Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Макроэкономическая политика при фиксированном и плавающем валютном курсе в условиях различной мобильности капитала.






Фиксированный курс.

Денежно-кредитная политика. Увеличение коли­чества денег ведет к снижению ставки процента, вызы­вая рост инвестиций и, соответственно, дохода. По­следнее обстоятельство повышает импорт, нарушая торговый баланс. Вследствие снижения ставки процен­та чистый приток капитала уменьшается. Первый эф­фект заключается в повышении спроса на иностранную валюту, а второй — в снижении предложения иностран­ной валюты. В сочетании они однонаправленно ведут к дефициту официального резервного счета и уменьше­нию.валютных резервов.

Центральный банк может ненадолго нейтрализо­вать влияние утечки валюты на количество денег, но потеря запасов международных резервов не позволяет длительное время поддерживать повышенный уровень количества денег и финансировать дефицит торгового баланса. В конце концов количество денег должно вер­нуться к исходному уровню с более высокой ставкой процента и более низким доходом. Структура денег из­меняется в сравнении с исходным положением по ком­понентам их происхождения: доля международных ре­зервов уменьшается, а внутренних — растет. В ре­зультате происходит сокращение количества денег (и как следствие — рост ставки про­цента, уменьшение дохода и дефицита торгового балан­са. В ы в о д: количество денег при системе фиксиро­ванного курса представляет собой эндогенную перемен­ную; денежная политика в длительном периоде не ока­зывает влияния на доход и ставку процента. При этом степень реакции международных потоков капитала на ставку процента роли не играет.

Фискальная политика в форме увеличения государственных расхо­дов, финансируемых за счет кредитов частного секто­ра, ведет к повышению дохода и ставки процента. Рост дохода через увеличение импорта вызывает ухудшение торгового баланса. Возросшая ставка процента стиму­лирует чистый приток капитала. Это значит, что офи­циальный резервный счет находится под влиянием двух противоположных сил: сальдо торгового баланса уменьшает валютную позицию, а сальдо счета движе­ния капитала тяготеет к позиции избытка. В ы в о д: при системе фиксированного обменного курса фискальная политика влияет на доход и ставку процента в долгосрочном периоде. При этом влияние па доход усиливается в результате высокой степени ре­акции международного движения капитала на ставку процента.

Плавающий курс.

экспансивная политика ведет к обес­ценению национальной валюты, которое обусловлива­ет удешевление производимых в данной стране товаров по отношению к товарам, произведенным за границей, и вызывает переориентацию спроса. Спрос на товары, произведенные в данной стране, возросший в результа­те связанного с такой политикой снижения ставки про­цента, испытывает дополнительный импульс от роста спроса за границей, что находит выражение в улучше­нии торгового баланса. При этом доход и ставка про­цента могут испытывать влияние в длительном перио­де. В ы в о д: в системе гибкого обменного курса коли­чество денег представляет собой экзогенную перемен­ную; денежная политика может воздействовать на до­ход и ставку процента в долгосрочном периоде. При этом ее влияние прямо пропорционально степени реак­ции международных потоков капитала на ставку про­цента.

Фискальная политика. При гибком обменном курсе увеличение государствен­ных расходов, финансируемое за счет кредитов, отра­жается прежде всего повышением дохода и ставки про­цента. Рост дохода способствует импорту товаров, а рост ставки процента — чистому притоку капитала. Со сто­роны рынка товаров возникает дополнительный спрос на иностранную валюту с соответствующим давлением в сторону обесценения на национальную валюту. При высокой мобильности капитала дополнительное пред­ложение иностранной валюты превышает дополнитель­ный спрос, вследствие чего наступает удорожание на­циональной валюты. Оно обусловливает сокращение экспорта и рост импорта, так что доход снова понижа­ется. Вывод: она может обусловливать лишь незна­чительное изменение дохода, высокая степень реакции международных потоков капитала на ставку процента ослабляет влияние на доход.

 

 

 

 

 

 

