Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лабораторное занятие №16






Тема: «Органы чувств»

Цель занятия: Изучить строение органа зрения и зрительного анализатора. Изучить строение и функции отделов органа слуха. Выяснить особенности строения слухового и вестибулярного анализаторов.

 

Оборудование: влажный препарат «Глаз крупного млекопитающего», модель «Глазное яблоко», рельефные таблицы «Орган зрения», таблица «Зрительный путь», муляж головного мозга (раскрашенный).

I. Модели: 1. «Ухо» (разборная, упрощенная, увел. в 3, 5 раза); 2. Внутреннее ухо; 3. Набор слуховых косточек. II. Таблицы: рельефные и рисованные по теме.

 

ХОД РАБОТЫ

1. Используя текст учебника по анатомии человека (М.Ф. Иваницкий стр. 334–341; М.Р. Сапин стр. 494–508), конспект лекции, атлас, влажные препараты, модели, таблицы изучить строение органа зрения.

2. Зарисовать схему продольного разреза глазного яблока и подписать структуры.

3. Изучить строение сетчатки (запомнить названия II, VI и VIII слоев сетчатки). Зарисовать колбочковый и палочковый элементы сетчатки (учеб. М.Р. Сапина стр. 501, рис. 215).

4. Изучить строение отделов зрительного анализатора: периферического (сетчатка), проводникового и центрального.

5. Зарисовать схему «Зрительный путь» (см. табл. кабинет, учеб. М.Р. Сапина, стр. 506; атлас М.М. Курепиной и Г.Г. Воккен табл. 100).

6. Используя модели, таблицы, учебники, атлас изучить:

а) строение наружного уха (ушную раковину, наружный слуховой проход, барабанную перепонку);

б) строение среднего уха (3 слуховые косточки: молоточек, наковальню, стремечко; слуховую или евстахиеву трубу);

в) строение внутреннего уха (улитку, полукружные каналы, преддверие, преддверно-улитковый (VIII) нерв, круглое и овальное окна.

7. Зарисовать продольный разрез через орган слуха (учеб. М.Р. Сапина, рис. 219, стр. 509; учеб. М.Ф. Иваницкого рис. 137, стр. 341).

8. Обратить особое внимание на строение улитки. Выделить: костный лабиринт; костный стержень; костную спиральную пластинку; улитковый проток, заполненный эндолимфой и 2 лестницы: преддверия (вестибулярную) и барабанную, заполненные перилимфой (см. рис. атл., учебник, табл.).

9. Изучить строение кортиева органа (звуковоспринимающего аппарата или спирального органа) и зарисовать схему его строения (учеб. М.Ф. Иваницкого рис. 139, стр. 345; атл. Х. Фениша стр. 373 Г, Д; атл. М.М. Курепиной и Г.Г. Воккен табл. 96В).

10. Изучить механизм восприятия звука и зарисовать схему слухового пути: периферического, проводникового и центрального (учеб. М.Р. Сапина рис. 226, стр. 520; атл. М.М. Курепиной И Г.Г. Воккен табл. 97А; табл. кабинета).

11. Изучить строение органа равновесия (вестибулярного аппарата) по учебнику, моделям, таблицам.

12. Рассмотреть строение костного лабиринта преддверия и 3 полукружных каналов: переднего, бокового и заднего.

13. Рассмотреть строение перепончатого лабиринта преддверия:

а) овальный мешочек (маточка) и б) круглый мешочек, заполненные эндолимфой;

б) полукружные протоки с перепончатыми ампулами;

в) сравнить строение чувствительных клеток – пятен мешочков с гребешками ампул перепончатых протоков (учеб. М.Р. Сапина, стр. 512–513).

14. Изучить и зарисовать схему вестибулярного анализатора (атл. М.М. Курепиной и Г.Г. Воккен табл. 97Б; учеб. М.Р. Сапина рис. 222, стр. 516).

15. Самостоятельно изучить по имеющимся учебникам строение и зарисовать схемы вкусового, обонятельного, кожного и двигательного анализаторов (атл. Курепиной табл. 93, 94; табл. кабинета).

1) Изучить строение обонятельного эпителия. Зарисовать схему

ультрамикроскопического строения обонятельной клетки.

2) Изучить строение проводникового отдела обонятельного эпителия. Зарисовать схему «Обонятельный путь».

3) Изучить строение вкусовой луковицы и зарисовать схему ее строения.

4) Изучить строение проводникового отдела вкусового анализатора. Зарисовать «Вкусовой путь».

5) Используя наглядные пособия, учебник, атлас, изучить строение кожи человека. Зарисовать схему строения кожи человека на разрезе:

а) эпидермис

б) дерма

в) подкожная жировая клетчатка

6) Изучить строение рецепторных образований кожи человека. Зарисовать схему их строения (учебник М.Р. Сапина, стр. 401, рис. 176).

7) Изучить строение производных эпидермиса: волосы, ногти, потовые, сальные и молочные железы

8) Изучить строение нервно-мышечного окончания (учебник М.Р. Сапина, стр. 401, зарисовать рис. 177).

9) Изучить строение проводникового и центрального отделов кожного и двигательного анализаторов (учебник М.М. Курепина, 1979, стр. 288 – 290).

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.