Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые ограничения: понятие, признаки, виды






Правовое ограничение — это правовое сдерживание противоза­конного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.

Общие признаки реализации правовых ограничений:

1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или ли­
шение определенных ценностей) для осуществления собственных
интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновре­
менно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и об­
щественных интересов в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а
значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей,
запретов, наказаний и т.п.;

3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

4) предполагают снижение негативной активности;

5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют
функцию их охраны.

Виды правовых ограничений:

— в зависимости от элемента структуры нормы права можно
выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическую
обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказа­
ние (санкция);

— в зависимости от предмета правового регулирования выделя­
ют конституционные, гражданские, экологические и подобные огра­
ничения;

— в зависимости от объема выделяют полные (ограничение дее­
способности детей) и частичные (ограничение дееспособности несо­
вершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет) ограничения;

— в зависимости от времени действия выделяют постоянные
(установленные законом избирательные ограничения) и времен­
ные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении) ограни­
чения;

— в зависимости от содержания выделяют материально-право­
вые (лишение премии) и морально-правовые (выговор) ограни-

чения.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Актуальные проблемы теории права/ Под ред. К.Б. Толкачева и А.Г. Ха-бибулина. Уфа, 1995. Лекция 14.

Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. С. 67, 269.

Белкин АА. Избирательные ограничения // Правоведение. 1992. № 1.

Братка А.Г. Запреты в советском праве. Саратов, 1979. С. 17.

Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1996. С. 40—42.

Малько А.В. Правовые ограничения: от отраслевого понимания к теоре­тическому // Правоведение. 1993. № 5.

Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информацион­ный аспект. Саратов, 1994.

Малько А.В. Правовые стимулы и ограничения: двоичность информации как метод их анализа // Общественные науки и современность. 1994. № 5.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 29.

Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997. С. 184—208.

140. Правовые стимулы: понятие, признаки, виды

Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослуш­ному поведению, создающее для удовлетворения собственных инте­ресов субъекта режим благоприятствования.

Общие признаки реализации правовых стимулов:

1) они связаны с благоприятными условиями для осуществления
собственных интересов личности, так как выражаются в обещании
либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении
меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры
наказания есть стимул);

2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо
формами проявления правовых стимулов выступают субъективные
права, законные интересы, льготы, поощрения;

3) обозначают положительную правовую мотивацию;

4) предполагают повышение позитивной активности;

5) направлены на упорядоченное изменение общественных отно­
шений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих
признаках заключается их необходимость и социальная ценность.

Виды правовых стимулов:

— в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санк­ция);


 

— в зависимости от предмета правового регулирования выделя­
ют конституционные, гражданские, экологические и другие сти­
мулы;

— в зависимости от объема выделяют основные (субъективное
право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота)
стимулы;

— в зависимости от времени действия выделяют постоянные
(право на собственность) и временные (разовая премия) стимулы;

— в зависимости от содержания выделяют материально-право­
вые (заработная плата) и морально-правовые (благодарность) сти­
мулы.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Актуальные проблемы теории права / Под ред. К.Б. Толкачева и А.Г. Ха-бибулина. Уфа, 1995. Лекция 14.

Ведяхин В.М. Правовые стимулы: понятие, виды // Правоведение. 1992.

№1.

Звечаровский И.Э. Стимулирование в праве: понятие и структурные эле­менты // Правоведение. 1993. № 5.

Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информацион­ный аспект. Саратов, 1994.

I

, Малько А.В. Правовые стимулы и ограничения: двоичность информации I как метод их анализа // Общественные науки и современность. 1994. № 5. I Матузов Н.И., Малько А.В. Правовое стимулирование в условиях пере-' хода к рыночной экономике // Государство и право. 1995: № 4.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 29.

Тихомиров Ю.А. Закон. Стимулы. Экономика. М., 1989. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997. С. 145—184.

141. Правовые поощрения: понятие и признаки

Правовые поощрения — это форма и мера юридического одобре­
ния добровольного, заслуженного поведения, в результате чего
субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные пос­
ледствия..

