Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Макроэкономическая политика при фиксированном и плавающем валютном курсе в условиях различной мобильности капитала.
Фиксированный курс. Денежно-кредитная политика. Увеличение количества денег ведет к снижению ставки процента, вызывая рост инвестиций и, соответственно, дохода. Последнее обстоятельство повышает импорт, нарушая торговый баланс. Вследствие снижения ставки процента чистый приток капитала уменьшается. Первый эффект заключается в повышении спроса на иностранную валюту, а второй — в снижении предложения иностранной валюты. В сочетании они однонаправленно ведут к дефициту официального резервного счета и уменьшению.валютных резервов. Центральный банк может ненадолго нейтрализовать влияние утечки валюты на количество денег, но потеря запасов международных резервов не позволяет длительное время поддерживать повышенный уровень количества денег и финансировать дефицит торгового баланса. В конце концов количество денег должно вернуться к исходному уровню с более высокой ставкой процента и более низким доходом. Структура денег изменяется в сравнении с исходным положением по компонентам их происхождения: доля международных резервов уменьшается, а внутренних — растет. В результате происходит сокращение количества денег (и как следствие — рост ставки процента, уменьшение дохода и дефицита торгового баланса. В ы в о д: количество денег при системе фиксированного курса представляет собой эндогенную переменную; денежная политика в длительном периоде не оказывает влияния на доход и ставку процента. При этом степень реакции международных потоков капитала на ставку процента роли не играет. Фискальная политика в форме увеличения государственных расходов, финансируемых за счет кредитов частного сектора, ведет к повышению дохода и ставки процента. Рост дохода через увеличение импорта вызывает ухудшение торгового баланса. Возросшая ставка процента стимулирует чистый приток капитала. Это значит, что официальный резервный счет находится под влиянием двух противоположных сил: сальдо торгового баланса уменьшает валютную позицию, а сальдо счета движения капитала тяготеет к позиции избытка. В ы в о д: при системе фиксированного обменного курса фискальная политика влияет на доход и ставку процента в долгосрочном периоде. При этом влияние па доход усиливается в результате высокой степени реакции международного движения капитала на ставку процента. Плавающий курс. экспансивная политика ведет к обесценению национальной валюты, которое обусловливает удешевление производимых в данной стране товаров по отношению к товарам, произведенным за границей, и вызывает переориентацию спроса. Спрос на товары, произведенные в данной стране, возросший в результате связанного с такой политикой снижения ставки процента, испытывает дополнительный импульс от роста спроса за границей, что находит выражение в улучшении торгового баланса. При этом доход и ставка процента могут испытывать влияние в длительном периоде. В ы в о д: в системе гибкого обменного курса количество денег представляет собой экзогенную переменную; денежная политика может воздействовать на доход и ставку процента в долгосрочном периоде. При этом ее влияние прямо пропорционально степени реакции международных потоков капитала на ставку процента. Фискальная политика. При гибком обменном курсе увеличение государственных расходов, финансируемое за счет кредитов, отражается прежде всего повышением дохода и ставки процента. Рост дохода способствует импорту товаров, а рост ставки процента — чистому притоку капитала. Со стороны рынка товаров возникает дополнительный спрос на иностранную валюту с соответствующим давлением в сторону обесценения на национальную валюту. При высокой мобильности капитала дополнительное предложение иностранной валюты превышает дополнительный спрос, вследствие чего наступает удорожание национальной валюты. Оно обусловливает сокращение экспорта и рост импорта, так что доход снова понижается. Вывод: она может обусловливать лишь незначительное изменение дохода, высокая степень реакции международных потоков капитала на ставку процента ослабляет влияние на доход.
| 6. Рынок труда. Агрегированная производственная функция. При анализе рынка труда в классической модели макроэкономического равновесия обычно исходят из предпосылки, что работник сам определяет количество работы, которое готов выполнить, исходя из величины реальной заработной платы, а точнее, того уровня жизни, который ему обеспечит заработная плата. Соответственно, предложение труда зависит от уровня реальной заработной платы. Чем выше реальная заработная плата, тем больше работник предложит своего труда на рынке (будет действовать эффект дохода). Однако на некотором участке кривой предложения труда (при достаточно высоком уровне заработной платы) функция станет убывающей. Это обусловлено действием эффекта замещения: при очень высоком доходе работник будет замещать свое рабочее время свободным, т.е. предложение труда начнет убывать по мере дальнейшего роста заработной платы. В свою очередь, спрос на труд зависит от производительности труда и уровня заработной платы (цены труда). Производительность труда в денежном выражении является функцией от физической производительности труда (физического объема предельного продукта труда) и уровня цен на производимый товар. На производительность труда в физическом выражении оказывают влияние используемые технологии, т.е. количество капитала и его соотношение с величиной используемого труда. Существующая производственная технология определяет объем выпуска при имеющихся количествах капитала и труда. Данная зависимость выражается с помощью производственной функции, математически показывающей влияние производственных ресурсов на результаты производства. Функционирование рынка труда определяет величина произведенного нац дохода. Это можно сделать с помощью агрегированной производственной функции, которая отражает зависимость между затратами труда в условиях полной занятости и уровнем национального дохода Y=Y(L). Равновесие на рынке труда определяет равновесные уровни реальной ЗП, занятости и объема выпуска. При равновесной реальной ЗП предложение труда соответствует спросу на труд. При затратах труда создается национальный доход. Этот уровень выпуска соответствует уровню дохода при полной занятости. 8.Классическая модель в целом. Роль государства в классической модели. Рынок труда: DL = DL( W/P) — спрос на труд; SL = SL ( W/P) — предложение труда; SL( W/P) = DL( W/P) — равновесие спроса и предложения труда; Y = Y (L) — производственная функция. Рынок товаров: S = S(i) — предложение сбережений; I = I (i)— спрос на инвестиции; S = I— равновесие инвестиций и сбережений. Денежный рынок: Ms = М0 — предложение денег; Md = k РY — спрос на деньги; Мs = Md — равновесие спроса на деньги и предложения денег. Равновесие на рынке товаров определяет уровни сбережений, инвестиций, ставки процента независимо от уровня занятости и дохода, складывающихся на рынке труда. Равновесные уровни занятости, дохода, реальной зарплаты определяются функциями спроса на труд и предложения труда, условием равновесия рынка труда, а также производственной функцией, т.