Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медицинской помощи






Нормативно-правовые документы по контролю качества медицинской помощи и системе ее обеспечения условно могут быть разделены на три группы [Кучеренко В. 3., 2001]:

• регулирующие правовые вопросы охраны здоровья и защиту прав пациента;

• регулирующие проблемы стандартизации в здравоохранении;

• регулирующие систему контроля качества медицинской помощи.

Несоответствие между гарантиями государства в оказании населению бесплатной медицинской помощи и финансовой поддержкой этих гарантий является основной причиной того, что граждане страны не обеспечены в должной мере доступной качественной медицинской помощью.

Хроническое недофинансирование отрасли сказывается на ресурсном обеспечении организаций здравоохранения. Невозможность обновления основных фондов заставляет руководителей организаций здравоохранения эксплуатировать физически и морально устаревшее оборудование, что снижает качество медицинской помощи, создает угрозу безопасности па­циентов и персонала. Нехватка финансовых средств обусловливает недостаток медикаментов и расходных материалов в стационарах.

Снижение жизненного уровня населения, уменьшение числа бесплатных для пациента медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения обусловливают ограничение доступности медицинской помощи. В условиях недостатка финансовых средств каждое медицинское учреждение в отдельности и отрасль в целом заинтересованы в поиске источников своего дополнительного финансирования. Государство в современных условиях не способно профинансировать все расходы, связанные с охраной здоровья населения. Поэтому часть бремени этих расходов перекла­дывается на самих пациентов. Все больше расширяется сектор платных медицинских услуг, оказываемых населению, все чаще пациентам приходится участвовать в издержках по своему пребыванию в стационарах (приобретение медикаментов, компенсация расходов на питание, мягкий инвентарь и т. д.). Не вдаваясь в оценку оправданности этой тенденции и размера сектора платных услуг, заметим лишь, что он обусловливает снижение, с одной стороны, доступности, а с другой - удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи. Таким образом, привлечение средств населения как ис­точника дополнительного финансирования также следует считать одной из причин, обостряющих проблему управления качеством медицинской помощи.

Что же вкладывается в понятие «качество медицинской помощи»? В литературе можно встретить много определений этого понятия. Приведем некоторые из них:

• качество медицинской помощи определяется использованием медицинской науки и технологии с наибольшей выгодой для здоровья человека, при этом без увеличения риска. Уровень качества, таким образом, — это степень достижения баланса выгоды и риска для здоровья (Донабедиан А., 1980);

• должное проведение (согласно стандартам) всех мероприятий, которые являются безопасными, приемлемыми в смысле затрачиваемых средств в данном обществе и влияют на смертность, заболеваемость, инвалидность... (Ремери М., Монтойя Агиляр С., ВОЗ, 1988);

• качество — это следование требованиям или инструкциям (Кросби Ф., 1979).

Во многих зарубежных странах часто используется определение ВОЗ, которое вкладывает в это понятие следующее: «Каждый пациент должен получить такую медицинскую помощь, которая привела бы к оптимальным для его здоровья результатам в соответствии с уровнем медицинской науки, возрастом пациента, диагнозом заболевания, реакцией на лечение; при этом должны быть привлечены минимальные средства, риск дополнительного травмирования или нетрудоспособности должен быть минимальным, а результат и удовлетворение от процесса оказываемой медицинской помощи максимальными».

Определение качества медицинской помощи дано в Федеральном законе № 323 от 21 ноября 2011 г. «Качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата».

Согласно ст.87 ФЗ-323 от 21 ноября 2011 г. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах:

1) государственный контроль;

2) ведомственный контроль;

3) внутренний контроль.

Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:

1) соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации;

2) определения показателей качества деятельности медицинских организаций;

3) соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;

4) создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;

5) создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.

В соответствии со статьей 88 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации утвердило Положение о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности (Постановление Правительства № 1152 от 12 ноября 2012 года).

Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем:

1) проведения проверок соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, медицинскими организациями и фармацевтическими организациями прав граждан в сфере охраны здоровья;

2) осуществления лицензирования медицинской деятельности;

3) проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;

4) проведения проверок соблюдения медицинскими организациями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;

5) проведения проверок соблюдения медицинскими организациями безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);

6) проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом;

7) проведения проверок организации и осуществления ведомственного контроля и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности органами и организациями, указанными в части 1 статьи 89 и в статье 90 ФЗ-323.

Порядок организации и проведения государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности устанавливается Правительством Российской Федерации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.