Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направления аудита в сфере труда






Анализ задач аудита в сфере труда и социально-трудовых отношений организации позволяет выделить в качестве его основных направлений организационно-технологическое, социально-психологическое и экономическое.

Организационно-технологическое направление аудита персонала предусматривает проверку документации и анализ показателей деятельности организации, подтверждающих легитимность и эффективность работы. Существенная роль при этом отводится анализу трудовых показателей, характеризующих состояние трудовых ресурсов и кадрового потенциала, эффективность труда, систему оплаты и материального стимулирования труда. Кроме того, важны и показатели движения кадров, использования рабочего времени, производственного травматизма, отношения к работе и степень удовлетворенности трудом.

Социально-психологическое направление аудита персонала – это оценка социально-трудовых отношений с помощью таких показателей, как мотивация деятельности персонала, взаимодействие личных и коллективных интересов, развитие партнерских отношений между работодателями и трудовым коллективом, участие персонала в общественных организациях хозяйствующего субъекта.

Экономическое направление аудита персонала – это изучение значений таких показателей, как объем реализации на одного сотрудника, прибыль до уплаты налогов на одного работника, общие издержки на рабочую силу, издержки на одного работника, расходы на социальные выплаты и содержание социальной инфраструктуры.

Как правило, в рамках аудита трудовой сферы осуществляются: аудит соответствия, аудит эффективности и стратегический аудит.

Аудит соответствия оценивает согласованность между практическими действиями и нормами, правилами, планами и предписаниями, существующими в организации, а также качество информационного обмена между его подразделениями.

Аудит соответствия включает также следующие направления:

ü анализ штатного расписания, оценка его обоснованности, проверка наличия плана развития;

ü оценка соответствия должностных инструкций квалификационным характеристикам работников;

ü изучение процедур подбора и найма персонала (методы подбора, стоимость найма);

ü анализ реализации плана кадрового роста;

ü оценка выполнения программы повышения профессиональной квалификации, стоимости повышения квалификации;

ü анализ списочного состава работников по возрастному, образовательному, половому признакам, естественной убыли и его соответствие организации;

ü проверка условий труда и техники безопасности;

ü исследование трудовых отношений в коллективе (наличие конфликтных ситуаций, сопротивления переменам, психологическая совместимость работников, психологический климат организации и ее подразделений);

ü оценка взаимодействия организации со службами трудоустройства, учебными заведениями, местными органами власти и т.п.

Для управления персоналом в организации разрабатывается комплекс процедур, которые формализуются в справочниках, пособиях и в других нормативных документах.

В процессе аудита проверяется, с одной стороны, их соблюдение, а с другой – нацеленность на обеспечение интересов организации.

Аудит эффективности (аудит управления) оценивает соответствие методов внутреннего управления организацией ее целям и возможность совершенствования этих методов. Для выработки и обоснования предложений аудитор должен изучить не только достигнутые результаты, но и весь спектр процедур, посредством которого они были достигнуты.

Аудит эффективности начинается с аудита процедур, он также отвечает на вопросы:

ü соответствуют ли результаты поставленным целям;

ü согласуются ли процедуры внутреннего контроля управления организацией с поставленными целями;

ü можно ли облегчить или улучшить процедуры управления для более легкого достижения поставленных целей.

Аудитор изучает возможности улучшения управления для более эффективного достижения поставленных целей, включая внедрение новых административных технологий (информационной, канцелярской, телекоммуникационной).

Стратегический аудит включает:

ü подбор и обучение персонала;

ü оценку результатов профессиональной служебной деятельности сотрудников;

ü проведение аттестаций и квалификационных экзаменов;

ü формирование кадрового резерва и его эффективное использование;

ü ведение кадрового делопроизводства, а также проверки правильности ведения кадрового документооборота на подведомственных предприятиях;

ü внедрение современных технологий в области управления персоналом;

ü рассмотрение и разработка учебных программ, по которым осуществляется подготовка специалистов.

Подобно финансовому аудиту аудит в трудовой сфере должен быть внешним и внутренним, обязательным и инициативным. Внешний аудит проводится аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с хозяйствующим субъектом с целью объективной оценки деятельности организации в трудовой сфере, достоверности состояния отчетности и документации в этой сфере, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения организации, повышению эффективности ее деятельности, изысканию неиспользованных резервов производства. Внутренний аудит представляет собой проверку и оценку работы персонала организации в интересах фирмы. Целью внутреннего аудита должна стать помощь сотрудникам организации в эффективном выполнении своих функций. В качестве внутренней аудиторской проверки может выступать итоговый (годовой) анализ трудовых показателей, проводимый сотрудниками организации с участием приглашенных аудиторов-консультантов.

Как правило, в организациях используется внешний аудит. Руководство обращается к аудиторской фирме с предложением провести экспертизу социального характера, например при внедрении новой технологии, перепрофилировании производства, структурной реорганизации, создании временных или оперативных творческих групп, разрешении конфликтных ситуаций между работниками и работодателем. Эксперт, осуществляющий аудиторскую проверку, должен хорошо ориентироваться в финансовых вопросах, управленческой этике, социально-психологических аспектах управления, знать трудовое и административное право.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.