Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок и общая характеристика рыночной экономики: товар и его свойства, функции рынка, структура рынка.






Формы организации общественного производства:

- натуральное – форма производства, при которой продукт предназначен для непосредственного потребления внутри производственной единицы;

- товарное – организация общественного производства, при которой товары производятся специализированными обособленными производителями и поступают в потребление путем обмена на рынке;

- рыночное – общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

Объективная необходимость рынка обусловлена теми же причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства. Важнейшими историческими условиями возникновения рынка являются следующие:

- общественное разделение труда и специализация;

- экономическая обособленность производителей, полностью независи-мых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию).

- разрешение проблемы трансакционных издержек

- самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, сво-бодный обмен ресурсов.

Рынок — это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал и не только он.

Товарное обращение — более развитая форма товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т—Д—Т) на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса.

Торговля — это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи. Торговые сделки товаровладельцев – продажа (обмен товара на деньги), купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов и заключение таких сделок составляют суть торговой деятельности.

Товар – продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи.

Свойства товара:

- потребительская стоимость – способность товара удовлетворять определенные потребности людей;

- меновая стоимость – способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях.

Для определения стоимости товара используются два подхода:

- классический (трудовой стоимости);

- маржинальный (предельной полезности).

Деньги – товар особого рода, который благодаря специфическим свойствам обладает способностью обмениваться на любой другой товар и в этом качестве служит всеобщим эквивалентом.

Функции денег: средство обращения, средство платежа, мера стоимости, средство накопления, мировые деньги.

Рынок – есть механизм взаимодействия продавцов и покупателей, каждый из которых свободен в принятии решений.

Условия возникновения рынка:

- общественное разделение труда;

- экономическая обособленность товаропроизводителей;

- свобода предпринимательства.

Функции рынка: информационная, посредническая, пенообразующая, стимулирующая, регулирующая, оздоровительная.

Преимущества рынка: способствует более эффективному использованию ресурсов, нацеленность на потребности потребителей, гибко реагировать на изменяющиеся условия, оптимальное использование достижений НТП, свободы выбора.

Недостатки рынка (сглаживаются государством): не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; отрицательное влияние на экологию; не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования, не развивает фундаментальную науку, не гарантирует права на труд, отдых и доходы, вызывает имущественное расслоение населения, подвержен нестабильному развитию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.