  6. Рынок труда. Агрегированная производственная функция. При анализе рынка труда в классической модели макроэко­номического равновесия обычно исходят из предпосылки, что работник сам определяет количество работы, которое готов вы­полнить, исходя из величины реальной заработной платы, а точнее, того уровня жизни, который ему обеспечит заработ­ная плата. Соответственно, предложение труда зависит от уров­ня реальной заработной платы. Чем выше реальная заработ­ная плата, тем больше работник предложит своего труда на рынке (будет действовать эффект дохода). Однако на некотором участке кривой предложения труда (при достаточно высоком уровне заработной платы) функция станет убывающей. Это обусловлено действием эффекта замещения: при очень высоком доходе работник будет замещать свое рабочее время свободным, т.е. предложение труда начнет убывать по мере дальнейшего роста заработной платы.     В свою очередь, спрос на труд зависит от производительно­сти труда и уровня заработной платы (цены труда). Производи­тельность труда в денежном выражении является функцией от физической производительности труда (физического объема предельного продукта труда) и уровня цен на производимый то­вар. На производительность труда в физическом выражении оказывают влияние используемые технологии, т.е. количество капитала и его соотношение с величиной используемого труда. Существующая производственная технология определяет объем выпуска при имеющихся количествах капитала и труда. Дан­ная зависимость выражается с помощью производственной функции, математически показывающей влияние производ­ственных ресурсов на результаты производства. Функционирование рынка труда определяет величина произведенного нац дохода. Это можно сделать с помощью агрегированной производственной функции, которая отражает зависимость между затратами труда в условиях полной занятости и уровнем национального дохода Y=Y(L). Равновесие на рынке труда определяет равновесные уровни реальной ЗП, занятости и объема выпуска. При равновесной реальной ЗП предложение труда соответствует спросу на труд. При затратах труда создается национальный доход. Этот уровень выпуска соответствует уровню дохода при полной занятости.   8.Классическая модель в целом. Роль государства в классической модели. Рынок труда: DL = DL( W/P) — спрос на труд; SL = SL ( W/P) — предложение труда; SL( W/P) = DL( W/P) — равновесие спроса и предложения труда; Y = Y (L) — производственная функция. Рынок товаров: S = S(i) — предложение сбережений; I = I (i)— спрос на инвестиции; S = I— равновесие инвестиций и сбережений. Денежный рынок: Ms = М0 — предложение денег; Md = k РY — спрос на деньги; Мs = Md — равновесие спроса на деньги и предложе­ния денег. Равновесие на рынке товаров определяет уровни сбережений, инвести­ций, ставки процента независимо от уровня занятости и дохода, складывающихся на рынке труда. Равновесные уровни заня­тости, дохода, реальной зарплаты определяются функциями спроса на труд и предложения труда, условием равновесия рын­ка труда, а также производственной функцией, т.е. исключительно условиями рынка труда, вне зависимости от функционирования других рынков. Рынок денег опре­деляет средний уровень цен независимо от других макроэконо­мических параметров. Классики считали, что действия гос-ва могут заблакировать действие рыночного механизма, а также вмешательство излишним. Поэтому отвели гос-ву функции охраны и поддержания денежного обращения и покупательной способности денег. Гос-е вмешательство допускалось лишь в ЧС с целью восстановления конкурентных отношений.   12.Инвестиции: типы, функции и факторы, определяющие объем инвестиций. Мультипликатор и акселератор инвестиций. Инвестиции — вложения государственного или частного капитала в различные отрасли экономики с целью извлечения прибыли. Типы: - производственные инвестиции (в здания, соору­жения, оборудование); - инвестиции в товарно-материальные запасы (сы­рье, материалы, незавершенное производство, готовые изделия); - инвестиции в жилищное строительство (приобре­тение домов для проживания или сдачи в аренду). Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции вкладывают с целью замеще­ния старого оборудования (амортизация), а также рас­ширения производства. Чистые инвестиции — это валовые инвестиции за вычетом суммы амортизации основного капитала. Инвестиционный спрос состоит из двух частей: а) спрос на восстановление изношенного капитала; б) спрос на увеличение чистого реального капитала. Планируемые инвестиции представляют собой пла­ны фирм по увеличению своего физического капитала и товарных запасов. Фактические инвестиции — это сумма запланиро­ванных и незапланированных инвестиций. Последние возникают по причине непредусмотренных изменений в товарных запасах. В зависимости от факторов, определяющих объем спроса на инвестиции, различают автономные (не зави­сящие от совокупного дохода) и индуцированные (выз­ванные изменением совокупного дохода) инвестиции. Простейшая функция автономных инвестиций име­ет следующий вид: Ia=I0-dr где Iа — автономные инвестиционные расходы; I0 — авто­номные инвестиции, определяемые внешними экономичес­кими факторами (запасы полезных ископаемых); d — эмпирический коэффициент чувствительности инвести­ций к динамике ставки процента; r — реальная ставка про­цента. Влияние инвестиций на национальный доход ана­лизируется в теории мультипликатора. Мультиплика­тор инвестиций характеризует их роль в приросте объе­ма национального дохода и занятости. Мультипликатор инвестиций — это числовой коэф­фициент, показывающий, во сколько раз прирост дохо­да больше, чем вызвавший его прирост инвестиций: ∆ Y=mI*∆ I или mI=∆ Y/∆ I Где ∆ I - прирост инвестиций; mI — мультипликатор. Величина мульти­пликатора инвестиций находится в прямой зависимо­сти от предельной склонности к потреблению и в обрат­ной — от предельной склонности к сбережению => mI = 1 / (1 - MPC) = 1 / MPS. Акселератор (ускоритель) — это коэффициент, рассчитывае­мый как отношение прироста инвестиций к вызвавшему его прирос­ту дохода: À = ∆ I/ ∆ Y. Мультипликатор и акселератор связаны между собой: рост инве­стиций увеличивает доход, рост дохода стимулирует развитие про­изводства и потребления, это подталкивает рост инвестиций в про­изводство (акселератор), в результате повышается доход. 26.Понятие и цели денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика — это совокупность экономических мер по регулированию кредитно-де­нежного обращения, направленных на обеспечение ус­тойчивого безинфляционного экономического роста. Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке, а субъекта­ми выступают прежде всего центральный и коммерчес­кие банки с присущими им функциями. Конечные цели: обеспечение устойчивого экономического роста, пол­ной занятости, стабильного уровня цен, внешнеэконо­мической сбалансированности. Промежу­точные цели — объем денежной массы, уровень про­центной ставки, обменный курс национальной валюты. 24.