Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и показатели качества продукции




 

Качество - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Качество может быть только относительным, оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность ее свойств с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или зарубежные образцы, требования, закрепленные в стандартах. При этом применяется термин "уровень качества".

Количественная характеристика свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

В настоящее время признана классификация следующих десяти групп свойств и соответственно показателей качества: назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономические, эстетические, транспортабельности, патентно-правовые, экологические, безопасности.

Показатели назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Для продукции производственно-технического назначения таким показателем может служить ее производительность.

Показатели надежности характеризуют свойства объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта включает четыре показателя: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. В зависимости от назначения продукции и условий ее применения могут использоваться как все, так и некоторые из указанных показателей.

Безотказность - это свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого интервала времени.

Долговечность - свойство изделия сохранять работоспособность до разрушения или другого предельного состояния.

Ремонтоспособность - это свойство изделия, выражающееся в его приспособленности к проведению операций технического обслуживания и ремонта.

Сохраняемость - это способность объекта сохранять свои свойства в определенных условиях.

Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий.

Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем больше стандартных и унифицированных деталей в изделии, тем лучше как для производителя, так и для ее потребителя.



Эргономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических воздействий. Это могут быть усилия, необходимые для управления объектом, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение.

Эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия. Это рациональность формы, сочетание цветов, стабильность товарного вида изделия, стиль.

Показатели транспортабельности выражают приспособленность изделия для транспортировки различным транспортом без нарушения его свойств.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.

Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции.

Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделий, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции.

Показатель качества продукции может выражаться в различных единицах, например, километрах в час, часах на отказ, баллах и т. п., а также может быть безразмерным.

В зависимости от того, какое число свойств характеризует показатель, различают единичный показатель качества продукции и комплексный показатель качества продукции.



Единичный показатель характеризует какое-либо одно свойство продукции.

Комплексный показатель характеризует совместно несколько простых свойств или одно сложное свойство продукции (состоящее из нескольких простых

Примерами единичных показателей качества продукции могут служить:

наработка радиоприемника на отказ;

интенсивность отказов резистора;

калорийность топлива;

коэффициент вариации проволоки по толщине;

средний ресурс автомобилей, выпущенных данным заводом за год;

среднее квадратическое отклонение ресурса автомобилей.

Эти показатели количественно характеризуют соответственно:

безотказность радиоприемника;

безотказность резистора;

теплотворную способность топлива; однородность проволоки по толщине;

долговечность автомобилей;

однородность автомобилей по долговечности.

Примером комплексного показателя - качества продукции является показатель, вычисляемый методом среднего взвешенного, где в качестве весов фиксируется значимость i –го свойства изделия.

 

Интегральный показатель качества продукции И вычисляют по формуле

где Э - суммарный полезный эффект от эксплуатации или потреблении продукции (например пробег грузового автомобиля в тоннокилометрах за срок службы до капитального ремонта);

Зс - суммарные затраты на создание продукции (разработку, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты);

Зэ - суммарные затраты на эксплуатацию продукции (техническое обслуживание, ремонты и другие текущие затраты).

 

Предельные значения показателей качества и параметров продукции приводятся в нормативной документации и используются при контроле качества продукции.

Предельные значения могут быть:

максимальными (например, «массовая доля примесей не более 0,15%»),

минимальными (например, «наработка на отказ не менее 300 ч»),

минимальными и максимальными допускаемыми (например, «масса не менее 4,98 кг и не более 5,1 кг»).

При определении качества продукции используются такие частные показатели, как: коэффициент сортност и число дефектов.

Некоторые виды продукции делятся на сорта в зависимости от количества, видов и значений допускаемых отклонений. При этом одни и те же недостатки продукции считаются ее дефектами применительно к более высокому сорту и относятся к допускаемым отклонениям для продукции менее высокого сорта.

В этих случаях сорт продукции заранее не планируется, а устанавливается после окончания ее изготовления и зависит, главным образом, от качества технологического процесса производства.

Коэффициент сортности продукции (Кс) количественно характеризует качество всего объема продукций выпускаемой предприятием, и может применяться для оценки качества работы определенных предприятий, производящих разносортную продукцию

где S - количество сортов продукции, выпускаемой предприятием;

Сi - стоимость единицы продукция i-го сорта;

qi - объем выпущенной продукции i-го сорта;

Сн - стоимость единицы продукции наивысшего сорта.

Если продукции имеет дефект, то это означает, что один из показателей ее качества или параметров вышел за предельное значение или не выполняется одно из требовании нормативной документации к признакам продукции.

Несоответствие требованиям технического задания продукции относится к конструктивным дефектам.

Несоответствие требованиям нормативной документации на изготовление или поставку продукции относится к производственным дефектам.

Примерами дефектов могут быть выход размера детали за пределы допуска, неправильная сборка или регулировка аппарата, царапина на защитном покрытии изделия, недопустимо высокое содержание вредных примесей в продукте, наличие заусенцев на резьбе.

При разработке нормативной документации все возможные дефекты могут подразделяться на критические, значительные и малозначительные. Такое разделение основано на оценке степени влияния каждого рассматриваемого дефекта на эффективность и безопасность, использования продукции с учетом ее назначения.