Признаки правовых поощрений:

1) они сопряжены с заслуженным поведением, т.е. с добросовест­
ным правомерным поступком, связанным со «сверхисполнением»
субъектом св*оих обязанностей либо с достижением им общепри­
знанного полезного результата и выступающим основанием для при­
менения поощрения;

2) добровольность, ибо в поощрительной норме содержится при­
зыв совершить желательный для общества и государства поступок,


 


но не обязательный для каждого отдельного субъекта (поощрение жестко не предписывает тот или иной вид социально ценного пове­дения, а оказывает непринужденное влияние благодаря привлека­тельности и выгодности обещанных в установленной норме послед­ствий);

3) юридическое одобрение добровольного заслуженного поведе­
ния в форме вознаграждения (для правового поощрения необходи­
мы лишь определенные формы одобрения — юридические, с соот­
ветствующими количественными и качественными характеристика­
ми— мерой, зависимыми от степени заслуг);

4) взаимовыгодность их как для субъекта, так и для общества
(поощрение сочетает различные интересы, гармонизирует их, удов­
летворяя благоприятными последствиями);

5) выступают в качестве юридического стимула, как правило,
самого действенного по сравнению с субъективными правами, реко­
мендациями, льготами и т.п.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978.

Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986. С. 289—294.

КуриловВ.И. Личность. Труд. Право. М., 1989. С. 129—154.

Малько А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996.
№3. ■. ч '

Малько А.В. Юридические поощрения как разновидность социальных санкций // Общественные науки и современность. 1998. № 4.

Петров Г.М. Поощрение в государственном управлении. Ярославль, 1993.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 30.

Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Лекция 23. С. 434-^35.

Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997. С. 178—182.

142. Заслуга как основание для правового поощрения

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение понятия «правовое поощрение» (см. ответ на во­прос 141).

Заслуга является основанием для правового поощрения и одним из главных его признаков.

Заслуга — это добросовестный, правомерный поступок, связан­ный со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей либо с


достижением им общепризнанного полезного результата и высту­пающий основанием для применения поощрения. Заслуга характеризуется следующими чертами:

1) она сопряжена с социально активным поведением, с осущест­
влением позитивных обязанностей;

2) это добросовестное отношение лица к своему долгу;

3) это правомерное поведение, не противоречащее юридическим
нормам;

4) она связана со «сверхисполнением» лицом своих обязанностей
либо с достижением им общепризнанного полезного результата
(«сверхисполнение» означает поведение, воплощающееся в общест­
венно полезном деянии, превосходящем по своим масштабам итоги
обычных действий);

5) является основанием для применения поощрительных мер
точно так же, как основанием для применения мер наказания высту­
пают правонарушения (более того, характер и степень заслуг опре­
деляют вид поощрения).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978.

Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. С. 238. Малько А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. №3.

Малько А.В. Юридические поощрения как разновидность социальных санкций // Общественные науки и современность. 1998. № 4.

Петров Г.М. Поощрение в государственном управлении. Ярославль,.1993.

' Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. ^ Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и Л.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 30.

143. Соотношение поощрений и наказаний в праве

Правовое поощрение — это форма и мера юридического одобре- пия заслуженного правомерного поведения, в результате которого ' субъект чем-то вознаграждается.

' Правовое наказание" — это форма и мера юридического осужде­ния (порицания) виновного, противоправного поведения, в резуль-' тате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

Общие признаки поощрений и наказаний:

1) они являются правовыми средствами воздействия на интересы лиц;


Ш&


 

2) для них установлены определенные процедуры применения —
формы поощрения и наказания заранее известны и закреплены в
соответствующих нормативных актах, там же определен и круг лиц,
наделенных правом применять те или иные меры поощрения и на­
казания;

3) обеспечиваются мерами государственной защиты, гарантиру­
ются законом;

4) выступают одновременно в качестве наиболее сильных обес­
печивающих факторов реализации других правовых средств (льгот,
субъективных прав, запретов, юридических обязанностей);

5) связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи
будут зависеть от того, что применяется — поощрение или нака­
зание;

6) для их наступления необходимо кроме объективной стороны
еще и определенное субъективное состояние лица, выразившееся
либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в прямо противопо­
ложной заслуге (вине) и подлежащее наказанию.

