Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование валютных операций кредитных организаций






Валютное законодательство представляет собой совокупность правовых норм, определяющих порядок осуществления между­народных расчетов, операций с валютными ценностями и конт­роля за соблюдением валютного законодательства.

Валютное законодательство России состоит из трех блоков. Первый блок содержит специальные законодательные и пра­вовые документы, посвященные валютному регулированию и валютному контролю. Базовым документом данного блока и ва­лютного законодательства в целом является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступивший в силу 18 июня 2004 г. (далее Закон).

Целью Закона является обеспечение реализации единой госу­дарственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка России как факторов прогрессивного развития националь­ной экономики и международного экономического сотрудничества. Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определя­ет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользо­вания и распоряжения валютой Российской Федерации и внутрен­ними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (ст. 2).

Согласно Закону основными принципами валютного регули­рования и валютного контроля в Российской Федерации являются (ст. 3):

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Россий­ской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного кон­троля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении ва­лютных операций.

Органы валютного регулирования издают нормативные пра­вовые акты по вопросам валютного регулирования только в слу­чаях, предусмотренных Законом (ст. 4).

Международные договоры Российской Федерации применяются непосредственно за исключением случаев, когда из международ­ного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом, приме­няются правила международного договора.

Акты валютного законодательства РФ применяются к отно­шениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом или ины­ми федеральными законами.

К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствую­щих актов валютного законодательства, указанные акты применя­ются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

Акты валютного законодательства, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Акты валютного законодательства, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улуч­шающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты валютного законодательства подлежат официальному опубликованию.

Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодатель­ством и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающи­еся вопросов регулирования валютных операций.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования и контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

Закон состоит из 5 глав: общие положения; валютное регулирование; репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Рос­сийской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки; валютный контроль; заключительные положения.

На основании и во исполнение этого Закона Банком России разрабатывается нормативно-правовая база по основным вопросам валютных правоотношений.

Второй блок валютного законодательства включают законо­дательные и нормативные документы, регулирующие внешне­экономическую деятельность, а также деятельность институтов, осуществляющих операции с валютными ценностями, и инсти­тутов, выполняющих функции валютного регулирования и валют­ного контроля.

К данному блоку относятся законы о Центральном банке Рос­сийской Федерации, о банках и банковской деятельности, о рын­ке ценных бумаг, об иностранных инвестициях.

Третий блок валютного законодательства содержит законы всеобщего действия, такие как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ.

Валютное законодательство служит правовой основой валют­ного регулирования и валютного контроля.

Под валютным регу­лированием понимается определение государством принципов осуществления операций с валютными ценностями с целью за­щиты национальной валюты, поддержания ее устойчивости, ог­раничения масштабов утечки капиталов из страны, обеспечения необходимого уровня валютных резервов страны, равновесия пла­тежного баланса.

Основные направления валютного регулирования в России:

1) развитие национального валютного рынка;

2) регламентация режима валютного курса;

3) определение сферы применения иностранной валюты в стране;

4) регламентация порядка осуществления резидентами и нере­зидентами операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, иностранных инвестиций, перевода и пере­воза иностранной и национальной валюты в Россию и из России, открытия и ведения валютных счетов и рублевых сче­тов нерезидентов;

5) определение прав и обязанностей резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валют­ными ценностями;

6) определение полномочий и функций органов валютного ре­гулирования.

К основным методам валютного регулирования, используе­мым в России, относятся:

1) требование проведения валютных операций через уполномо­ченные банки (ст. 11 Закона);

2) лицензирование валютных операций путем выдачи уполно­моченным банкам лицензий на проведение валютных опера­ций (п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона);

3) требование репатриации, т.е. обязательного перевода из-за границы экспортной выручки (ст. 19);

4) требование обязательной продажи экспортерами части валют­ной выручки на внутреннем валютном рынке (ст. 21);

5) ограничение 7 рабочими днями сроков продажи части экс­портной выручки на внутреннем валютном рынке (ст. 21);

6) требование к резидентам оформления паспорта сделки при осуществлении операций с нерезидентами (ст. 20);

7) лимитирование вывоза иностранной и национальной валюты из'России (ст. 15);

8) требование в случае предоставления резидентами нерезиден­там или получения резидентами от нерезидентов коммерчес­ких и финансовых кредитов и займов в иностранной валюте, а также в некоторых иных случаях резервирования опреде­ленной суммы на отдельном счете в уполномоченном банке и уполномоченными банками на счете в Банке России (ст. 7, 8, ч. 3 ст. 11 и ст. 16);

9) требование об использовании специального счета резидента­ми и нерезидентам при проведении валютных операций дви­жения капитала (п. 10 ч. 1 ст. 1; ст. 7, 8, ч. 3 ст. 11).

По Закону органами валютного регулирования в России яв­ляются: Центральный банк РФ и Правительство РФ. Они издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регули­рования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Если порядок осуществления валютных операций и исполь­зования счетов не установлен органами валютного регулирова­ния в соответствии с Законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.

Центральный банк РФ как орган валютного регулирования устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным опе­рациям (ст. 5).

Валютный контроль — это государственный контроль за со­блюдением резидентами и нерезидентами норм валютного зако­нодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в России осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Органы валютного контроля - Банк России и федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ: Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ) и Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ).

Агентами валютного контроля являются: уполномоченные бан­ки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномо­ченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг (Федеральная служба по финансовым рынкам), и территориальные органы ФНС и ФТС.

Контроль за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами осуществляет Банк Рос­сии.

Контроль за совершением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компе­тенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, а также агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнитель­ной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России. Кроме того, Правительство обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с Банком России.

В свою очередь, Банк России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимо­действие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля (ст. 22 Закона).

Закон о валютном регулировании и валютном контроле опре­деляет функции органов и агентов валютного контроля. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право (ч. 1 ст. 23 Закона):

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидента­ми актов валютного законодательства и актов органов валют­ного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчет­ности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ве­дением счетов.

Органы валютного контроля и их должностные лица в преде­лах своей компетенции имеют право (ч. 2 ст. 23 Закона):

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства;

2) применять установленные законодательством меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.