е. исключительно условиями рынка труда, вне зависимости от функционирования других рынков. Рынок денег определяет средний уровень цен независимо от других макроэкономических параметров. Классики считали, что действия гос-ва могут заблакировать действие рыночного механизма, а также вмешательство излишним. Поэтому отвели гос-ву функции охраны и поддержания денежного обращения и покупательной способности денег. Гос-е вмешательство допускалось лишь в ЧС с целью восстановления конкурентных отношений. 12.Инвестиции: типы, функции и факторы, определяющие объем инвестиций. Мультипликатор и акселератор инвестиций. Инвестиции — вложения государственного или частного капитала в различные отрасли экономики с целью извлечения прибыли. Типы: - производственные инвестиции (в здания, сооружения, оборудование); - инвестиции в товарно-материальные запасы (сырье, материалы, незавершенное производство, готовые изделия); - инвестиции в жилищное строительство (приобретение домов для проживания или сдачи в аренду). Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции вкладывают с целью замещения старого оборудования (амортизация), а также расширения производства. Чистые инвестиции — это валовые инвестиции за вычетом суммы амортизации основного капитала. Инвестиционный спрос состоит из двух частей: а) спрос на восстановление изношенного капитала; б) спрос на увеличение чистого реального капитала. Планируемые инвестиции представляют собой планы фирм по увеличению своего физического капитала и товарных запасов. Фактические инвестиции — это сумма запланированных и незапланированных инвестиций. Последние возникают по причине непредусмотренных изменений в товарных запасах. В зависимости от факторов, определяющих объем спроса на инвестиции, различают автономные (не зависящие от совокупного дохода) и индуцированные (вызванные изменением совокупного дохода) инвестиции. Простейшая функция автономных инвестиций имеет следующий вид: Ia=I0-dr где Iа — автономные инвестиционные расходы; I0 — автономные инвестиции, определяемые внешними экономическими факторами (запасы полезных ископаемых); d — эмпирический коэффициент чувствительности инвестиций к динамике ставки процента; r — реальная ставка процента. Влияние инвестиций на национальный доход анализируется в теории мультипликатора. Мультипликатор инвестиций характеризует их роль в приросте объема национального дохода и занятости. Мультипликатор инвестиций — это числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз прирост дохода больше, чем вызвавший его прирост инвестиций: ∆ Y=mI*∆ I или mI=∆ Y/∆ I Где ∆ I - прирост инвестиций; mI — мультипликатор. Величина мультипликатора инвестиций находится в прямой зависимости от предельной склонности к потреблению и в обратной — от предельной склонности к сбережению => mI = 1 / (1 - MPC) = 1 / MPS. Акселератор (ускоритель) — это коэффициент, рассчитываемый как отношение прироста инвестиций к вызвавшему его приросту дохода: À = ∆ I/ ∆ Y. Мультипликатор и акселератор связаны между собой: рост инвестиций увеличивает доход, рост дохода стимулирует развитие производства и потребления, это подталкивает рост инвестиций в производство (акселератор), в результате повышается доход. 26.Понятие и цели денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика — это совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого безинфляционного экономического роста. Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке, а субъектами выступают прежде всего центральный и коммерческие банки с присущими им функциями. Конечные цели: обеспечение устойчивого экономического роста, полной занятости, стабильного уровня цен, внешнеэкономической сбалансированности. Промежуточные цели — объем денежной массы, уровень процентной ставки, обменный курс национальной валюты. 24.Государственный долг и регулирование государственного долга. Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. Внутренний долг — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, имеющий форму кредитов, государственных займов, других долговых обязательств, гарантируемых правительством. Внешний долг — это задолженность государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам других стран. Чтобы оплатить проценты по внешнему долгу и погасить долг, нация вынуждена отдавать кредиторам ценные товары и услуги, что негативно сказывается на развитии экономики. Пути погашения внешнего долга: • выплата за счет золотовалютных резервов; • консолидациявнешнего долга — изменение условий заимствования, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства (облигации) превращаются в долго- и среднесрочные; • конверсия внешнего долга — сокращение общей величины внешней задолженности государства посредством изменения условий предоставления кредита, форм и сроков его возвращения, процентных ставок. Бюджетно-налоговая экспансия (рост государственных расходов и снижение налогов) приводит к эффекту вытеснения, который выражается в сокращении уровня реальных частных плановых инвестиций вследствие увеличения государственных расходов. Он значительно снижает результативность стимулирующей фискальной политики. Если госрасходы увеличиваются, то возрастают совокупные расходы, доход и как следствие — потребительские расходы. Это в свою очередь стимулирует совокупные расходы и повышает доход, причем с эффектом мультипликатора. В случае монетизации дефицита нередко возникает сенъораж — доход государства от печатания денег. Если темп роста денежной массы опережает темп роста реального ВВП, средний уровень цен повышается, в результате все экономические агенты выплачивают своеобразный инфляционный налог и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. В условиях повышения уровня инфляции проявляется эффект Оливера—Танзи — сознательное затягивание налогоплательщиками сроков налоговых отчислений в государственный бюджет. 32. Взаимосвязь безработицы и инфляции в краткосрочном периоде. Кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция. Филлипс, проанализировал зависимость между уровнем безработицы и увеличением номинальной заработной платы (инфляцией зарплаты). Графическую интерпретацию обратной зависимости между инфляцией и безработицей назвали кривой Филлипса. Кривая совокупного предложения отражает взаимосвязь уровня цен и объеманационального выпуска, а закон Оукена — зависимость между уровнем безработицы и величиной отставания фактического валового внутреннего продукта от потенциально возможного=> взаимозависимость уровня цен (инфляции) и уровня безработицы P=Pe+1/α (Y-Y').Вычтем уровень цен в предыдущем периоде P-Pt-1=Pe-Pt-1+1/α (Y-Y'). Разница между фактическим уровнем цен в данном и прошлом периодах называется темпом инфляции, между ожидаемым уровнем цен в данном году и уровнем цен в прошлом году — инфляционными ожиданиями. Можно вывести уравнение кривой Филлипса: = e-β (u-u'). Оно не учитывает, что на инфляцию оказывают воздействие так называемые «шоки предложения»— резкие изменения уровня цен на определенные группы товаров, приводящие к сдвигу кривой совокупного предложения. Негативные шоки способствуют одновременному росту безработицы и инфляции, а позитивные — оказывают противоположное действие. Учет шоков предложения видоизменяет уравнение кривой Филлипса: = е- β (и - u') + ε. Четкая обратная связь между инфляцией и безработицей существует только в краткосрочном периоде. 33. Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Денежное правило. Монетаризм признает денежную массу в качестве основного фактора, определяющего экономическую конъюнктуру, в частности уровни экономической активности и цен. Кейнсианское тождество У = С + I + G+ Хп основное внимание уделяет анализу равенства совокупных доходов и планируемых совокупных расходов, которые определяют макроэкономическое равновесие. В монетаризме важнейшим является уравнение денежного обмена МV = РY. Его левая часть представляет собой величину совокупных расходов, правая — общую выручку продавцов от реализации товаров (совокупные доходы). Монетарное правило: ежегодный темп прироста денежного предложения должен соответствовать среднегодовому темпу прироста реального объема национального выпуска. Если в среднем за год прирост валового национального продукта в реальном выражении составит 3—5 %, то и денежная масса в экономике (предложение денег) должна увеличиться в указанных пределах. Меньший ее прирост приведет к нехватке денег, а возможно, к дефляции и возникновению безработицы; больший — вызовет инфляцию. Концепции адаптивных ожиданий: люди в своих ожиданиях относительно предстоящих тенденций в экономическом развитии руководствуются прошлым опытом и изменяют свои ожидания лишь по мере того, как тенденции настоящего периода набирают полную силу. По горизонтальной оси отложен уровень безработицы, по вертикальной — уровень инфляции; кривые SF1, SF2, SFз — краткосрочные кривые Филлипса, долгосрочная кривая LF. 35.Экономическая политика стимулирования совокупного предложения и кривая Лаффера. Экономическая теория предложения (экономика предложения) — теория, согласно которой экономическая политика, направленная на стимулирование совокупного предложения, обеспечивает увеличение занятости и объема выпуска при одновременном снижении уровня инфляции. Причины депрессии эк-ки: отсутствие стимулов к труду, инвестициям, сбережениям => осн. внимание в теории предложения – совершенств-ие налог. ставок и отрицание сдержив. кейнс-ой п-ки. По их мнению высокие налог. ставки вызывают рост издержек произ-ва, сокр. предлож. рес-ов, реал. V нац произ-ва и увел. безраб-цы. Под влиянием выс. налогов, уменьш. привлек-ть инвестиций, а большие налоги на доходы способств. увелич. текуего потребл. В рез-те сниж-ся предлож. ссудного капитала, растёт %-ая ставка => замедление инвестиций, темпов эк. роста. А. Лаффер — наиболее известный из сторонников теории экономики предложения. Он выдвинул идею о том, что повышение ставок налогов ради увеличения доходов государственного бюджета может иметь противоположный результат. Кривая Лаффера показывает связь между предельной налоговой ставкой и объемом налоговых поступлений в государственный бюджет, она позволяет выявить ставку налога, при которой налоговые поступления достигают максимума. Теория экономики предложения утверждает, что снижение ставки налогов может обеспечить увеличение объема выпуска и рост дохода в экономике. 48. Неоклассические теории экономического роста. Производственная функция Кобба-Дугласа. Первые неоклассические модели экономического роста появились на рубеже 1950—1960-х гг. Методологической основой моделей послужили классическая теория факторов производства (в создании общественного продукта участвуют труд, земля и капитал), а также теория предельной производительности (доходы, получаемые владельцами факторов производства, определяются предельными продуктами этих факторов). Производственная функция Кобба—Дугласа получена в результате математического преобразования простейшей производственной функции Y = F(L, K) в модель, которая показывает, какой долей совокупного продукта вознаграждается участвующий в его создании фактор производства. Она имеет следующий вид: Y = AKα Lβ , где а изменяется в пределах от0до1, аβ =1—α. Функция Кобба—Дугласа содержит два переменных фактора производства — труд L и капитал К. Параметр А — коэффициент, отражающий уровень технологической производительности; в краткосрочном периоде он не изменяется. Показатели α и β — коэффициенты эластичности объема выпуска Y по фактору производства: α — по капиталу, β — по труду. α и β показывают доли капитала и труда в совокупном доходе. Доля капитала в доходе составит величину α Y, а доля труда в доходе — величину β Y. Так как β = 1 - α, то α + β = 1, из чего следует, что мы имеем дело с постоянной отдачей от масштаба. Свойства функции Кобба-Дугласа: ♦ Постоянная отдача от масштаба, описываемая формулойF(пК, пL) = пАКα Ьβ , означает, что при увеличении труда и капитала в n раз объем совокупного выпуска или объем дохода возрастет в такое же количество раз. ♦ Изменение предельной производительности факторов - нарушение пропорции между трудом и капиталом при заданной технологии приводит к отклонению от оптимального объема совокупного выпуска, т.е. к неэффективности производства. ♦ Постоянство отношения дохода от труда к доходу от капитала (β / α) означает постоянство соотношения долей капитала и труда в национальном продукте, хотя в абсолютном выражении затраты труда и капитала могут изменяться. 53. Доходы населения. Номинальные и реальные доходы и факторы, определяющие их. Доходы людей, не владеющих ни одним из факторов производства (престарелых, инвалидов), являются результатом перераспределения, или вторичного (персонального) распределения функциональных доходов. Их размеры существенным образом зависят от проводимой государством социальной политики. Доходы населения — это все средства в натуральной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Натуральные доходы — это все поступления.продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме. Денежные доходы населения —это сумма денежных средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени, предназначенная для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. Номинальный доход — это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и уровня цен. Располагаемый доход — это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей. Реальный доход — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на располагаемый доход. Размер реального дохода зависит от его номинального уровня, налогов на доходы и цен на потребительские товары. Факторы: природная одаренность, физическая и интеллектуальная способность, первоначальная наделенность собственностью; капитал, зависящий от образования, трудолюбия и приобретенного опыта; род и вид деятельности, отраслевая принадлежность предприятия, форма собственности на средства производства, условия труда; тип экономической системы и уровень ее развития; везение, удача. 58. Основные направления рыночных преобразований. Либерализация экономики — отказ от государственного установления цен, переход к свободному ценообразованию и прекращение контроля со стороны государства над торговлей. Практически во всех странах с трансформирующейся экономикой после освобождения цен наблюдались значительная инфляция, спад производства, взаимные неплатежи, усиливалось социальное расслоение населения и снижался его жизненный уровень. Макроэкономическая стабилизация народного хозяйства — политика, направленная на устранение резких колебаний освобожденных цен и формирование устойчивых финансовых отношений. Ортодоксальный подход представляет собой совокупность мероприятий, максимально включающих применение рыночных регуляторов, в том числе жесткую бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику. Упор делается на свободные цены при ограничении роста зарплаты, а также на либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках. Гетеродоксалъный подход делает упор на политику стабилизации цен и доходов, хотя может также включать монетарную политику и стабилизацию обменного курса.