Различия между поощрением и наказанием:

1) если поощрение как заслуженная мера призвана подкрепить
положительное поведение, характеризующее позитивные цели и мо­
тивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то на­
казание — тоже своеобразная заслуженная мера, выступающая как
средство защиты общества от правонарушений;

2) если меры поощрения связаны с элементами взаимополезнос­
ти с точки зрения общества и субъекта, то меры наказания — с
элементами взаимовредности;

3) если поощрение — мера одобрения, то наказание — мера
осуждения, вызывающие соответственно у лица положительные и
отрицательные эмоции;

4) у них по-разному проявляется связь с благом, ценностями: если
при применении поощрения субъекту предоставляется определен­
ная ценность, то при наказании он лишается каких-либо ценностей;

5) если в наказании заложены силы, подтягивающие, так сказать,
поведение личности до нормы, то в поощрении — силы, поднимаю­
щие такое поведение выше нормы;

6) при соотношении поощрений и наказаний ведущую роль от­
водят поощрениям, которые, создавая больше альтернатив поведе­
ния, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Актуальные проблемы теории права / Под ред. К.Б. Толкачева и А.Г. Ха-бибулина. Уфа, 1995. Лекция 14. С. 219—221.


 


Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978.

Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986. С. 289—299.

Курс лекций по теории государства и права / Под ред. Н.Т. Разгельдеева и А.В. Малько. Саратов, 1993. Ч. 2. Лекция 17. С. 132—134.

Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информацион­ный аспект. Саратов, 1994.

Малько А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. №3.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 29.

Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997. С. 221—214.

144. Функции правовых поощрений

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение понятия «правовое поощрение» (см. ответ на во­прос 141).

Правовые поощрения выполняют следующие функции:

1) контролирующую, с помощью которой законодатель и право­
применитель корректируют ту или иную деятельность лиц (напри­
мер, путем обозначения в нормативных и правоприменительных
актах действий, в которых заинтересованы общество и государство);

2) мотивационную, с помощью которой поощрение побуждает к
«сверхисполнению» обязанностей и совершенствованию социально

; полезных творческих действий, превосходящих обычные требова­ния, развивает трудовую и общественно-политическую активность.(мотивация построена на основе привлекательных и заранее обе-'щанных благоприятных последствий);

> '■ 3) коммуникативную, с помощью которой поощрительные меры 'выражают определенную юридическую информацию, содержат ■ Конкретные сообщения, поступающие от субъекта управления (за­конодателя, правоприменителя) к объекту (лицам) и служат тем Самым особого рода способом связи между ними;

4) оценивающую, с помощью которой управляющий орган дает
' ^официальную положительную оценку чьего-либо заслуженного по-
' ведения, публично признает и одобряет его, отражает степень по­
лезности деятельности для общества, выделяет лучших субъектов,

J достойных поощрения;

5) гарантирующую, с помощью которой поощрения создают бла-
! гоприятные условия для укрепления дисциплины и порядка, обес-
* печивают реализацию других юридических средств (прежде всего
, обязанностей);


6) распределяющую, с помощью которой право, закрепляя меру
поощрения за инициативное, добросовестное поведение, устанавли­
вает тем самым условия пользования определенным благами, в по­
лучении которых выражен собственный интерес субъектов;

7) воспитательную, с помощью которой поощрение, создавая у
человека за заслуженное поведение хороший психологический на­
строй, вызывая чувство радости и гордости, показывает образец
добросовестной деятельности, вдохновляет лиц к проявлению ини­
циативы, к творчеству.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978.

Курилов В.И. Личность. Труд. Право. М., 1989. С. 129—154.

Малько А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. №3.

Малько А.В. Юридические поощрения как разновидность социальных санкций // Общественные науки и современность. 1998. № 4.

