Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие темперамента. Физиологические основы темп.






Т - биолог. обусловленные индивид. особ. человека, опред. динамическую и эмоц. стороны псих. д-ти и поведения.

Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамика мозга, т.е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозга находится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринных факторов. Ряд исследователей (Пенде, Белов, отчасти Э.Кречмер и др.) склонны были поставить и темперамент, и даже характер, в зависимость, прежде всего, от этих последних. Не подлежит сомнению, что система желез внутренней секреции включается в число условий, влияющих на темперамент.

Было бы неправильно, однако, изолировать эндокринную систему от нервной и превращать ее в основу темперамента, поскольку сама гуморальная деятельность желез внутренней секреции подчиняется центральной иннервации. Между эндокринной системой и нервной существует внутреннее взаимодействие, в котором ведущая роль принадлежит нервной системе.
Для темперамента существенное значение при этом, несомненно, имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенности моторики, статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров, их динамика оказывает влияние и на тонус коры и ее готовность к действию. В силу той роли, которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры, несомненно, влияют на темперамент. Но опять-таки совершенно неправильно было бы, эмансипируя подкорку от коры, превратить первую в самодовлеющий фактор, в решающую основу темперамента, как это стремятся сделать в современной зарубежной неврологии течения, которые признают решающее значение для темперамента серого вещества желудочка и локализуют " ядро" личности в подкорке, в стволовом аппарате, в субкортикальных ганглиях. Подкорка и кора неразрывно связаны друг с другом. Нельзя поэтому отрывать первую от второй. Решающее значение имеет, в конечном счете, не динамика подкорки сама себе, а динамическое соотношение подкорки и коры, как это подчеркивает И.П.Павлов в своем учении о типах нервной системы.
Деятельность коры головного мозга неразрывно связана с деятельностью подкорковых механизмов. Характерной особенностью темперамента является высокая или низкая эмоциональность. В протекании эмоций всегда принимают участие подкорковые механизмы.

33. Св-ва и типы темперамента. Учёт типа Т. В образ. Проц.

Типы темп. Павлов, изучая особ. возб. и торм. выделил св-ва темп: сила (пр. возб и торм.) уравнов. нерв. с-мы, подвижн. н. процессов. выделил 4 типа ВНД, соотв типом темп.: 1сильный тип = сангвиник - сильное возб и торм, уравонв; 2 безудержный =холерик - возб и тор сильн., подвижн, но не уравнов. 3инертный =флегматик – возб и торм сильн, уравнов, малоподв. 4слабый =меланхолик – возб и тром протекают слабо. Зависимость темпер. От н. с-мы велика, но неоднозначна(есть случаи несоответствия)

Свойства темп.:

1. сензитивность (повышенная чвствительность); 2. реактивность(степень непроизв. реакций на воздействия одинаковой силы);

3. активность(целенаправл., настойч, сосредоточ.);

4. темп реакции-скорость протекания реакций и процессов;

5. пластичность-ригидность –лёгкость и гибкость приспособления к внешни воздействия;

6. экстраверсия-интроверсия – то от чего зависят реакция: впечатлений\представл.;

7. эмоциональная возбуд.- какое возд. необхд. для возникновения реакции. Сангвиник- быстрые, общительные, устойчивое настроение, изменен. чувств и привязанностей. Холерик – быстрые необдуманные реакции, цикличность настроения, тревожность, конфликтность в общении Флегматик- медленные реакции, замкнутость, нейтральное настроение, спокойствие Меланхолик – замедленные реакции, замкнутость, изменчивость настроения, глубина чувств.

Холерик

Организация учебно-воспитательного процесса:

Учителя должны создавать обстановку доброжелательности, тепла, комфортный психологический микроклимат в классном коллективе;

На уроках очень важно поддерживать и направлять энергию холерика в позитивное русло;

Задания на уроке следует давать в форме просьбы, выражая уверенность в их обязательном исполнении;

Исключить из урочной ситуации всё то, что перевозбуждает нервную систему, но вместе с тем следует развивать и укреплять процесс торможения путём организации спокойной деятельности и упражнений;

Важно работу на уроке обеспечить в спокойной доброжелательной обстановке, поощрять деятельность ученика позитивным оцениванием его усилий;

Воспитательное воздействие: психологическая поддержка, просьба, проявление внимания, заботы, доброты, ласковый упрек, помощь;

Добиваться сдержанного поведения, обучать самодисциплине, вежливости, тактичности, самообладанию, умению учитывать мнение других и не задевать их самолюбия;

Если учитель желает эффективно воздействовать на ребёнка этого типа, он должен общаться с ним добротой и лаской.