^В этом случае временно замораживаются цены и доходы — еще один «якорь» финансовой стабилизации. Ключевой момент переходного периода — реформирование отношений собственности. Поскольку собственность выступает основой не только экономических, но и всех общественных отношений, то от хода реформы собственности, ее темпов и масштабов зависит ход всей рыночной трансформации народного хозяйства. Реструктуризация (структурная перестройка) народного хозяйства означает переоснащение отраслей и производств новой современной техникой, ликвидацию устаревших производств и их переориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом как на внутреннем, так и на внешних рынках. Интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Условиями интеграции являются: структурная перестройка народного хозяйства для развития экспортообразующих отраслей; более эффективное участие страны в различных международных экономических организациях. Формирование рыночной экономики требует и решения ряда других задач, в частности: - ограничения прямого вмешательства государства в экономику, при том что его обязанностью остается защита формирующейся рыночной экономики, сохранение стабильности в работе народного хозяйства; - демонополизации экономики; - введения института частной собственности; - развития предпринимательств; - развития рынка товаров и услуг, финансового рынка, регулируемого рынка труда; - формирования рыночной инфраструктуры. 40. Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия. Внутреннее равновесие характеризуется ситуацией, при которой уровень производства внутри страны обеспечивает полную занятость и устойчиво низкий уровень инфляции. Внешнее равновесие предполагает равновесие платежного баланса, или чистый приток капитала, обеспечивающий баланс национальных сбережений и инвестиций в среднесрочной перспективе. Экономические шоки выводят экономику из состояния равновесия, и возникает необходимость в макроэкономической корректировке — приведении экономики в равновесное состояние, или состояние стабильности, когда имеющиеся дисбалансы покрываются гарантированными источниками финансирования. Макроэкономическая корректировка может осуществляться в любой экономике и происходить автоматически, т.е. независимо от действий, предпринимаемых или не предпринимаемых правительством, как следствие самонастройки рыночной экономики в результате взаимодействия сил спроса и предложения. Поддержание внутреннего и внешнего равновесия касается функционирования 3 рынков: товарного, денежного, валютного. 42. Модель Манделла-Флеминга (модель IS-LM-BP). МодельIS-LM-BP представляет собой распространение традиционной кейнсианской модели IS-LM на открытую экономику. Если модель IS-LM показывает соотношение уровня дохода и ставки процента, при котором устанавливается одновременное равновесие в реальном и денежном секторах экономики при неизменном уровне цен, то модель — IS-LM-BP включает равновесие внешнего сектора и состоит из трех кривых. Она показывает сочетание ставки процента и дохода, обеспечивающее равновесие рынков товаров, капитала и денег, а также платежного баланса. Модель состоит из трех ранее выведенных уравнений (для рынка товаров, рынка денег и платежного баланса), на основе которых можно найти три эндогенные переменные. При этом доход и ставка процента рассматриваются как эндогенные переменные. Обменный курс, сальдо официального резервного счета и количество денег в зависимости от системы обменного курса могут быть эндогенными или экзогенными переменными. Одновременное внутреннее и внешнее равновесие реализуется только в точке пересечения трех кривых. Выводы из модели Манделла-Флеминга: - эффективность и результативность той или иной политики (ДКП или НБП) зависят от режима валютного курса. - в случае плавающего вал. курса стимулирующая ДКП приводит к росту дохода и снижению обменного курса, а стимулирующая НБП ведет к росту и дохода и обменного курса. - при фиксированном вал. курсе осуществление макроэк-ого регулирования возможно только средствами НБП. | 5.Товарный рынок в классической модели. Закон Сэя основан на том, что на рынке одни товары обмениваются на другие, а деньги являются лишь средством осуществления обмена. Итак, если доход домашних хозяйств полностью расходуется на потребление, то вся произведенная продукция будет реализована. Из этого делается вывод, что уровень производства ограничен только производственными возможностями общества. Однако домашние хозяйства все же, как правило, сберегают часть доходов. Соответственно, располагаемый доход распадается на две части: потребляемую и сберегаемую: Yd = C + S Сбережения домашних хозяйств обязательно будут превращены частными фирмами в инвестиции. Люди, которые самостоятельно не приобретают инвестиционные блага на сберегаемую часть дохода, хранят ее, как правило, в банке, т.е. предлагают на рынке капитала свои сбережения. И таким образом сбережения могут попасть к тем, кто желает покупать инвестиционные бла га, предъявляет спрос на инвестиции. Совокупные расходы в закрытой экономике равны сумме расходов домашних хозяйств на потребление и расходов частных фирм на инвестирование: АЕ - С + /. Сопоставив уравнения и приняв во внимание тот факт, что совокупные доходы всегда равны совокупным расходам (Y = АЕ), получим основное макроэкономическое тождество в закрытой экономике (при отсутствии государственного сектора): S = /. Это тождество показывает, что совокупный спрос всегда равен совокупному предложению, поскольку то, что сберегается одними, инвестируется другими. Потребители рассматривают ставку процента как плату за отложенное потребление, а производители — как цену за предоставленные им средства для инвестиций. Поэтому при повышении процентной ставки потребители будут больше сберегать, а производители — меньше инвестировать. Наоборот, при ее снижении потребители будут меньше сберегать, а производители — больше инвестировать. Если ставка процента по какой-то причине устанавливается выше равновесной, величина сбережений превысит величину инвестиций. В этом случае те, кто хотел бы сберегать, не найдут желающих инвестировать при такой ставке процента. Очевидно, конкуренция среди предлагающих свои сбережения приведет к снижению ставки процента до равновесного уровня. Обратное будет наблюдаться при ставке, меньшей равновесной. Т.о. рыночный механизм конкурентной экономики автоматически обеспечивает равенство инвестиций и сбережений за счет гибкости процентной ставки. 14.Равновесие ВВП в условиях полной занятости. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы. С точки зрения кейнсианской концепции, макроэкономическое равновесиевозможно только при достижении полной занятости. Полная занятость: 1) уровень безработицы 5-6%; 2) степень загрузки производственных мощностей 80%. Однако, достижение уровня совок спроса, соответствующего полной занятости, не гарантировано. 