Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и задачи юридической психологии






Возникновение и развитие юридической психологии как одной из отраслей психологической науки предопределено объективными причинами. Прежде всего, к таковым необходимо отнести социальный заказ, то есть потребности юридической практики. На стыке юриспруденции и психологии сформировалась отрасль научного знания, имеющая двойственную природу и стратегическую цель – обеспечение эффективности юридической деятельности.

Юридическая психология, как и любая другая наука, имеет свои специфические предмет и методы исследования, понятийный аппарат, систему, структуру и задачи.

Определение предмета юридической психологии невозможно без формирования представления о предмете общей психологии, под которым понимается раздел психологии, теоретически и экспериментально изучающий закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Объектом психологической науки выступает психика как свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения субъектом объективной реальности, построения неотчуждаемой картины мира, саморегуляции на этой основе поведения и деятельности.

В литературе при определении предмета юридической психологии до настоящего времени нет единства мнений. Можно лишь говорить о том, что сложилось несколько основных подходов. Среди наиболее известных авторов, предпринимавших попытки определить предмет юридической психологии, необходимо назвать А.Р. Ратинова, А.В. Дулова, В.Л. Васильева, А.М. Столяренко, А.Д. Глоточкина, Ю.В. Чуфаровского, В.В. Романова и В.Ф. Пирожкова.

В дальнейшем мы будем придерживаться точки зрения профессора В.Л.Васильева, который в своих работах исходит из того, что предмет юридической психологии образуют психические закономерности деятельности и личности человека в области правовых отношений. Представляется, что его позиция относительно предмета юридической психологии является удачной попыткой объединить самые сильные стороны определений предмета юридической психологии других известных ученых в этой области знаний.

Предмет юридической психологии – явление комплексное. Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции.

Не нуждается в доказывании тезис о том, что юристам, вне зависимости от того, представителем какой юридической профессии они являются (судья, адвокат, прокурор, следователь, юрисконсульт, нотариус и др.), для эффективного решения профессиональных задач необходимы не только правовые знания, но и знания из многих других областей, в том числе и знания в сфере психологии. Знание закономерностей психики человека позволяет юристу адекватно оценивать поведение людей в рамках уголовных, гражданских, трудовых, административных и иных правоотношений.

Хотя известно утверждение, что юрист-профессионал – это всегда неплохой психолог, необходимо отметить, что эмпирических знаний юристу в сфере психологии, полученных в результате личного опыта, далеко не всегда достаточно. Для эффективного решения профессиональных задач всем представителям юридических профессий необходимы научные знания, в которых сконцентрировано то, к чему в принципе каждый юрист может прийти в результате своей практической деятельности методом проб и, увы, ошибок.

Юридическая психология является своеобразным связующим звеном между психологией и юриспруденцией. Ее место в системе научных отраслей предопределяет необходимость описания междисциплинарных связей как с психологическими, так и юридическими науками.

Самые тесные связи юридической психологии установились с прикладными психологическими и юридическими науками, в частности: социальной психологией (например, раздел социально-психологические проблемы личности); возрастной психологией (например, возрастные кризисы и формирование криминальной мотивации); криминалистикой (прежде всего, криминалистическая тактика и криминалистическая методика, судебно-психологическая экспертиза); криминологией (особенности личности преступника и др.); судебной психиатрией (психолого-психиатрическая экспертиза).

При определении круга задач юридической психологии необходимо исходить из единства, взаимосвязи объекта, предмета и методов данной науки. В этой связи среди задач юридической психологии в первую очередь необходимо назвать:

1. Исследование структурных элементов предмета юридической психологии: личности юриста, юридической деятельности, правомерного и противоправного поведения, личности законопослушного человека и правонарушителя, психологических особенностей юридических процедур, процессуально значимых действий и решений и др.

2. Изучение методологических и теоретических основ юридической психологии, разработка методов теоретических и прикладных исследований, адаптирование для целей юридической психологии методик и методов, разработанных в других науках.

3. Разработка практических рекомендаций для представителей всех юридических профессий, позволяющих им повысить эффективность своей практической деятельности.

4. Содействие профессионально-психологическому развитию личности юриста, создание и совершенствование методики профессиональной ориентации, профессионального отбора, профессиограмм и психограмм юридических профессий.

5. Теоретическое и методическое обеспечение учебной дисциплины «Юридическая психология» и связанных с нею специальных курсов.

6. Разработки теории и методики судебно-психологической экспертизы, психологической консультации и т.д.

 

2. Система курса «Юридическая психология»

При определении параметров системы курса «Юридическая психология» целесообразно учитывать, что психологические закономерности в области юридической деятельности можно подразделить на две большие группы: 1) психологические закономерности правомерной деятельности; 2) закономерности деятельности, связанной с теми или иными правонарушениями. Традиционным при определении системы любого курса является использование принципа иерархии.

Исходя из сказанного система курса «Юридическая психология» включает в себя общую и особенную части. В общей части курса определяются его предмет, система, методы, связь с другими дисциплинами, излагается история юридической психологии. В рамках общей части курса юридической психологии рассматриваются основополагающие темы общей и социальной психологии. Также в общую часть курса включают, в ранге самостоятельного раздела, психологию юридического труда (профессиограммы юридических профессий, вопросы профессионального отбора и профессиональной ориентации юристов).

Особенная часть юридической психологии состоит из следующих отраслей (разделов): 1) правовая психология; 2) криминальная психология; 3) психология потерпевшего (жертвы преступления); 4) психология судопроизводства (уголовного, гражданского, арбитражного административного и конституционного); 5) психология оперативно-розыскной деятельности; 6) судебно-психологическая экспертиза; 7) пенитенциарная психология (психология лиц, подвергнутых уголовному наказанию).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.