Государственный долг и регулирование государственного долга. Государственный долг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юри­дическим и физическим лицам. Внутренний долг — это долг государства населе­нию, предприятиям, организациям своей страны, име­ющий форму кредитов, государственных займов, дру­гих долговых обязательств, гарантируемых правитель­ством. Внешний долг — это задолженность государства иностранным государствам, организациям и отдель­ным лицам других стран. Чтобы оплатить проценты по внешнему долгу и погасить долг, нация вынуждена от­давать кредиторам ценные товары и услуги, что нега­тивно сказывается на развитии экономики. Пути погашения внешнего долга: • выплата за счет золотовалютных резервов; • консолидациявнешнего долга — изменение усло­вий заимствования, связанное с изменением сроков по­гашения, когда краткосрочные обязательства (облига­ции) превращаются в долго- и среднесрочные; • конверсия внешнего долга — сокращение общей величины внешней задолженности государства посред­ством изменения условий предоставления кредита, форм и сроков его возвращения, процентных ставок. Бюджетно-налоговая экспансия (рост государствен­ных расходов и снижение налогов) приводит к эффек­ту вытеснения, который выражается в сокращении уровня реальных частных плановых инвестиций вслед­ствие увеличения государственных расходов. Он значи­тельно снижает результативность стимулирующей фис­кальной политики. Если госрасходы увеличиваются, то возрастают совокупные расходы, доход и как след­ствие — потребительские расходы. Это в свою очередь стимулирует совокупные расходы и повышает доход, причем с эффектом мультипликатора. В случае монетизации дефицита нередко возникает сенъораж — доход государства от печатания денег. Если темп роста денежной массы опережает темп роста реального ВВП, средний уровень цен повышается, в ре­зультате все экономические агенты выплачивают свое­образный инфляционный налог и часть их доходов пе­рераспределяется в пользу государства через возрос­шие цены. В условиях повышения уровня инфляции проявля­ется эффект Оливера—Танзи — сознательное затяги­вание налогоплательщиками сроков налоговых отчис­лений в государственный бюджет.   32. Взаимосвязь безработицы и инфляции в краткосрочном периоде. Кривая Филлипса. Шоки совокупного предложения. Стагфляция. Филлипс, проанализировал зависимость между уровнем безработи­цы и увеличением номинальной заработной платы (ин­фляцией зарплаты). Графическую интерпретацию обратной зависимости между инфляцией и безработи­цей назвали кривой Филлипса. Кривая сово­купного предложения отражает взаимосвязь уровня цен и объеманационального выпуска, а закон Оуке­на — зависимость между уровнем безработицы и вели­чиной отставания фактического валового внутреннего продукта от потенциально возможного=> взаимозависимость уровня цен (инфляции) и уровня безработицы P=Pe+1/α (Y-Y').Вычтем уровень цен в предыдущем периоде P-Pt-1=Pe-Pt-1+1/α (Y-Y'). Разница между фактическим уровнем цен в данном и прошлом периодах называется темпом инфляции, между ожидаемым уровнем цен в данном году и уровнем цен в прошлом году — инфляционны­ми ожиданиями. Можно вывести уравне­ние кривой Филлипса:  = e-β (u-u'). Оно не учитывает, что на инфляцию оказывают воз­действие так называемые «шоки предложения»— резкие изменения уровня цен на определенные группы товаров, приводящие к сдвигу кривой совокупного предложения. Негативные шоки способствуют одно­временному росту безработицы и инфляции, а позитив­ные — оказывают противоположное действие. Учет шоков предложения видоизменяет уравнение кривой Филлипса:  =  е- β (и - u') + ε. Четкая обрат­ная связь между инфляцией и безработицей существу­ет только в краткосрочном периоде.   33. Монетаризм. Основное уравнение монетаризма. Денежное правило. Монетаризм признает денежную массу в качестве основного фактора, определяющего экономическую конъюнктуру, в частности уровни экономической ак­тивности и цен. Кейнсианское тождество У = С + I + G+ Хп основное внимание уделяет анализу равенства совокупных доходов и пла­нируемых совокупных расходов, которые определяют макроэкономическое равновесие. В монетаризме важ­нейшим является уравнение денежного обмена МV = РY. Его левая часть представляет собой величину со­вокупных расходов, правая — общую выручку продав­цов от реализации товаров (совокупные доходы). Монетарное правило: ежегодный темп прироста денежного предложения должен соответствовать среднегодовому темпу прироста реаль­ного объема национального выпуска. Если в среднем за год прирост валового национального продукта в реальном выражении составит 3—5 %, то и денежная масса в экономике (предложение денег) долж­на увеличиться в указанных пределах. Меньший ее при­рост приведет к нехватке денег, а возможно, к дефляции и возникновению безработицы; больший — вызовет инфляцию. Концепции адаптивных ожида­ний: люди в своих ожиданиях относитель­но предстоящих тенденций в экономическом развитии руководствуются прошлым опытом и изменяют свои ожидания лишь по мере того, как тенденции настояще­го периода набирают полную силу. По горизонтальной оси отложен уровень безработи­цы, по вертикальной — уровень инфляции; кривые SF1, SF2, SFз — краткосрочные кривые Филлипса, долгосрочная кривая LF. 35.Экономическая политика стимулирования совокупного предложения и кривая Лаффера. Экономическая теория предложения (экономика предложения) — теория, согласно которой экономиче­ская политика, направленная на стимулирование сово­купного предложения, обеспечивает увеличение заня­тости и объема выпуска при одновременном снижении уровня инфляции. Причины депрессии эк-ки: отсутствие стимулов к труду, инвестициям, сбережениям => осн. внимание в теории предложения – совершенств-ие налог. ставок и отрицание сдержив. кейнс-ой п-ки. По их мнению высокие налог. ставки вызывают рост издержек произ-ва, сокр. предлож. рес-ов, реал. V нац произ-ва и увел. безраб-цы. Под влиянием выс. налогов, уменьш. привлек-ть инвестиций, а большие налоги на доходы способств. увелич. текуего потребл. В рез-те сниж-ся предлож. ссудного капитала, растёт %-ая ставка => замедление инвестиций, темпов эк. роста. А. Лаффер — наиболее из­вестный из сторонников теории экономики предложе­ния. Он выдвинул идею о том, что повышение ставок налогов ради увеличения доходов государственного бюджета может иметь противоположный результат. Кривая Лаффера показывает связь между предель­ной налоговой ставкой и объемом налоговых поступле­ний в государственный бюджет, она позволяет выявить ставку налога, при которой налоговые поступления достигают максимума. Теория экономики предложения утверждает, что снижение ставки налогов может обес­печить увеличение объема выпуска и рост дохода в эко­номике.     48. Неоклассические теории экономического роста. Производственная функция Кобба-Дугласа. Первые неоклассические модели экономического роста появились на рубеже 1950—1960-х гг. Методологической основой моделей послужили клас­сическая теория факторов производства (в создании об­щественного продукта участвуют труд, земля и капи­тал), а также теория предельной производительности (доходы, получаемые владельцами факторов произ­водства, определяются предельными продуктами этих факторов). Производственная функция Кобба—Дугласа по­лучена в результате математического преобразования простейшей производственной функции Y = F(L, K) в модель, которая показывает, какой долей совокупного продукта вознаграждается участвующий в его созда­нии фактор производства. Она имеет следующий вид: Y = AKα Lβ , где а изменяется в пределах от0до1, аβ =1—α. Функция Кобба—Дугласа содержит два перемен­ных фактора производства — труд L и капитал К. Па­раметр А — коэффициент, отражающий уровень техно­логической производительности; в краткосрочном пе­риоде он не изменяется. Показатели α и β — коэффици­енты эластичности объема выпуска Y по фактору про­изводства: α — по капиталу, β — по труду. α и β показы­вают доли капитала и труда в совокупном доходе. Доля капитала в доходе составит величину α Y, а доля труда в доходе — величину β Y. Так как β = 1 - α, то α + β = 1, из чего следует, что мы имеем дело с постоянной отда­чей от масштаба. Свойства функции Кобба-Дугласа: ♦ Постоянная отдача от масштаба, описывае­мая формулойF(пК, пL) = пАКα Ьβ , означает, что при увеличении труда и капитала в n раз объем совокупно­го выпуска или объем дохода возрастет в такое же ко­личество раз. ♦ Изменение предельной производительности фак­торов - нарушение пропорции между трудом и капиталом при заданной технологии приво­дит к отклонению от оптимального объема совокупного выпуска, т.е. к неэффективности производства. ♦ Постоянство отношения дохода от труда к доходу от капитала (β / α) означает постоянство соотношения долей капитала и труда в национальном продукте, хотя в абсолютном выражении затраты тру­да и капитала могут изменяться. 