1) поскольку цены и уровент номинальной ЗП не явояется достаточно гибким, а сумма намеченных инвестиций не обязательно равна сбережениям, экономика может оказаться в таком состоянии равновесия, которое ниже уровня полной занятости. 2) Другая возможная причина отклонения макроэкономического равновесия от уровня потенциального выпуска может быть связана с черезмерно высокой процентной ставкой. Тогда сократятся инвестиции, а следовательно, и объем пр-ва. Инфляционный разрыв — это величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости. Недостаточность совокупного спроса депрессивно воздействует на экономику, вызывая безработицу. Рецессионный разрыв — величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы равновесный ВВП повысился до неинфляционного уровня полной занятости. По мнению Кейнса, меры, предлагаемые классической школой, не могут оказать положительного воздействия на экономику, поскольку снижение заработной платы вызывает сокращение доходов групп населения, чья склонность к потреблению сильнее, в пользу тех, у кого она слабее, что уменьшает совокупный спрос, а повышение процентной ставки ограничивает инвестиции. 15. Взаимосвязь модели AD-AS и кейнсианской модели совокупных доходов и совокупных расходов. Между уровнем цен в экономике и уровнем потребления существует обратная зависимость. Здесь находит свое выражение эффект реальных кассовых остатков: повышение уровня цен снижает покупательную способность населения, сокращает потребление домашних хозяйств, вынуждая их больше сберегать. И наоборот, снижение уровня цен вызывает рост стоимости реальных кассовых остатков населения, а значит, и рост потребления домашних хозяйств. Существование данной зависимости позволяет графически проиллюстрировать связь между кейнсианской и классической моделями макроэкономического равновесия. а) модель «доходы-расходы» б) модель совокупного спроса Таким образом, снижение уровня цен является причиной роста реального выпуска в экономике, что иллюстрируется смещением графика совокупных расходов вверх. И наоборот, увеличение уровня цен служит причиной снижения реального выпуска в экономике, что отражается на графике смещением совокупных расходов вниз. На пересечении значений уровня цен и национального выпуска образуются точки 1, 2, 3, которые лежат на кривой совокупного спроса, имеющей отрицательный наклон. Аналогичным образом, используя эффект процентной ставки, можно проиллюстрировать влияние уровня цен на величину инвестиционных расходов, а затем и на уровень национального выпуска. Взаимодействие между кейнсианской моделью макроэкономического равновесия и моделью АО—Ав возможно только при условии неизменного уровня цен. В противном случае между моделями возникает несоответствие. 25. Использование модели IS–LM для анализа фискальной политики. Эффективность фискальной политики и бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь. Эфф-ной считается та фискальная политика, кот. обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет, при наименьших затратах по их сбору. Для определения эфф-сти используют различные показатели: - ур-нь или норма налогообложения. Надо всегда сравнивать с темпом роста ВВП. Нал нагрузка = ∑ нал поступл/ВВП. - предельная нал ставка = ∆ доходы/∆ ВВП - налоговый мультипликатор, т.е. разделение между MPC и MPS (MPC/MPS), (для РБ – 3, 8) - уровень нал нагрузки по отраслям предприятий. Современная бюджетно-налоговая система переживает период становления. Правовую основу ее функционирования формируют следующие нормативные акты: • Налоговый кодекс Республики Беларусь; • О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах; • О бюджетной классификации Республики Беларусь; • Бюджет Республики Беларусь на текущий год, утверждаемый в качестве закона. Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита на достаточно низком уровне - в пределах 2% ВВП. Внутренний и внешний долг в стране находится на относительно постоянном уровне и не обременителен для государства. Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2011 годы направлениями бюджетно-налоговой политики являются создание макроэкономического условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышения жизненного уровня населения. В программе фискальной политики предусмотрена реализация следующих мероприятий: • улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов; • снижение нагрузки на фонд заработной платы; • оптимизация ставок и совершенствование механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты Республики Беларусь и отчислений в государственный фонд содействия занятости. На современном этапе социально-экономического развития бюджетная политика направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. При этом создание эффективной системы управления государственными финансами предусматривает следующие меры: • совершенствование межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса на основе разработки и принятия Бюджетного кодекса Республики Беларусь; • расширение охвата системой государственного казначейства финансовых операций государственного сектора; • оптимизацию состава распорядителей бюджетных средств исходя из выполнения ими государственных функций; исключение дублирования этих функций и обеспечение эффективного использования бюджетных средств. Важным элементом совершенствования бюджетной политики является повышение эффективности использования бюджетных средств посредством постепенного перехода к программно-целевым методам бюджетного планирования. Они позволяют установить прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов государственными органами и бюджетными организациями, а так же перейти к среднесрочному бюджетному планированию. 36. Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты. Ситуация одновременного сосуществования достаточно высоких темпов инфляции и безработицы называется стабилизацией. Шоки совокупного предложения вызываются резкими изменениями производственных издержек вследствие, например, изменения цен на ресурсы либо изменения технологий производства, а также в результате стихийных бедствий. Изучены негативные шоки предложения, связанные с ростом цен и издержек. Реальный объем выпуска снижается, уровень цен растет и одновременно наблюдается рост безработицы и уровня цен. Шоки предложения могут быть и позитивными, если они связаны с улучшением технологий производства, снижением цен на ресурсы и издержек. Графически это передается сдвигом кривой совокупного предложения вправо—вниз, а на практике вызывает рост объема национального выпуска и снижение уровня цен. Признав наличие проблемы негативных шоков предложения, правительство должно сделать следующий шаг — приступить к стабилизационной политике, целью которой является смягчение циклических колебаний в экономике и стимулирование возврата к потенциальному объему выпуска, обеспечиваемому при уровне полной занятости. Основными направлениями макроэкономической стабилизационной политики являются борьба с безработицей и антиинфляционная политика. Стабилизационная политика государства проводится либо стремительно и жестко («шоковая терапия»), либо постепенно и мягко (градуализм). В первом случае при высокой инфляции правительство может существенно снизить государственные расходы, а центральный банк — темпы роста денежной массы. Данные меры в короткие сроки погасят инфляцию, но приведут к значительному росту уровня безработицы в стране, спаду объема выпуска. При использовании второго варианта правительство снижает государственные расходы постепенно и дозировано, а центральный банк проводит более мягкую монетарную политику. Уровень инфляции снижается, но не так быстро, как хотелось бы, однако в стране не будет и резкого увеличения безработицы, банкротств предприятий, сокращения выпуска. 