Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 2. Добровольный отказ от преступления.






 

В соответствии со ст. 31 УК РФ добровольным отказом от преступления признается прекра­щение лицом приготовительных действий либо прекращение действия или бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо сознавало возможность доведения преступления до конца.

То есть у лица, начавшего совершение преступления, но не доведше­го его до конца, сохраняется возможность отказаться от совер­шения преступления и не быть подвергнутым уголовной ответ­ственности и наказанию.

Согласно ч. 2 ст. 31 УК РФ лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца.

В соответствии же с ч. 3 ст. 31 УК РФ лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступ­ления до конца, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит состав иного преступления.

Принимая вышесказанное во внимание, теория уголовного права и судебная практика исходят из того, что добровольный отказ должен характеризоваться следующими признаками:

а) добро­вольностью,

б) окончательностью.

Добровольным отказ признается тогда, когда совершается лицом по своей воле при сознании им возможности доведения преступления до конца. Если отказ от совершения преступле­ния был вынужденным, сохраняется опасность как уже совер­шенных лицом действий, так и его самого, и поэтому лицо не освобождается от уголовной ответственности. В то же время отказ не может быть признан добровольным, если лицо прекратило преступление, убедившись в невозможности его совершения в данных условиях либо имеющимися орудиями и средствами, а также если выявились препятствия, преодоление которых в данный момент делает окончание преступления невозможным.

Например, виновный пытается вскрыть сейф, но последний оказывается столь сложной конструкции, что лицо технически не в состоянии выполнить намеченное; вор с целью кражи проник в квартиру, но был задержан вернувши­мися хозяевами; грабитель пытался сорвать с потерпевшего шапку, но пришедшие на помощь граждане помешали этому. Не будет отказ добровольным и в тех случаях, когда лицо прекращает преступление потому, что ему стало известно о наблюдении за ним сотрудников правоохранительных органов или потому, что в момент начала преступления его видели люди, которые, по его мнению, сообщат о его деятельности, или когда лицо было приглашено в правоохранительные органы для соответствующей беседы с ним по поводу начатого преступления. В этих случаях лицо прекращает свою преступную деятельность вынужденно, по не зависящим от его воли обстоятельствам.

Окончательность отказа заключается в том, что лицо полностью и окончательно отказывается от продолжения и завершения начатого преступления, а не прерывает свое преступное посягательство на время и не оставляет его завершение до более благоприятной ситуации.

Если же лицо прекращает преступную деятельность с целью перерыва начатой преступной деятельности, понимая, что в данный момент осуществить преступление до конца оно не может и требуется время для лучшей подготовки к нему, то в таком случае добровольного отказа нет. В этих случаях лицо отвечает за оконченное покушение на убийство на общих основаниях.

Не будет добровольного отказа и в ситуации, когда лицо отказывается от повторного посягательства на объект (например, от повторного выстрела в целях убийства, промахнувшись при первом). Окончательность отказа тесно связана с его действительностью, т.е. виновный не притворно, а на самом деле и окончательно отказывается от дальнейшего возобновления прерванного преступления.

Наличие единства обоих принципов добровольного отказа (добровольность и окончательность) исключает уголовную ответственность за приготовление к преступлению и покушение на преступление.

Добровольный отказ возможен только до окончания преступ­ления, т. е. на стадии приготовления и покушения.

На стадии приготовления он может выражаться как в активных действи­ях (например, лицо уничтожает орудие или средство соверше­ния преступления), совершение которых впрочем не является обязательным, так и в пассивной форме (лицо воздержи­вается от последующих действий по доведению преступления до конца).

Добровольный отказ всегда возможен и в случае неоконченного покушения (так же, как и при приготовлении в активной или пассивной форме).

Несколько по-иному решается вопрос о добровольном отказе при оконченном покушении. В этом случае добровольный отказ возможен лишь иногда, а именно в тех случаях, когда лицо, совершив действие (бездействие), непо­средственно направленное на совершение преступления, со­храняет контроль над дальнейшим развитием причинной связи между совершенным действием (бездействием) и наступлением предполагаемого и желаемого результата и может повлиять на ее развитие. Например, лицо поджигает дом, однако через несколько минут возвращается и гасит разгоревшийся огонь.

Мотивы добровольного отказа могут быть самыми разнообраз­ными, как нравственного характера (раскаяние, жалость к потерпевшему), так и иными (например, страх перед наказанием и другими невыгодными для лица последствиями разоблачения). Но в любом случае независимо от характера мотивов доброволь­ного отказа лицо не подлежит уголовной ответственности.

Любой мотив добровольного отказа, в том числе и мотив страха перед возможной уголовной ответственностью, должен сочетаться с сознанием возможности довести преступление до конца. И лишь тогда, когда страх вызван конкретными обсто­ятельствами, означающими неизбежность разоблачения лица и, следовательно, препятствующими доведению преступления до конца, отказ от преступления может признаваться не добро­вольным, а вынужденным.

Дело в том, что далеко не во всех случаях страх неизбежного разоблачения будет безусловно означать невозможность довес­ти преступление до конца. Это зависит от специфики мотивации преступной деятельности виновного и конкретных обстоятельств совершения преступления. Разумеется, для вора, совершающе­го, например, квартирную кражу, обстоятельства, связанные с его неизбежным разоблачением, исключают возможность окон­чания кражи. Для убийцы же из ревности, например, неизбеж­ность разоблачения может и не являться непреодолимым препятствием окончания преступления: его неизбежное разо­блачение и следующее за ним неизбежное наказание может быть для него безразличным. По конкретному делу Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда СССР в своем постановлении указала: «Добровольный отказ от доведения преступления до конца есть полный отказ от уже начатого преступления по тем или иным мотивам при наличии сознания фактической возможности его завершения и отсутствии каких-либо причин, которые бы лицо, совершающее это деяние, не было в состоянии преодолеть. Мотивы же, в силу которых покушавшийся на совершение преступления решил отказаться от доведения до конца преступления, не имеют значения для добровольного отказа».

Как уже отмечалось, в соответствии с ч. 3 ст. 31 УК РФ лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до кон­ца, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит состав иного преступления. Например, лицо с целью убийства приоб­рело кухонный нож, которым и намеревается совершить пре­ступление, но через некоторое время отказывается от соверше­ния убийства. Налицо добровольный отказ, освобождающий это лицо от уголовной ответственности. Другое дело, когда для той же цели лицо приобретает огнестрельное оружие, допустим, пистолет, а затем также отказывается от совершения убийства. В отношении убийства налицо будет добровольный отказ и освобождение от уголовной ответственности за это преступле­ние. Однако в его действиях будет состав незаконного приобретения огнестрельного оружия (ч. 1 ст. 222 УК РФ), за что лицо и должно подлежать уголовной ответственности.

От добровольного отказа следует отличать деятельное раскаяние т. е. активное поведение лица после соверше­ния им преступления, направленное на снижение или устране­ние причиненного преступлением вреда либо на оказание активной помощи правоохранительным органам в раскрытии преступления и изобличении других участников преступления. По общему правилу такие действия, как явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобли­чение других участников преступления и возвращение иму­щества, приобретенного в результате преступления, оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение или устранение материального или морального вреда, причи­ненного преступлением, и иные действия, направленные на заглаживание такого вреда, в соответствии со ст. 61 УК РФ являются обстоятельствами, смягчающими наказание. В случае совершения лицом впервые преступления небольшой или средней тяжести такие обстоятельства, как явка с повинной, способствование раскрытию преступления, возмещение причи­ненного ущерба или иное заглаживание нанесенного преступ­лением вреда (ст. 75 УК РФ), освобождают лицо от уголовной ответственности. Кроме того, в Особенной части УК предусмат­ривается освобождение от уголовной ответственности в случае деятельного раскаяния и в других специально оговоренных случаях (например, в случаях, предусмотренных ст. 205, 206, 208, 275 УК РФ).

Таким образом отличие добровольного отказа от деятельного раскаяния сводится к следующему:

1) добровольный отказ может иметь место до окончания преступления, деятельное раскаяние - только после его окончания;

2) добровольный отказ, как правило, характеризуется пассивным поведением виновного, деятельное раскаяние - только активными действиями;

3) добровольный отказ полностью исключает уголовную ответственность, деятельное раскаяние предполагает ее, является лишь смягчающим наказание обстоятельством.

Добровольной отказ при соучастии. В подобных случаях объективная сторона добровольного отказа должна выражаться в активных действиях, зависящих от субъекта и своевременно предпринятых им, направленных на предотвращение преступления, совершаемого исполнителем.

Поэтому отказ организатора и подстрекателя будет признан добровольным только при условии, если эти лица своевременным сообщением органам власти или иными предпринятыми мерами предотвратили доведение преступления исполнителем до конца, т.е. своим активным поведением своевременно воспрепятствует доведению преступления исполнителем до конца.

Если указанными действиями организатор или подстрекатель не смогли предотвратить совершение преступления исполнителем, их отказ считается неудавшимся, и они должны нести уголовную ответственность, и их неудавшийся отказ может быть учтен судом при назначении наказания, как смягчающее ответственность обстоятельство.

Для того же чтобы признать отказ пособника добровольным, достаточно чтобы он предпринял все зависящие от него меры, чтобы предотвратить совершение преступления.

При добровольном отказе лицо подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит состав иного преступления. Например, в целях убийства виновный похитил охотничье ружье, а затем добровольно отказался от замышляемого убийства. В этом случае виновный будет привлечен к уголовной ответственности за хищение ружья, но не за приготовление к убийству (ч. 3 ст. 31 УК).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.