53. Доходы населения. Номинальные и реальные доходы и факторы, определяющие их. Доходы людей, не владеющих ни одним из факто­ров производства (престарелых, инвалидов), являются результатом перераспределения, или вторичного (пер­сонального) распределения функциональных доходов. Их размеры существенным образом зависят от прово­димой государством социальной политики. Доходы населения — это все средства в натураль­ной и денежной форме, получаемые домохозяйствами. Натуральные доходы — это все поступления.про­дуктов земледелия, скотоводства, услуг и другой про­дукции в натуральной форме. Денежные доходы населения —это сумма денежных средств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени, предназначенная для приобрете­ния благ и услуг в целях личного потребления. Номинальный доход — это вся сумма денежного до­хода, не зависящая от налогообложения и уровня цен. Располагаемый доход — это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей. Реальный доход — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на располагаемый доход. Размер реального дохода зависит от его номинального уровня, налогов на доходы и цен на потребительские товары. Факторы: природная одаренность, физическая и интеллектуальная способность, первоначальная наделенность собственностью; капитал, зави­сящий от образования, трудолюбия и приобретенного опыта; род и вид деятельности, отра­слевая принадлежность предприятия, форма собственности на средства производства, условия тру­да; тип экономической системы и уровень ее развития; ве­зение, удача.   58. Основные направления рыночных преобразований. Либерализация экономики — отказ от государст­венного установления цен, переход к свободному цено­образованию и прекращение контроля со стороны госу­дарства над торговлей. Практически во всех странах с трансформирующей­ся экономикой после освобождения цен наблюдались значительная инфляция, спад производства, взаимные неплатежи, усиливалось социальное расслоение насе­ления и снижался его жизненный уровень. Макроэкономическая стабилизация народного хо­зяйства — политика, направленная на устранение рез­ких колебаний освобожденных цен и формирование ус­тойчивых финансовых отношений. Ортодоксальный подход представляет собой сово­купность мероприятий, максимально включающих при­менение рыночных регуляторов, в том числе жесткую бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику. Упор делается на свободные цены при огра­ничении роста зарплаты, а также на либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках. Гетеродоксалъный подход делает упор на политику стабилизации цен и доходов, хотя может также вклю­чать монетарную политику и стабилизацию обменного курса.^В этом случае временно замораживаются цены и доходы — еще один «якорь» финансовой стабилиза­ции. Ключевой момент переходного периода — реформи­рование отношений собственности. Поскольку соб­ственность выступает основой не только экономических, но и всех общественных отношений, то от хода реформы собственности, ее темпов и масштабов зависит ход всей рыночной трансформации народного хозяйства. Реструктуризация (структурная перестройка) народного хозяйства означает переоснащение отрас­лей и производств новой современной техникой, лик­видацию устаревших производств и их переориентиро­вание на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом как на внутреннем, так и на внешних рынках. Интеграция национальной экономики в миро­вое хозяйство. Условиями интеграции являются: структурная перестройка народного хозяйства для развития экспортообразующих отраслей; более эффективное участие страны в различных международных экономических организациях. Формирование рыночной экономики требует и ре­шения ряда других задач, в частности: - ограничения прямого вмешательства государст­ва в экономику, при том что его обязанностью остается защита формирующейся рыночной экономики, сохра­нение стабильности в работе народного хозяйства; - демонополизации экономики; - введения института частной собственности; - развития предпринимательств; - развития рынка товаров и услуг, финансового рынка, регулируемого рынка труда; - формирования рыночной инфраструктуры.   40. Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия. Внутреннее равновесие характеризуется ситуацией, при ко­торой уровень производства внутри страны обеспечивает пол­ную занятость и устойчиво низкий уровень инфляции. Внешнее равновесие предполагает равновесие платежного баланса, или чистый приток капитала, обеспечивающий баланс национальных сбережений и инвестиций в среднесрочной пер­спективе. Экономические шоки выводят экономику из состояния рав­новесия, и возникает необходимость в макроэкономической кор­ректировке — приведении экономики в равновесное состояние, или состояние стабильности, когда имеющиеся дисбалансы покрываются гарантированными источниками финансирова­ния. Макроэкономическая корректировка может осуществлять­ся в любой экономике и происходить автоматически, т.е. незави­симо от действий, предпринимаемых или не предпринимаемых правительством, как следствие самонастройки рыночной эконо­мики в результате взаимодействия сил спроса и предложения. Поддержание внутреннего и внешнего равновесия касается функционирования 3 рынков: товарного, денежного, валютного.     42. Модель Манделла-Флеминга (модель IS-LM-BP). МодельIS-LM-BP представляет собой распрос­транение традиционной кейнсианской модели IS-LM на открытую экономику. Если модель IS-LM показывает соотно­шение уровня дохода и ставки процента, при котором устанавливается одновременное равновесие в реальном и денежном секторах экономики при неизменном уров­не цен, то модель — IS-LM-BP включает равновесие внешнего сектора и состоит из трех кривых. Она показывает сочетание ставки процента и дохода, обеспечивающее равновесие рынков товаров, капитала и денег, а также платежного баланса. Модель состоит из трех ранее выведенных уравне­ний (для рынка товаров, рынка денег и платежного ба­ланса), на основе которых можно найти три эндоген­ные переменные. При этом доход и ставка процента рассматриваются как эндогенные переменные. Обменный курс, сальдо официального резервного счета и количество денег в зависимости от системы обменного курса могут быть эндогенными или экзогенными переменными. Од­новременное внутреннее и внешнее равновесие реали­зуется только в точке пересечения трех кривых.   Выводы из модели Манделла-Флеминга: - эффективность и результативность той или иной политики (ДКП или НБП) зависят от режима валютного курса. - в случае плавающего вал. курса стимулирующая ДКП приводит к росту дохода и снижению обменного курса, а стимулирующая НБП ведет к росту и дохода и обменного курса. - при фиксированном вал. курсе осуществление макроэк-ого регулирования возможно только средствами НБП.               5.Товарный рынок в классической модели. Закон Сэя основан на том, что на рынке одни товары обмениваются на другие, а день­ги являются лишь средством осуществления обмена. Итак, если доход домашних хозяйств полностью расходует­ся на потребление, то вся произведенная продукция будет реа­лизована. Из этого делается вывод, что уровень производства ограничен только производственными возможностями обще­ства. Однако домашние хозяйства все же, как правило, сберега­ют часть доходов. Соответственно, располагаемый доход распа­дается на две части: потребляемую и сберегаемую: Yd = C + S Сбереже­ния домашних хозяйств обязательно будут превращены част­ными фирмами в инвестиции. Люди, которые самостоятельно не приобретают инвестиционные блага на сберегаемую часть дохода, хранят ее, как правило, в банке, т.