16. Равновесие на рынке товаров и услуг. Кривая «инвестиции–сбережения» (IS). Интерпретация наклона и сдвигов кривой IS. Модель IS-LM, разработанная английским экономистом Дж. Хиксом, определяет условия, при которых наступает одновременное равновесие на товарном и денежном рынках, и показывает, как государство с помощью инструментов макроэкономического регулирования может способствовать его достижению. Кривая совокупных расходов в месте пересечения с биссектрисой определит точку равновесия (именно здесь реальные совокупные расходы общества равны совокупным доходам, т.е. выполняется условие макроэкономического равновесия. Поскольку инвестиции обладают мультипликационным эффектом, то определить увеличение дохода (У2 - У1) можно, умножив прирост инвестиций на мультипликатор инвестиций. Кривая IS — это кривая, описывающая все комбинации процентной ставки и совокупного дохода (выпуска), соответствующие равновесному состоянию товарного рынка. Она имеет отрицательный наклон, передавая обратную зависимость между уровнем процентной ставки и величиной совокупных доходов Все точки, лежащие вне кривой, отражают неравновесное состояние товарного рынка. На положение кривой IS влияют и изменения инвестиционного спроса, государственных расходов, налогов, не связанные с изменениями процентной ставки. График кривой IS не позволяет определить единственный равновесный уровень совокупного дохода (выпуска), так как не дано конкретное значение процентной ставки. 47. Неокейнсианские теории экономического роста. (Модели Е.Домара, Р.Харрода). Все неокейнсианские теории экономического роста основываются на учении Кейнса об эффективном совокупном спросе. В них доказывается, что решающим условием сбалансированного роста экономики является увеличение совокупного спроса, реализуемое посредством инвестиций. Модель Домара исследует двоякую роль инвестиций — их влияние на увеличение как совокупного спроса, так и производственных мощностей (совокупного предложения). Домар использовал систему трех уравнений — предложения, спроса и равенства предложения и спроса. ♦ Уравнение предложения показывает, какой прирост производственных мощностей (производства) создают инвестиции. Эта зависимость выражается формулой ∆ Y = I • MRPk, где ∆ Y — прирост объема выпуска; I — общие капиталовложения; MRPk — предельная производительность капитала. ♦ Увеличение совокупного спроса есть результат прироста инвестиций. Уравнение спроса показывает, на какую величину должен возрасти спрос, чтобы соответствовать возросшему производству (совокупному предложению): ∆ Y = ∆ I * m1 = ∆ I(1/MPS), где ∆ Y — прирост национального дохода; ∆ I — прирост инвестиций; m1— мультипликатор инвестиций. § Уравнение равенства темпов прироста дохода и производственных мощностей показывает, что такое равенство достигается, когда I/MRPk = ∆ I/(1 / MPS). Преобразовав данное уравнение, получим: ∆ I / I = MRPk *MPS. Если модель Домара, основанная на теории мультипликатора, определяет норму роста инвестиций, обеспечивающую необходимый рост национального дохода, то основу модели Харрода составляет теория акселератора, определяющая отношение прироста инвестиций к вызвавшему его приросту дохода, т.е. α = ∆ I / ∆ Y. Создавая модель экономического роста, Р. Харрод исходил из взаимосвязи трех понятий (уравнений): фактического темпа роста; гарантированного (прогнозируемого) темпа роста; естественного темпа роста. ♦ Уравнение фактического темпа роста показывает, какой должна быть доля сбережений в национальном доходе, чтобы обеспечить экономический рост при изменяющихся темпах технического прогресса (изменяющемся количестве применяемого капитала): G *с = s, где G — фактический прирост выпуска продукции за определенный период; с — коэффициент капиталоемкости продукции, показывающий, во что обходится единица прироста дохода или продукции (т.е. величина, обратно пропорциональная производительности капитала); s — предполагаемая норма сбережения, т.е. сберегаемая часть национального дохода. => G (1 / MRPk) = s, или G = MRPk * s. ♦ Уравнение гарантированного (прогнозируемого) темпа роста предполагает, что предприниматели строят свои планы на будущее исходя из предшествующего опыта. Если они удовлетворены результатами ранее принятых решений, т.е. их прогнозы оправдались, это означает, что спрос полностью уравновешен предложением и темпы роста объема выпуска останутся неизменными. Если же спрос выше предложения, они станут расширять производство, ниже — сворачивать. Это можно выразить формулой Gw*cr=s, где Gw — темп роста, гарантирующий полное использование возросшей массы применяемого капитала; cr — требуемый коэффициент капиталоемкости, выражающий потребность в увеличении капитала для выпуска дополнительной продукции. § Уравнение естественного темпа роста Харрод ввел, осознав неизбежность несовпадения фактического и гарантированного темпов роста: Gn=(или не равно)s, где Gn — максимально возможный темп развития экономики при полном использовании ресурсов. => модель Харрода—Домара: при данных производственных условиях темп экономического роста определяется величиной предельной склонности к сбережению, а динамическое равновесие в рыночной системе по своей природе неустойчиво, поэтому возникает необходимость государственного регулирования экономики. 59. Роль и функции государства в трансформационной экономике. В переходной экономике государство наряду с общими («традиционными») выполняет особые функции: реализация целостной концепции реформ, в том числе и поддержка институциональных преобразований, создание правовой базы функционирования рыночной экономики, а также обеспечение справедливых и равных условий хозяйствования для всех экономических субъектов. Растет роль государства как арбитра, устанавливающего и контролирующего выполнение «правил рыночной игры», и одновременно снижается его значение как активного участника экономических процессов. Важной задачей органов государственного управления в переходный период является определение стратегических целей социально-экономического развития страны с учетом накопленного ею потенциала, геополитического положения, тенденций изменений в мировом хозяйстве. Гос-во выполняет также задачи, характерные для любой экономической системы: создание общественных благ (оборона, охрана правопорядка и т.