.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.