Флегматик

Организация учебно-воспитательного процесса:

учителями эти дети обычно воспринимаются как послушные и исполнительные, но такой ребёнок чувствует себя хорошо только в условиях работы, не требующей инициативы;

поэтому необходимо обеспечивать их активное участие в урочной деятельности, где главное для них - добросовестность и исполнительность;

учителя должны формировать на уроках обстановку спокойствия, уверенности в достижении учебных целей, желательно давать ребёнку этого типа время на подготовку, не ставить его в неожиданную ситуацию;

внимательный и тактичный педагог не спешит вызвать таких учеников первыми на уроке, но если уж вызвал, а ответ не готов, то и здесь себя следует вести тактично и обдуманно;

учитель должен находить и оценивать при всех положительные качества ребёнка (старательность, аккуратность, желание выполнить задание точно, подумав);

учитель должен в случае «ухода в себя» легко вернуть ребёнка к учебной деятельности (визуальная, тактильная стимуляция, вопрос);

учителя должны замечать способности и успехи ребёнка такого типа в той или иной дисциплине и рекомендовать родителям развивать эти способности;

у этих детей заметно отмечается отставание психомоторики (для развития моторики необходимо включать подростка в спортивные занятия, особенно в игровые виды спорта);

• таким детям можно поручать любые задания, однако чрезвычайно важно суметь включить его в выполнение поручений, требующих взаимодействия с другими; при этом не следует объединять их в совместной работе с теми, чей темп работы выше;

развивать активность, подвижность таких детей надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа, при этом важно поощрить даже незначительное проявление быстроты, ускорение темпа, подвижности, расторопности;

необходимо формировать уверенность в своих силах не только оценкой, но и похвалой, не эксплуатировать повышенную ответственность;

проявление доброты, забота, поддержка; поощрение адаптивных проявлений, организация успеха в деятельности; ласковый упрек, обходное движение - главное в тактике общения учителя с учеником данного типа.

Меланхолик

Организация учебно-воспитательного процесса:

nНедопустимо обучение и воспитание в тревожной атмосфере;

nВоздерживаться от активной работы с учениками этого типа ежедневно на первом и последнем уроках; использовать для интенсивной учебной работы периоды подъема (2—3 урок, начало недели, начало и середина четверти);

nНе задавать в классе неожиданных вопросов; не требовать ответов без предварительной подготовки; не предъявлять противоречивых требований;

nСложные задания на уроках следует разбивать на части;

nОценку деятельности давать индивидуально, акцентируя внимание на положительных моментах, аргументированно; не допускать негативного сравнения с лучшими одноклассниками;

nБывает оправданным и незначительное завышение оценки для того, чтобы вселить уверенность в возможность успешного усвоения конкретной дисциплины;

nДавать поручения, не связанные с долгосрочной ответственностью, длительностью и утомительностью; предоставлять возможность для отдыха в период утомления;

nАкцентировать внимание на успех: малейшие успехи необходимо замечать и поддерживать; следует создавать такие педагогические ситуации, где он мог бы проявить смелость, уверенность;

nНедопустимы насмешки, несдержанность, грубость речи в адрес ребёнка; не создавать условий эмоционального отвержения;

nОсновное в позиции учителя — это терпение и искреннее сочувствие; доброжелательность и спокойствие при общении с ним; позиция снисходительности к промахам и неудачам, их умелое вуалирование; чаще одобрять;

nПри общении следует подчёркивать, что он неординарная личность, интересный собеседник, способен достичь успеха в определённой деятельности.

Сангвиник

Организация учебно-воспитательного процесса:

nНа уроках необходимо включение ребёнка в интересную для него деятельность, особенно если эта деятельность с оттенком лидерства;

nПоддержание работоспособности на уроке возможно при направлении его на поиск различных способов выполнения заданий;

nПриучать доводить начатое дело до конца;

nОбращать особое внимание на качество деятельности, не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий;

nДопустима лишь чёткая, спокойная, аргументированная оценка результатов деятельности подростка;

nВ учёбе не проявляют усердия, поэтому над ними должен осуществляться постоянный контроль; нужна система контрольных мер в школьных занятиях (каждый учитель должен знать детей этого типа, чтобы контролировать деятельность их на уроках); в семье проверяться результативность учебы (контроль выполнения домашних заданий, готовность к урокам);

nКрайне необходимо умелое сочетание доверия с контролем исполнения поручений;

nОдновременно с контролем учитель должен оказывать дополнительную помощь, создавать спокойную обстановку на уроке, оценивать не только результат его успеваемости, но и старание;

nМожно использовать в качестве активного помощника учителей; поручения в классе: бригадир, физорг, культорганизатор, организатор творческих дел;

nУчитывать, что он отзывчив на доброжелательное отношение со стороны учителя; при этом особо важна подчеркнуто уважительная форма общения с ним;

nИногда достаточно доверительного, ласкового разговора, чтобы вдохнуть в ребёнка новые силы;

nФормировать у ребёнка устойчивые интересы и привязанности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.