д.); формирование условий для выполнения социальных обязательств; обеспечение предпосылок устойчивого экономического роста. Совокупность государственных методов можно классифицировать на три вида: а) правовые, предусматривающие создание законодательной базы, которая обеспечивала бы эффективное функционирование предприятий всех форм собственности, антимонопольное регулирование, формирование правовых основ системы налогообложения; б) административные, включающие разрешительные, запретительные и принудительные меры государственного воздействия, направленные на отдельные виды хозяйственной деятельности или отдельные группы субъектов экономики (в частности, они используются в области социальной политики и национальной безопасности); в) экономические, использующие инструменты бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики. К ним можно отнести и методы прямого регулирования (квотирование, лицензирование, систему государственных заказов, субсидий и дотаций). 39. Открытая экономика и её основные взаимосвязи. Рассмотрим инструменты: - счет национального дохода, в который записываются все расходы, обусловленные выпуском продукции и созданием дохода страны; - счет платежного баланса, который помогает отслеживать как изменения задолженности страны иностранцам, так и доходы ее отраслей, конкурирующих в области экспорта и импорта. Центральным объектом макроэкономического анализа является ВНП. ВНП— это сумма внутренних и зарубежных расходов на товары и услуги, произведенных с участием национальных факторов производства. Основное тождество национальных счетов: Y=C+I+EX-IM, где EX – экспорт, IM-импорт. Разность между экспортом и импортом товаров и услуг известна как баланс текущих операций: XN=EX-IN.=> баланс текущих операций страны равняется величине, на которую изменяются ее чистые активы за рубежом (или баланс движения капитала). Отсюда вытекает взаимосвязь счета текущих операций и счета движения капитала. Если приток капитала обозначить КIМ, а отток — КЕХ, то разность между ними покажет баланс движения капитала КN: KIM-KEX=KN. Если платежный баланс находится в равновесии, то EX-IM+KIM-KEX=0 или XN=-KN.=> Y-(C+ I +G)=XN. Сумма С + I + С называется внутренней абсорбцией и обозначается символом А. Сальдо баланса текущих операций можно описать как разность между доходом и абсорбцией: ХN = Y-А. Государственные сбережения (Sg) представляют собой разницу между доходом государства и его расходами Sg=T-G. 38.Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в РБ. Антиинфляционная политика означает комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Косвенные методы: регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком; регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком; обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг. Прямые методы: прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы; государственное регулирование цен; государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы; государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса. Особенности в РБ: - На начальном этапе развития рыночной экономики происходит вынужденное наращивание эмиссии денег. - Обвальное падение курса белорусского рубля. - Высокая степень бюджетизации экономики. - Рост внешнего долга. - Наличие импортируемой инфляции, которая имеет следующие причины: рост цен на импортируемые товары и снижение валютного курса национальной денежной единицы. - Долларизация экономики. С 1992 г. экономика республики характеризовалась высокими темпами инфляции). С 1993 года в экономической жизни Беларуси очень резко возросли значение и роль иностранной валюты и иностранных кредитов. Особенностью 1995 года явилась валютная стабилизация, позволившая приостановить процесс активной долларизации экономики Беларуси. Эти успехи были достигнуты путем резкого уменьшения темпов роста кредитной эмиссии в 1995 году. В тоже время наблюдался почти 30-кратный рост чистых иностранных активов Нацбанка, вызванный, преимущественно, покупкой инвалюты с целью недопущения ревальвации обменного курса белорусского рубля и поддержки экспорта страны. Инфляция (рост цен) постепенно стала главной мишенью. В 1996г. гиперинфляция была приостановлена. Государство в течение 1996г. увеличивало размеры денежной массы. В 1999г. произошел сильный рост инфляции: потребительские цены увеличились в 3, 5 раза, этому способствовали в основном негативные внешние факторы: - неблагоприятные условия для развития сельского хозяйства; - последствия кризиса в РФ; - отсутствие внешних источников кредитования при наличии дефицита торгового баланса. В последние годы объем рублевой эмиссии, как правило, превышал все смелые ожидания. Основная причина – это крайне неудовлетворительное финансовое состояние большинства белорусских предприятий и страх исполнительной власти перед массовой безработицей и элементарной нехваткой продуктов питания. Поэтому чтобы остановить рост цен и дальнейшее возрастание инфляции необходимо: 1. Восстановить доверие к национальной валюте, как в нутрии страны, так и за ее пределами путем неограниченной, а затем полной конвертации. 2. Стабилизировать белорусский рубль посредством: - полной и быстрой либерализации цен на все факторы производства товаров и услуг; - снятия административных ценовых ограничений на товарных рынках, рынках труда и капитала на основе антимонопольной государственной политики и конкуренции, а также либерализации внешнего рынка; - проведения жесткого контроля за процессом эмиссии со стороны Национального банка, что возможно только при его независимой политике, как этого требует закон. | 7.Денежный рынок. Количественная теория денег и общий уровень цен.
В классической модели предполагается относительная независимость денежного рынка от рынков товаров и ресурсов - классической дихотомии (представления о национальной экономике как о двух обособленных друг от друга секторах (реальном и денежном). В реальном секторе независимо от денежного определяются объем и структура выпуска, занятость, относительные цены благ; денежный сектор устанавливает только уровень цен.
Классический анализ спроса на деньги и функционирования денежного рынка основан на количественной теории денег, согласно которой общий уровень цен изменяется пропорционально количеству денег, находящихся в обращении. Формула денежного обмена, предложенная И. Фишером: М* V = Р *Т; где М — количество денег, находящихся в обращении; V — скорость обращения денег; Р — средний уровень цен; Т — количество сделок в экономике.
Предположим, что кол-во денег синоменично реальному объему пр-ва, тогда М * V = Р * У. Согласно данному уравнению, средний уровень цен изменяется прямо пропорционально изменению денежной массы. Чем больше денег находится в обращении, тем выше уровень цен. Выпуск дополнительных денег приведет к инфляции, но не к изменению реального объема производства. =>
МD = k*P*Y; где МD- спрос на деньги, k-коэф-т пропорциональности.
Изобразим графически кривые функций спроса на деньги DM и предложения денег Мs. Чем больше номинальный доход потребителей, тем больше абсолютная величина спроса на деньги. Номинальный доход прямо взаимосвязан с уровнем цен: чем выше цены, тем больше нужно денег, чтобы купить тот же объем товара; чем выше номинальные доходы, тем выше спрос на товары и цены товаров. Таким образом, спрос на деньги для сделок имеет прямую зависимость от уровня цен, кривая спроса на деньги является восходящей. Кривая предложения денег, таким образом, является совершенно неэластичной (вертикальной). Взаимодействие спроса на деньги и предложения денег в классической модели определяет точку равновесия на денежном рынке.
Т.о. денежный рынок относительно независим от рынка товаров и ресурсов.