Указанное разделение дефектов производится для последующего выбора вида контроля качества продукции (выборочный или сплошной) и для назначения такой характеристики выборочного контроля как риск потребителя.

Чтобы не пропустить критический дефект, контроль продукции должен быть сплошным и в ряде случаев – неоднократным. Контроль отсутствия значительного дефекта допускается осуществлять выборочно только при достаточно низком назначении риска потребителя. Отсутствие малозначительного дефекта может контролироваться выборочно при относительно высоком значении риска потребителя.

Для некоторых видов продукции определенные совокупности дефектов, каждый из которых при отдельном его рассмотрении является малозначительным, могут быть эквивалентны значительному или даже критическому дефекту и должны относиться к соответствующей категории. Совокупность же значительных дефектов аналогичным образом могут быть эквивалентны критическому дефекту и должны относиться к категории критических.

В отдельных отраслях промышленности может, при необходимости, производиться более детальная классификация дефектов по степени их влияния на эффективность использования продукции.

В соответствии с приведенной классификацией дефектов иногда по результатам контроля продукции различают следующие ее единицы (в частности, изделия):

критически дефектные, т. е. имеющие хотя бы один критический дефект;

значительно дефектные, т. е. имеющие один или несколько значительных дефектов, но не имеющие критических дефектов;

малозначительно дефектные, т. е. имеющие один или несколько дефектов малозначительных по отдельности и в совокупности, но не имеющие значительных и критических дефектов.

Измерение показателей качества продукции осуществляется различными методами (см. таблицу 1).

Таблица 1 Метод измерения показателей качества продукции

Метод определения показателей качества продукции Сущность метода
Измерительный метод Измерительный метод базируется на информации, получаемой с использованием средств измерений и контроля. С помощью измерительного метода определяют значения таких показателей качества, как масса изделия, сила тока, скорость автомобиля.  
Регистрационный метод   Регистрационный метод базируется на информации, получаемой путем регистрации и подсчета числа определенных событий, например, отказов изделия при испытаниях, подсчета числа дефектных изделий в партии.  
Расчетный метод Расчетный метод применяют главным образом при проектировании продукции, когда последняя не может еще быть объектом экспериментального исследования. Этим же методом могут быть установлены зависимости между отдельными показателями качества продукции. Расчетный метод служит для определения значений массы изделия, показателей его производительности, мощности, прочности.
Органолептический метод При органолептическом методе определения показателей качества продукции органы чувств человека выдают информацию о получении существующих ощущений. Значения показателей качества находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта. Поэтому точность и достоверность таких значений зависят от квалификации, навыков и способностей лиц, определяющих их. Органолептический метод не исключает возможности использования технических средств (лупа, микроскоп, микрофон, слуховая трубка и т.д.), повышающих восприимчивость и разрешающие способности органов чувств. Органолептический метод широко применяется для определения показателей качества напитков, кондитерских, табачных, парфюмерных изделий и другой продукции, использование которой обусловлено или связано с эмоциональным воздействием на потребителей. Показатели качества, определяемые органолептическим методом, выражаются обычно в баллах.
Социологический метод Сбор мнений фактических или возможных потребителей продукции осуществляют устным способом, опросом или с помощью распространения анкет вопросников, путем проведения конференций, совещаний, выставок, дегустаций.

 

Оценка уровня качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих решений в системе управления качеством продукции.

В общем случае оценка уровня качества состоит из следующих этапов:

– выбор номенклатуры показателей качества и обоснование ее необходимости и достаточности;

– выбор или разработка методов определения значений показателей качества;

– выбор базовых значений показателей и исходных данных для определения фактических значений показателей качества оцениваемой продукции;

– определение фактических значений показателей качества и их сопоставление с базовыми;

– сравнительный анализ вариантов возможных решений и нахождение наилучшего;

– обоснование рекомендаций для принятия управляющего решения.

Содержание каждого из перечисленных этапов и объем работ на каждом из них зависят от цели оценки качества продукции.

Целью оценки обусловливается: какие показатели качества следует выбирать для рассмотрения, какими методами и с какой точностью определять их значения, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме представить результаты оценки, какие варианты возможных решений следует сравнивать между собой и на какие вопросы ответить при обосновании рекомендаций.

В зависимости от цели оценки выбирают также базовые значения показателей как показано в таблице 2.

Таблица 2 Выбор базовых показателей качества в зависимости от цели оценки качества продукции

Цель оценки уровня качества продукции Базовые значения показателей качества продукции
1. Обоснование параметров новых видов продукции, подготовка стандартов, а также составление карты технического уровня и качества на новую продукцию Установленные при оптимизации и прогнозировании качества разрабатываемой и подлежащей постановке на производство новой продукции
2. Принятие решения по результатам испытания разрабатываемой продукции Установленные стандартом на разработку испытуемой продукции
3. Принятие решения по результатам приемочного контроля изготовленной продукции Установленные стандартами на изготовляемую продукцию
4. Аттестация продукции Занесенные в карту технического уровня и качества аттестуемой продукций

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал