Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория спроса и предложения: закон спроса и кривая спроса, закон предложения и кривая предложения, эластичность и ее типы.






Поведение потребителя (покупателя) и производителя (продавца) определяется двумя спросом и предложением.

Спрос — количество конкретного товара, которое покупатели хотят и могут приобрести. Закон спроса — при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цен и меньше — при их повышении.

Количество (Q)

Неценовые факторы спроса – предпочтения потребителей, их количество, доходы потребителей, наличие товаров-заменителей, ожидания потребителей, налоги и субсидии (смещение кривой в положение D2 при увеличении спроса).

Предложение – количество продукции, которое производители готовы произвести и представить на рынок. Закон предложения – если прочие усло-вия остаются неизменными, то продавец создает и предлагает для реализации больше товаров при повышении цен и меньше — при их понижении.

Неценовые факторы: ресурсные цены, технологии, налоги и субсидии, цены на другие товары, количество производителей, их ожидания (смещение кривой в положение S1 при увеличении предложения или в положение S2 при уменьшении предложения)

Количество (Q)

 

При повышении цены спрос падает, а предложение растет. При наложении кривой спроса на кривую предложения можно определить рыночное равновесие.

Эластичность спроса и предложения

Эластичность отражает зависимость между спросом и ценами; между предложением и ценами; между ценами и заработной платой. Она показывает быстроту реакции спроса или предложения на изменение цен.

Эластичность спроса по цене или коэффициент эластичности измеряется как отношение изменения спроса в процентах к изменению цены в процентах.

 

Е = Процент изменения Q/Процент изменения P

 

Различают следующие типы эластичности

• единичная эластичность, когда на каждый процент изменения цены объем

спроса изменяется соответственно на 1 %

• эластичный спрос, когда объем спроса в процентах изменяется быстрее, чем изменяется цена в процентах (Еd > 1).

• неэластичный спрос, когда объем спроса в процентах изменяется медленнее, чем изменяется цена в процентах (Ed < 1).

• совершенно неэластичный спрос, когда объем спроса не изменяется при любом изменении цены (Ed=0).

• бесконечно эластичный спрос, когда объем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены (Еd→ ∞).

Эластичность связана с использованием товаров-заменителей. Если у то-вара много заменителей, то его спрос по цене эластичен. Если товар не имеет заменителей, то он обладает неэластичным спросом. Если происходит понижение цены на определенный товар при неизменных ценах на товары-заменители, то спрос на данный товар возрастает, такой спрос является эластичным.

Исчисляется перекрестная эластичность отнесением процентного измене-ния в количестве вида спрашиваемого товара или услуги к процентному изменению цены другого товара или услуги

Формы перекрестной эластичности:

1. Положительная: свойственна взаимозаменяемым товарам.

2. Отрицательная: свойственна взаимодополняющим товарам.

3. Нулевая: свойственна товарам, не являющимся ни взаимодополняющим, ни взаимозаменяемыми

Реакция объема спроса на изменение доходов покупателей определяется эластичностью спроса по доходу.

 

Е = Процентное изменение объема спроса (Q)/Процентное изменение дохода (R)

 

Предметы роскоши имеют эластичность спроса по доходу больше единицы, предметы первой необходимости имеют эластичность спроса по доходу меньше единицы.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, который рассчитывается как отношение объема предложения (в %) к росту цен (в %), т.е. по формуле:

 

Е = Процентное изменение S/ Процентное изменение Р

где Е — коэффициент эластичности предложения; S — предложение; Р — цена.

 

Эластичность предложения служит показателем относительного измене-ния предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения, то имеем дело с абсолютно эластичным предложением.

Различают пять вариантов эластичности предложения:

1. Полностью эластичное предложение.

2. Относительно эластичное предложение.

3. Эластичность равна единице.

4. Относительно неэластичное предложение.

5. Абсолютно неэластичное предложении.

Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна. Здесь предложение не изменяется от того, что возрастает цена. Например, кривая предложения картины Шишкина " Утро в лесу" является совершенно неэластичной, так как в наличии имеется фиксированное ко-личество (одна картина), которое не может быть увеличено, как бы высоко ни поднялась цена. Эластичность предложения обычно бывает больше на протяжении длительного времени, чем в короткие сроки. Это вызвано при-способлением производителей к более высокой цене. Эластичность пред-ложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.