е. предлагают на рынке капитала свои сбережения. И таким образом сбережения могут попасть к тем, кто желает покупать инвестиционные бла га, предъявляет спрос на инвестиции. Совокупные расходы в закрытой экономике равны сумме расходов домашних хозяйств на потребление и расходов част­ных фирм на инвестирование: АЕ - С + /. Сопоставив уравнения и приняв во внимание тот факт, что совокупные доходы всегда равны совокупным расхо­дам (Y = АЕ), получим основное макроэкономическое тожде­ство в закрытой экономике (при отсутствии государственного сектора): S = /. Это тождество показывает, что совокупный спрос всегда ра­вен совокупному предложению, поскольку то, что сберегается одними, инвестируется другими. Потребители рассматривают ставку процента как плату за отложенное потребление, а производители — как цену за пред­оставленные им средства для инвестиций. Поэтому при повы­шении процентной ставки потребители будут больше сберегать, а производители — меньше инвестировать. Наоборот, при ее снижении потребители будут меньше сберегать, а производите­ли — больше инвестировать. Если ставка процента по какой-то причине уста­навливается выше равновесной, величина сбережений превысит величину инвестиций. В этом случае те, кто хотел бы сберегать, не найдут желающих инвестировать при такой ставке процента. Очевидно, конкуренция среди предлагающих свои сбережения приведет к снижению ставки процента до равновесного уровня. Обратное будет наблюдаться при ставке, меньшей равновесной. Т.о. рыночный механизм конкурентной экономики автоматически обеспечивает равенство инвестиций и сбережений за счет гибкости процентной ставки.       14.Равновесие ВВП в условиях полной занятости. Рецессионный (дефляционный) и инфляционный разрывы. С точки зрения кейнсианской концепции, макроэкономическое равновесиевозможно только при достижении полной занятости. Полная занятость: 1) уровень безработицы 5-6%; 2) степень загрузки производственных мощностей 80%. Однако, достижение уровня совок спроса, соответствующего полной занятости, не гарантировано. 1) поскольку цены и уровент номинальной ЗП не явояется достаточно гибким, а сумма намеченных инвестиций не обязательно равна сбережениям, экономика может оказаться в таком состоянии равновесия, которое ниже уровня полной занятости. 2) Другая возможная причина отклонения макроэкономического равновесия от уровня потенциального выпуска может быть связана с черезмерно высокой процентной ставкой. Тогда сократятся инвестиции, а следовательно, и объем пр-ва. Инфляционный разрыв — это величина, на кото­рую должен сократиться совокупный спрос (совокуп­ные расходы), чтобы снизить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости. Недостаточность совокупного спроса депрессивно воздействует на экономику, вызывая безработицу. Рецессионный разрыв — величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокуп­ные расходы), чтобы равновесный ВВП повысился до неинфляционного уровня полной занятости. По мнению Кейнса, меры, предлагаемые класси­ческой школой, не могут оказать положительного воз­действия на экономику, поскольку снижение заработ­ной платы вызывает сокращение доходов групп насе­ления, чья склонность к потреблению сильнее, в поль­зу тех, у кого она слабее, что уменьшает совокупный спрос, а повышение процентной ставки ограничивает инвестиции.   15. Взаимосвязь модели AD-AS и кейнсианской модели совокупных доходов и совокупных расходов. Между уровнем цен в экономике и уровнем потребления существует обратная зависимость. Здесь находит свое выражение эффект реальных кассо­вых остатков: повышение уровня цен снижает покупа­тельную способность населения, сокращает потребле­ние домашних хозяйств, вынуждая их больше сбере­гать. И наоборот, снижение уровня цен вызывает рост стоимости реальных кассовых остатков населения, а значит, и рост потребления домашних хозяйств. Существование данной зависимости позволяет гра­фически проиллюстрировать связь между кейнсианской и классической моделями макроэкономического равновесия. а) модель «доходы-расходы» б) модель совокупного спроса Таким образом, снижение уровня цен является при­чиной роста реального выпуска в экономике, что ил­люстрируется смещением графика совокупных расхо­дов вверх. И наоборот, увеличение уровня цен служит причиной снижения реального выпуска в экономике, что отражается на графике смещением совокупных расходов вниз. На пересечении значений уровня цен и национального выпуска образуются точки 1, 2, 3, кото­рые лежат на кривой совокупного спроса, имеющей от­рицательный наклон. Аналогичным образом, используя эффект процент­ной ставки, можно проиллюстрировать влияние уров­ня цен на величину инвестиционных расходов, а затем и на уровень национального выпуска. Взаимодействие между кейнсианской моделью мак­роэкономического равновесия и моделью АО—Ав воз­можно только при условии неизменного уровня цен. В противном случае между моделями возникает несо­ответствие. 25. Использование модели IS–LM для анализа фискальной политики. Эффективность фискальной политики и бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь. Эфф-ной считается та фискальная политика, кот. обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет, при наименьших затратах по их сбору. Для определения эфф-сти используют различные показатели: - ур-нь или норма налогообложения. Надо всегда сравнивать с темпом роста ВВП. Нал нагрузка = ∑ нал поступл/ВВП. - предельная нал ставка = ∆ доходы/∆ ВВП - налоговый мультипликатор, т.е. разделение между MPC и MPS (MPC/MPS), (для РБ – 3, 8) - уровень нал нагрузки по отраслям предприятий. Современная бюджетно-налоговая система переживает период становления. Правовую основу ее функционирования формируют следующие нормативные акты: • Налоговый кодекс Республики Беларусь; • О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах; • О бюджетной классификации Республики Беларусь; • Бюджет Республики Беларусь на текущий год, утверждаемый в качестве закона. Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита на достаточно низком уровне - в пределах 2% ВВП. Внутренний и внешний долг в стране находится на относительно постоянном уровне и не обременителен для государства. Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2011 годы направлениями бюджетно-налоговой политики являются создание макроэкономического условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышения жизненного уровня населения. В программе фискальной политики предусмотрена реализация следующих мероприятий: • улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов; • снижение нагрузки на фонд заработной платы; • оптимизация ставок и совершенствование механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты Республики Беларусь и отчислений в государственный фонд содействия занятости. На современном этапе социально-экономического развития бюджетная политика направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. При этом создание эффективной системы управления государственными финансами предусматривает следующие меры: • совершенствование межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса на основе разработки и принятия Бюджетного кодекса Республики Беларусь; • расширение охвата системой государственного казначейства финансовых операций государственного сектора; • оптимизацию состава распорядителей бюджетных средств исходя из выполнения ими государственных функций; исключение дублирования этих функций и обеспечение эффективного использования бюджетных средств. Важным элементом совершенствования бюджетной политики является повышение эффективности использования бюджетных средств посредством постепенного перехода к программно-целевым методам бюджетного планирования. Они позволяют установить прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов государственными органами и бюджетными организациями, а так же перейти к среднесрочному бюджетному планированию. 