13.Равновесный объем национального выпуска в кейнсианской модели. Определение равновесного объема выпуска методами сопоставления «совокупных расходов и доходов» и «инвестиций и сбережений». Парадокс бережливости.
Равновесный объем национального выпуска можно определить двумя методами: методом сопоставления совокупных доходов и совокупных расходов и методом сравнения инвестиций («инъекций») и сбережений («утечек»).
Планируемые совокупные расходы — это количество средств, которое домашние хозяйства и фирмы готовы истратить на товары и услуги.
Фактические совокупные расходы графически иллюстрируются биссектрисой, в каждой точке которой фактические совокупные расходы равны доходу
(Y = АЕфакт)
Приведенный метод определения равновесного объема производства имеет название модели «совокупные доходы—совокупные расходы», или креста Кейнса—Самуэлъсона.
В современной экономике сбережения осуществляют домашние хозяйства, инвестирование — бизнес. Если сбережения способствуют сокращению совокупного спроса, то инвестиции, наоборот, увеличивают его. Поэтому сбережения можно назвать «утечкой» из потребления, а инвестиции — «инъекциями» в развитие экономики.
Модель «сбережения—инвестиции» можно использовать для анализа ситуаций, когда общество изменяет отношение к сбережениям.
В ответ на решение домашних хозяйств больше сберегать объем сбережений сокращается или остается на прежнем уровне. Если прирост сбережений не сопровождается приростом инвестиций, то любая попытка больше сберегать оказывается тщетной из-за значительного снижения равновесного ВВП, обусловленного эффектом мультипликации. Данная ситуация получила название парадокса бережливости.
20.Цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой политики. Фискальная экспансия и фискальная рестрикция.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — это совокупность мер, предпринимаемых правительственными органами по изменению государственных закупок и налогообложения, предоставлению льгот, субсидий и трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня занятости и предотвращения резких колебаний цен.
Цели: обеспечение устойчивого экономического роста; достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.
Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно государственные закупки, налоги, трансферты. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Рост государственных закупок увеличивает спрос, а их сокращение ведет к его уменьшению, так как государственные закупки является частью совокупных расходов. Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает его.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перепеките имеет целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) направлена на ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов и увеличение налогов.
Дискреционная - политика манипулирования гос-вом определенными главными задачами (алоговыми ставками, общ работами, занятостью населения).
Это – активная политика. Инструменты манипулирования: нал ставки, общ-е работы, изм-е трансфертных платежей, занятость. Применяется при: спаде и подъеме в эк-ке(при спаде нал ставки уменьшают, при подъеме возраст-т, при спаде гос-во увеличивает вклады в кризисные пр-ва…)
Недискриционная – пассвная политика – политика изменений, которые вводятся в уровень налоговых расходов автоматически. Инструменты(встроенные стабилизаторы): *изм-я в налоговых поступлениях *пособия по безработице и др выплаты * субстдии фермерам.
19.Модель IS-LM и построение кривой совокупного спроса. Взаимосвязь моделей IS-LM и AD-AS.
Модель IS-LM позволяет оценить влияние макроэкономической политики на совокупный спрос. Для анализа необходимо построить на ее основе кривую cовокупного спроса. Используя модель — IS-LM, построим кривую совокупного спроса, каждая точка которой отражает взаимосвязь уровня цен и дохода. Допустим, что уровень цен вырос, сократив реальную денежную массу. Уменьшение предложения денег ведет к повышению процентной ставки и сдвигу кривой LМг вверх в положение LМ2. Равновесие на денежном рынке должно восстановиться при более высокой ставке процента. На товарном рынке это скажется сокращением инвестиций и совокупных расходов, что обусловит уменьшение реального равновесного дохода. Таким образом, уровню цен будет соответствовать новое состояние равновесия в модели IS-LM.
Кривая AD имеет отрицательный наклон, так как отражает обратную зависимость между уровнем цен и доходом (выпуском). Поскольку кривая AD выводилась на основе модели IS-LM, то ее наклон будет определяться наклонами кривых и IS и LM.
27. Создание банковской системой «новых денег». Норма обязательных резервов и банковский мультипликатор. Денежная база и денежный мультипликатор.
Центральный банк наделен правом эмиссии денег. По требованию центрального банка коммерческие банки сохраняют определенную часть своих депозитов в виде обязательных резервов, которые должны храниться либо как обязательные беспроцентные вклады в центральном банке, либо как кассовая наличность в коммерческом банке. Процент, определяющий величину обязательных резервов, устанавливается центральным банком и называется резервной нормой, или нормой обязательного резервирования. Величина обязательных резервов равна произведению объема депозитов на резервную норму. Разница между фактическими денежными средствами банка и обязательными резервами составляет избыточные резервы. Именно их банк может использовать для выдачи ссуд. Созданные одним банком деньги превращаются в депозиты других банков, которые также (за исключением суммы обязательных резервов) могут направляться для выдачи ссуд либо проведения других активных операций. Т.О. система коммерческих банков обладает способностью создавать массу денег, в несколько раз большую, чем объем их избыточных резервов.
Банковский мультипликатор (mв) есть величина, обратная норме обязательных резервов, и выражает максимальное количество кредитных денег, которое может быть создано одной денежной единицей избыточных резервов, отданной в ссуду, при данной норме обязательных резервов: mв=1/rr.
Чем большую норму обязательных резервов устанавливает центральный банк, тем меньше денежных средств могут использовать коммерческие банки для кредитных операций, а значит, уменьшается величина банковского мультипликатора и сокращается денежная масса.
Денежная масса в экономике (М3) (агрегат М1) формируется с учетом не только роли центрального банка, но и возможного оттока части денег с депозитов банковской системы (D) в наличность (СU):
Мs = СU + D. Обязательные резервы вместе с наличностью образуют денежную базу — деньги высокой эффективности (МВ), складывающиеся из наличности вне банковской системы (СU), а также резервов коммерческих банков (R), хранящихся в центральном банке:
МВ = СU + R.
Денежный мультипликатор (mm) можно представить с учетом наличности как отношение денежной массы к денежной базе:
Mm= = Мs/ МВ, (5.4)
или
Мs = тт- МВ. (5.5)
Всегда тт > 1, поэтому денежную базу и называют «деньгами высокой эффективности».
Центральный банк может контролировать предложение денег прежде всего через воздействие на денежную базу. Изменение последней в свою очередь оказывает мультипликационный эффект на предложение денег.
37. Политика зан
|