36. Стабилизационная политика: понятие, цели и инструменты. Ситуация одновременного сосуществования доста­точно высоких темпов инфляции и безработицы назы­вается стабилизацией. Шоки совокупного предложения вызываются рез­кими изменениями производственных издержек вслед­ствие, например, изменения цен на ресурсы либо изме­нения технологий производства, а также в результате стихийных бедствий. Изучены негативные шоки предложения, связанные с ростом цен и издержек. Реальный объем выпуска снижается, уровень цен растет и одновременно на­блюдается рост безработицы и уровня цен. Шоки предложения могут быть и позитивными, ес­ли они связаны с улучшением технологий производст­ва, снижением цен на ресурсы и издержек. Графически это передается сдвигом кривой совокупного предложе­ния вправо—вниз, а на практике вызывает рост объема национального выпуска и снижение уровня цен. Признав наличие проблемы негативных шоков пред­ложения, правительство должно сделать следующий шаг — приступить к стабилизационной политике, целью которой является смягчение циклических коле­баний в экономике и стимулирование возврата к потен­циальному объему выпуска, обеспечиваемому при уров­не полной занятости. Основными направлениями макроэкономической стабилизационной политики являются борьба с безра­ботицей и антиинфляционная политика. Стабилизационная политика государства проводит­ся либо стремительно и жестко («шоковая терапия»), либо постепенно и мягко (градуализм). В первом слу­чае при высокой инфляции правительство может суще­ственно снизить государственные расходы, а централь­ный банк — темпы роста денежной массы. Данные ме­ры в короткие сроки погасят инфляцию, но приведут к значительному росту уровня безработицы в стране, спаду объема выпуска. При использовании второго ва­рианта правительство снижает государственные расхо­ды постепенно и дозировано, а центральный банк про­водит более мягкую монетарную политику. Уровень инфляции снижается, но не так быстро, как хотелось бы, однако в стране не будет и резкого увеличения без­работицы, банкротств предприятий, сокращения вы­пуска.   16. Равновесие на рынке товаров и услуг. Кривая «инвестиции–сбережения» (IS). Интерпретация наклона и сдвигов кривой IS. Модель IS-LM, разработанная английским эконо­мистом Дж. Хиксом, определяет условия, при которых наступает одновременное равновесие на товарном и де­нежном рынках, и показывает, как государство с помо­щью инструментов макроэкономического регулирова­ния может способствовать его достижению. Кривая сово­купных расходов в месте пересечения с биссектрисой определит точку равновесия (именно здесь реальные совокупные расходы общества равны совокупным до­ходам, т.е. выполняется условие макроэкономического равновесия. Поскольку инвестиции обладают мультипликаци­онным эффектом, то определить увеличение дохода (У2 - У1) можно, умножив прирост инвестиций на муль­типликатор инвестиций. Кривая IS — это кривая, описывающая все комбинации процентной ставки и совокупного дохода (выпуска), соответствующие равновесному состоянию товарного рынка. Она имеет отрицательный наклон, передавая обратную зависимость между уровнем про­центной ставки и величиной совокупных доходов Все точки, лежащие вне кривой, отражают не­равновесное состояние товарного рынка. На положение кривой IS влия­ют и изменения инвестиционного спроса, государствен­ных расходов, налогов, не связанные с изменениями процентной ставки. График кривой IS не позволяет определить един­ственный равновесный уровень совокупного дохода (выпуска), так как не дано конкретное значение процент­ной ставки.     47. Неокейнсианские теории экономического роста. (Модели Е.Домара, Р.Харрода). Все неокейнсианские теории экономического роста основываются на учении Кейнса об эффектив­ном совокупном спросе. В них доказывается, что реша­ющим условием сбалансированного роста экономики является увеличение совокупного спроса, реализуемое посредством инвестиций. Модель Домара исследует двоякую роль инвести­ций — их влияние на увеличение как совокупного спроса, так и производственных мощностей (совокуп­ного предложения). Домар использовал систе­му трех уравнений — предложения, спроса и равенства предложения и спроса. ♦ Уравнение предложения показывает, какой при­рост производственных мощностей (производства) со­здают инвестиции. Эта зависимость выражается фор­мулой ∆ Y = I • MRPk, где ∆ Y — прирост объема выпуска; I — общие капиталовло­жения; MRPk — предельная производительность капитала. ♦ Увеличение совокупного спроса есть результат прироста инвестиций. Уравнение спроса показывает, на какую величину должен возрасти спрос, чтобы соот­ветствовать возросшему производству (совокупному предложению): ∆ Y = ∆ I * m1 = ∆ I(1/MPS), где ∆ Y — прирост национального дохода; ∆ I — прирост инве­стиций; m1— мультипликатор инвестиций. § Уравнение равенства темпов прироста дохода и производственных мощностей показывает, что такое равенство достигается, когда I/MRPk = ∆ I/(1 / MPS). Преобразовав данное уравнение, получим: ∆ I / I = MRPk *MPS. Если модель Домара, основанная на теории муль­типликатора, определяет норму роста инвестиций, обе­спечивающую необходимый рост национального дохо­да, то основу модели Харрода составляет теория аксе­лератора, определяющая отношение прироста инвести­ций к вызвавшему его приросту дохода, т.е. α = ∆ I / ∆ Y. Создавая модель экономического роста, Р. Харрод исходил из взаимосвязи трех понятий (уравнений): фактического темпа роста; гарантированного (прогно­зируемого) темпа роста; естественного темпа роста. ♦ Уравнение фактического темпа роста показыва­ет, какой должна быть доля сбережений в националь­ном доходе, чтобы обеспечить экономический рост при изменяющихся темпах технического прогресса (изме­няющемся количестве применяемого капитала): G *с = s, где G — фактический прирост выпуска продукции за опреде­ленный период; с — коэффициент капиталоемкости продук­ции, показывающий, во что обходится единица прироста до­хода или продукции (т.е. величина, обратно пропорциональ­ная производительности капитала); s — предполагаемая нор­ма сбережения, т.е. сберегаемая часть национального дохода. => G (1 / MRPk) = s, или G = MRPk * s. ♦ Уравнение гарантированного (прогнозируемого) темпа роста предполагает, что предприниматели стро­ят свои планы на будущее исходя из предшествующего опыта. Если они удовлетворены результатами ранее принятых решений, т.е. их прогнозы оправдались, это означает, что спрос полностью уравновешен предложе­нием и темпы роста объема выпуска останутся неиз­менными. Если же спрос выше предложения, они ста­нут расширять производство, ниже — сворачивать. Это можно выразить формулой Gw*cr=s, где Gw — темп роста, гарантирующий полное использование возросшей массы применяемого капитала; cr — требуемый коэффициент капиталоемкости, выражающий потребность в увеличении капитала для выпуска дополнительной про­дукции. § Уравнение естественного темпа роста Харрод ввел, осознав неизбежность несовпадения фактическо­го и гарантированного темпов роста: Gn=(или не равно)s, где Gn — максимально возможный темп развития экономики при полном использовании ресурсов. => модель Харро­да—Домара: при данных про­изводственных условиях темп экономического роста определяется величиной предельной склонности к сбережению, а динамическое равновесие в рыночной системе по своей природе неустойчиво, поэтому возни­кает необходимость государственного регулирования экономики.   59. Роль и функции государства в трансформационной экономике. В переходной экономике государство наряду с об­щими («традиционными») выполняет особые функции: реализация целостной концепции реформ, в том числе и поддержка институ­циональных преобразований, создание правовой базы функционирования рыноч­ной экономики, а также обеспечение справедливых и равных условий хозяйствования для всех экономиче­ских субъектов. Растет роль государства как арбитра, устанавлива­ющего и контролирующего выполнение «правил ры­ночной игры», и одновременно снижается его значение как активного участника экономических процессов. Важной задачей органов государственного управле­ния в переходный период является определение страте­гических целей социально-экономического развития страны с учетом накопленного ею потенциала, геополи­тического положения, тенденций изменений в миро­вом хозяйстве. Гос-во выполняет также задачи, характерные для лю­бой экономической системы: создание общественных благ (оборона, охрана правопорядка и т.д.); формирова­ние условий для выполнения социальных обязательств; обеспечение предпосылок устойчивого экономического роста. Со­вокупность государственных методов можно классифи­цировать на три вида: а) правовые, предусматривающие создание законо­дательной базы, которая обеспечивала бы эффективное функционирование предприятий всех форм собствен­ности, антимонопольное регулирование, формирова­ние правовых основ системы налогообложения; б) административные, включающие разрешитель­ные, запретительные и принудительные меры госу­дарственного воздействия, направленные на отдель­ные виды хозяйственной деятельности или отдельные группы субъектов экономики (в частности, они ис­пользуются в области социальной политики и нацио­нальной безопасности); в) экономические, использующие инструменты бюд­жетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой поли­тики. К ним можно отнести и методы прямого регули­рования (квотирование, лицензирование, систему госу­дарственных заказов, субсидий и дотаций).     39. Открытая экономика и её основные взаимосвязи. Рассмотрим инструменты: - счет национального дохода, в который записываются все расходы, обусловленные выпуском продукции и созданием дохода страны; - счет платежного баланса, который помогает отслеживать как изменения задолженности страны иностранцам, так и доходы ее отраслей, конкурирующих в области экспор­та и импорта. Центральным объектом макроэкономичес­кого анализа является ВНП. ВНП— это сумма внутренних и зарубежных рас­ходов на товары и услуги, произведенных с участием национальных факторов производства. Основное тождество национальных счетов: Y=C+I+EX-IM, где EX – экспорт, IM-импорт. Разность между экспортом и импортом товаров и ус­луг известна как баланс текущих операций: XN=EX-IN.=> баланс текущих операций страны равняется вели­чине, на которую изменяются ее чистые активы за ру­бежом (или баланс движения капитала). Отсюда выте­кает взаимосвязь счета текущих операций и счета дви­жения капитала. Если приток капитала обозначить КIМ, а отток — КЕХ, то разность между ними покажет баланс движения капитала КN: KIM-KEX=KN. Если платежный баланс находится в равновесии, то EX-IM+KIM-KEX=0 или XN=-KN.=> Y-(C+ I +G)=XN. Сумма С + I + С называется внутренней абсорбцией и обозначается символом А. Сальдо баланса текущих операций можно описать как разность между доходом и абсорбцией: ХN = Y-А. Государственные сбережения (Sg) представляют со­бой разницу между доходом государства и его расхода­ми Sg=T-G.   38.Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в РБ. Антиинфляционная политика означает комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Косвенные методы: регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком; регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком; обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг. Прямые методы: прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы; государственное регулирование цен; государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы; государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса. Особенности в РБ: - На начальном этапе развития рыночной экономики происходит вынужденное наращивание эмиссии денег. - Обвальное падение курса белорусского рубля. - Высокая степень бюджетизации экономики. - Рост внешнего долга. - Наличие импортируемой инфляции, которая имеет следующие причины: рост цен на импортируемые товары и снижение валютного курса национальной денежной единицы. - Долларизация экономики. С 1992 г. экономика республики характеризовалась высокими темпами инфляции). С 1993 года в экономической жизни Беларуси очень резко возросли значение и роль иностранной валюты и иностранных кредитов. Особенностью 1995 года явилась валютная стабилизация, позволившая приостановить процесс активной долларизации экономики Беларуси. Эти успехи были достигнуты путем резкого уменьшения темпов роста кредитной эмиссии в 1995 году. В тоже время наблюдался почти 30-кратный рост чистых иностранных активов Нацбанка, вызванный, преимущественно, покупкой инвалюты с целью недопущения ревальвации обменного курса белорусского рубля и поддержки экспорта страны. Инфляция (рост цен) постепенно стала главной мишенью. В 1996г. гиперинфляция была приостановлена. Государство в течение 1996г. увеличивало размеры денежной массы. В 1999г. произошел сильный рост инфляции: потребительские цены увеличились в 3, 5 раза, этому способствовали в основном негативные внешние факторы: - неблагоприятные условия для развития сельского хозяйства; - последствия кризиса в РФ; - отсутствие внешних источников кредитования при наличии дефицита торгового баланса. В последние годы объем рублевой эмиссии, как правило, превышал все смелые ожидания. Основная причина – это крайне неудовлетворительное финансовое состояние большинства белорусских предприятий и страх исполнительной власти перед массовой безработицей и элементарной нехваткой продуктов питания. Поэтому чтобы остановить рост цен и дальнейшее возрастание инфляции необходимо: 1. Восстановить доверие к национальной валюте, как в нутрии страны, так и за ее пределами путем неограниченной, а затем полной конвертации. 2. Стабилизировать белорусский рубль посредством: - полной и быстрой либерализации цен на все факторы производства товаров и услуг; - снятия административных ценовых ограничений на товарных рынках, рынках труда и капитала на основе антимонопольной государственной политики и конкуренции, а также либерализации внешнего рынка; - проведения жесткого контроля за процессом эмиссии со стороны Национального банка, что возможно только при его независимой политике, как этого требует закон.                     7.Денежный рынок. Количественная теория денег и общий уровень цен. В классической модели предполагается относительная неза­висимость денежного рынка от рынков товаров и ресурсов - классической ди­хотомии (представления о национальной экономике как о двух обособленных друг от друга секторах (реальном и денеж­ном). В реальном секторе независимо от денежного определяют­ся объем и структура выпуска, занятость, относительные цены благ; денежный сектор устанавливает только уровень цен. Классический анализ спроса на деньги и функционирова­ния денежного рынка основан на количественной теории де­нег, согласно которой общий уровень цен изменяется пропор­ционально количеству денег, находящихся в обращении. Фор­мула денежного обмена, предложенная И. Фишером: М* V = Р *Т; где М — количество денег, находящихся в обращении; V — скорость обращения денег; Р — средний уровень цен; Т — количество сделок в экономике. Предположим, что кол-во денег синоменично реальному объему пр-ва, тогда М * V = Р * У. Согласно данному уравнению, средний уровень цен изменя­ется прямо пропорционально изменению денежной массы. Чем больше денег находится в обращении, тем выше уровень цен. Выпуск дополнительных денег приведет к инфляции, но не к изменению реального объема производства. => МD = k*P*Y; где МD- спрос на деньги, k-коэф-т пропорциональности. Изобразим графически кривые функций спроса на деньги DM и предложения денег Мs. Чем больше номинальный доход потребителей, тем больше абсо­лютная величина спроса на деньги. Номинальный доход прямо взаимосвязан с уровнем цен: чем выше цены, тем больше нужно денег, чтобы купить тот же объем товара; чем выше номиналь­ные доходы, тем выше спрос на товары и цены товаров. Таким образом, спрос на деньги для сделок имеет прямую зависимость от уровня цен, кривая спроса на деньги является восходящей. Кривая предложения денег, таким образом, является совершенно неэ­ластичной (вертикальной). Взаимодействие спроса на деньги и предложения денег в классической модели определяет точку равновесия на денежном рынке. Т.о. денежный рынок относительно независим от рынка товаров и ресурсов.     13.Равновесный объем национального выпуска в кейнсианской модели. Определение равновесного объема выпуска методами сопоставления «совокупных расходов и доходов» и «инвестиций и сбережений». Парадокс бережливости. Равновесный объем национального выпуска можно определить двумя методами: методом сопоставления совокупных доходов и совокупных расходов и мето­дом сравнения инвестиций («инъекций») и сбережений («утечек»). Планируемые совокупные расходы — это количество средств, которое домашние хозяйства и фирмы гото­вы истратить на товары и услуги. Фактические совокупные расходы графически иллюстрируются биссектрисой, в каждой точке которой фактические совокупные расходы равны доходу (Y = АЕфакт) Приведенный метод определения равновесного объ­ема производства имеет название модели «совокупные доходы—совокупные расходы», или креста Кейнса—Самуэлъсона. В современной экономике сбережения осуществляют домашние хозяйства, инвестирование — бизнес. Если сбережения способствуют сокращению совокупного спроса, то инвестиции, наоборот, увеличивают его. По­этому сбережения можно назвать «утечкой» из потреб­ления, а инвестиции — «инъекциями» в развитие эко­номики. Модель «сбережения—инвестиции» можно исполь­зовать для анализа ситуаций, когда общество изменяет отношение к сбережениям. В ответ на решение домашних хозяйств больше сбе­регать объем сбережений сокращается или остается на прежнем уровне. Если прирост сбережений не сопрово­ждается приростом инвестиций, то любая попытка больше сберегать оказывается тщетной из-за значи­тельного снижения равновесного ВВП, обусловленного эффектом мультипликации. Данная ситуация получи­ла название парадокса бережливости.   20.Цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой политики. Фискальная экспансия и фискальная рестрикция. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — это совокупность мер, предпринимаемых правительствен­ными органами по изменению государственных заку­пок и налогообложения, предоставлению льгот, субси­дий и трансфертных платежей с целью регулирования деловой активности, поддержания высокого уровня за­нятости и предотвращения резких колебаний цен. Цели: обеспечение устойчивого экономического роста; достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно государственные закупки, налоги, трансферты. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Рост государственных закупок увеличивает спрос, а их сокращение ведет к его уменьшению, так как государственные закупки является частью совокупных расходов. Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает его. Стимулирующая бюджетно-налоговая полити­ка (фискальная экспансия) в краткосрочной перепек­ите имеет целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государствен­ных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) направлена на ограниче­ние циклического подъема экономики и предполагает снижение государственных расходов и увеличение на­логов. Дискреционная - политика манипулирования гос-вом определенными главными задачами (алоговыми ставками, общ работами, занятостью населения). Это – активная политика. Инструменты манипулирования: нал ставки, общ-е работы, изм-е трансфертных платежей, занятость. Применяется при: спаде и подъеме в эк-ке(при спаде нал ставки уменьшают, при подъеме возраст-т, при спаде гос-во увеличивает вклады в кризисные пр-ва…) Недискриционная – пассвная политика – политика изменений, которые вводятся в уровень налоговых расходов автоматически. Инструменты(встроенные стабилизаторы): *изм-я в налоговых поступлениях *пособия по безработице и др выплаты * субстдии фермерам. 19.Модель IS-LM и построение кривой совокупного спроса. Взаимосвязь моделей IS-LM и AD-AS. Модель IS-LM позволяет оценить влияние макро­экономической политики на совокупный спрос. Для анализа необходимо построить на ее основе кривую cовокупного спроса. Используя модель — IS-LM, построим кривую сово­купного спроса, каждая точка которой отражает взаи­мосвязь уровня цен и дохода. Допустим, что уровень цен вырос, сокра­тив реальную денежную массу. Уменьшение предложения денег ведет к повышению процентной ставки и сдвигу кривой LМг вверх в поло­жение LМ2. Равновесие на денежном рын­ке должно восстановиться при более высокой ставке процента. На товарном рынке это скажется сокраще­нием инвестиций и совокупных расходов, что обусло­вит уменьшение реального равновесного дохода. Таким образом, уровню цен будет соответство­вать новое состояние равновесия в модели IS-LM. Кривая AD имеет отрицательный наклон, так как отражает обратную зависимость между уров­нем цен и доходом (выпуском). Поскольку кривая AD выводилась на основе модели IS-LM, то ее наклон бу­дет определяться наклонами кривых и IS и LM.   27. Создание банковской системой «новых денег». Норма обязательных резервов и банковский мультипликатор. Денежная база и денежный мультипликатор. Центральный банк наделен правом эмиссии денег. По требованию центрального банка коммерческие банки сохраняют определенную часть своих депозитов в виде обязательных резервов, которые должны храниться либо как обязательные беспроцентные вклады в цен­тральном банке, либо как кассовая наличность в ком­мерческом банке. Процент, определяющий величину обязательных резервов, устанавливается центральным банком и называется резервной нормой, или нормой обя­зательного резервирования. Величина обязатель­ных резервов равна произведению объема депозитов на резервную норму. Разница между фактическими денежными сред­ствами банка и обязательными резервами составляет избыточные резервы. Именно их банк может использо­вать для выдачи ссуд. Созданные одним банком деньги превращаются в депозиты других банков, которые так­же (за исключением суммы обязательных резервов) мо­гут направляться для выдачи ссуд либо проведения других активных операций. Т.О. система коммерческих банков обладает способностью созда­вать массу денег, в несколько раз большую, чем объем их избыточных резервов. Банковский мультипликатор (mв) есть величина, обратная норме обязательных резервов, и выражает максимальное количество кредитных денег, которое может быть создано одной денежной единицей избы­точных резервов, отданной в ссуду, при данной норме обязательных резервов: mв=1/rr. Чем большую норму обязательных резервов уста­навливает центральный банк, тем меньше денежных средств могут использовать коммерческие банки для кредитных операций, а значит, уменьшается величина банковского мультипликатора и сокращается денеж­ная масса. Денежная масса в экономике (М3) (агрегат М1) фор­мируется с учетом не только роли центрального банка, но и возможного оттока части денег с депозитов банков­ской системы (D) в наличность (СU): Мs = СU + D. Обязательные резервы вместе с наличностью обра­зуют денежную базу — деньги высокой эффективно­сти (МВ), складывающиеся из наличности вне бан­ковской системы (СU), а также резервов коммерческих банков (R), хранящихся в центральном банке: МВ = СU + R. Денеж­ный мультипликатор (mm) можно представить с учетом наличности как отношение денежной массы к денеж­ной базе: Mm= = Мs/ МВ, (5.4) или Мs = тт- МВ. (5.5) Всегда тт > 1, поэтому денежную базу и называют «деньгами высокой эффективности». Центральный банк может контролировать предло­жение денег прежде всего через воздействие на денеж­ную базу. Изменение последней в свою очередь оказы­вает мультипликационный эффект на предложение денег.     37. Политика зан





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.