Петров Г.М. Поощрение в государственном управлении. Ярославль, 1993.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и
А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 30. \

145. Виды правовых поощрений

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение понятия «правовое поощрение» (см. ртвет на во­прос 141).

Правовые поощрения весьма многообразны. Они используются в разных областях социальной жизнедеятельности. Их можно клас­сифицировать по различным основаниям:

1) в зависимости от предмета правового регулирования поощре­
ния подразделяются на административные (досрочное присвоение
специального звания), трудовые (награждение Почетной грамотой),
уголовно-исполнительные (досрочное освобождение из мест лише­
ния свободы) и т.п.;

2) в зависимости от их юридической природы — на материально-
правовые (награждение именным оружием) и процессуальные (воз­
награждение свидетеля за предоставление особо ценной инфор­
мации);

3) в зависимости от сферы использования — на поощрения в
сфере литературы, искусства, науки, техники, государственной и
воинской службы и т.п.;


4) в зависимости от применяющих их субъктов — на государст-
v венные (президентские, правительственные, министерские и т.п.) и

негосударственные (муниципальные и пр.);

5) в зависимости от формы связи с благом — на предоставляю­
щие дополнительные блага (награждение ценным подарком, меда­
лями и орденами) и освобождающие от обременении (досрочное
снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания);

6) в зависимости от их содержания — на финансово-экономичес­
кие (выдача денежной премии), моральные (объявление благодар­
ности) и организационные (присвоение в органах внутренних дел
специального звания на одну ступень выше звания, предусмотрен­
ного по занимаемой штатной должности);

7) в зависимости от иерархии — на общефедеральные, регио­
нальные, локальные;.

8) в зависимости от уровня -— на высшие (государственные на­
грады) и обычные (занесение в Книгу почета, на Доску почета);

9) в зависимости от связи с конкретной профессиональной дея­
тельностью — на профессиональные (присвоение почетного звания
«Заслуженный юрист Российской Федерации», «Заслуженный дея­
тель науки Российской Федерации») и общесоциальные (вручение
золотой или серебряной медали за отличную учебу в средней школе)
и т.п.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978.

Кудрявцев В.Н. Правомерное поведение: норма и патология. М., 1982. С.236--237.

Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986. С. 290—294.

КуриловВИ. Личность. Труд. Право. М., 1989. С. 129—154.

Малько А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. №3.

Малько АЛ. Юридические поощрения как разновидность социальных санкций // Общественные науки и современность. 1998. № 4.

Петров Г.М. Поощрение в государственном управлении. Ярославль, 1993.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 30.

146. Правовые льготы: понятие, признаки, функции

Правовая льгота — это правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные ин-


тересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных осо­бых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей. Признаки правовых льгот:

1) связаны с более полным удовлетворением собственных инте­
ресов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что
обязательно должно осуществляться в рамках общественных инте­
ресов. (Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое
расширение прав и освобождение от обязанностей выступают в ка­
честве льготы. Например, увеличение властных полномочий адми­
нистрации в условиях чрезвычайного положения или освобождение
иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами,
так как перед ними стоят другие цели.);

2) представляют собой специфические исключения, из общих
правил, отклонения от единых требований нормативного характера,
выступая способом юридической дифференциации (льготы — это
элемент прежде всего специального правового статуса лица, меха­
низм дополнения основных прав и свобод субъекта возможностями
юридического характера);

3) в отличие от привилегий выступают правомерными исключе­
ниями, законными изъятиями, установленными компетентными ор­
ганами в нормативных актах в соответствии с демократическими
процедурами нормотворчества.

Правовые льготы выполняют две Основные функции:

компенсационную (создают хотя бы примерно равные воз­
можности для развития лиц, неравных в силу биологических и соци­
альных причин);

стимулирующую (побуждают к отдельным видам обществен­
но полезной деятельности, обеспечивая благоприятные условия для
удовлетворения собственных интересов лица).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бахрах Д.Н. Правовые льготы // Справедливость и право. Свердловск, 1989.

Вшпрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985. С. 83.

Дюрягин И.Я. Гражданин и закон. М., 1991. С. 29.

Льготы в России: Сборник нормативных актов. М., 1993.

Малько А.В. Льготы: политико-правовой анализ // Общественные науки и современность. 1996. № 3.

Малько А.В. Льготы в праве: общетеоретический аспект // Правоведение. 1996. №1.

Поленшш СВ. Закон как средство реализаций задач формирования пра­вового государства//Теория права: новые идеи. М., 1993. 3-й вып. С. 16.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 30.


147. Понятие и принципы законности

Законность — это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

Для законности необходимы две стороны:

— наличие правовых, справедливых, научно обоснованных зако­
нов (содержательная сторона);

— их выполнение, ибо только наличия даже самых совершенных
законов будет недостаточно (формальная сторона).

Принципы законности:

1) единство законности (понимание и применение нормативных
актов должно быть одинаковым на всей территории страны);

2) верховенство Конституции и закона (подчиненность Консти­
туции и законам всех иных нормативных и индивидуальных право­
вых актов; издание каким бы то ни было органом правового акта,
противоречащего закону, есть нарушение законности);

3) гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с
одной стороны, без законности права и свободы гражданина не
могут быть реализованы, ибо законность служит их важнейшей га­
рантией; с другой стороны, сами права и свободы, их наличие и
осуществление являются показателем состояния законности и демо­
кратии в обществе);

4) связь законности с культурой (от культурного уровня общества
и должностных лиц зависит состояние законности; и наоборот, со­
блюдение законодательства является одним из существенных усло­
вий и показателей культурного уровня общества);

5) связь законности с целесообразностью (обход закона под пред­
логом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообраз­
ность должна быть в рамках закона),

6) принцип презумпции невиновности закреплен в ч. 1 ст. 49
Конституции РФ 1993 г., где зафиксировано следующее: «Каждый
обвиняемый в совершении преступления считается невиновным,
пока его виновность не будет доказана в предусмотренном феде­
ральным законом порядке и установлена вступившим в законную
силу приговором суда».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 26. С. 281—289.

Клямко Э.И. О правовом содержании презумпции невиновности // Госу­дарство и право. 1994. № 2.


 

Кудрявцев В.Н. О правопонимамии и законности // Государство и право. | 1994. №3.

Лисюткин А.Б. К понятию законности // Правоведение. 1993. № 5.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., | 1996. Тема 16.

Обищя теория права / Под ред. А.С. Пигодкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 16.1

Рабинович Л.М. Проблемы теории законности развитого социализма.] Львов, 1979.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и| А.В. Малыш. М.: Юристь, 1997. Гл" 22.

Чердтщев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. | С. 189—194.

148. Гарантии законности: понятие и виды

Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо дать опре- \ деление понятия «законноств» (см. ответ на вопрос 147).

Гарантии законности — это средства и условия, обеспечиваю­щие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятствен­ное осуществление прав граждан и интересов общества и государ­ства.

Выделяют следующие виды гарантий законности:

1) социально-экономические (это степень экономического раз­
вития общества, уровень его благосостояния, многообразие форм
собственности, экономическая свобода и т.п.);

2) политические (это степень демократизма конституционного
строя, политической системы общества, политический плюрализм,
многопартийность, разделение властей и т.п.);

3) организационные (это деятельность специальных органов,
контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов, — про­
куратуры, суда, милиции и т.д.);

4) общественные (это сложившийся в стране комплекс профи­
лактических и иных мер, применяемых общественностью в целях
борьбы с нарушениями законодательства);

5) идеологические (это степень развития правосознания, распро­
странения среди граждан юридических знаний, уважения к требова­
ниям права, уровень нравственного воспитания в обществе);

6) специально -юридические (способы и средства, установленные
в действующем законодательстве с целью предупреждения, устране­
ния и пресечения нарушений правовых требований). К специально-
юридическим гарантиям, в частности, относятся установленные в
законодательстве специальные принципы (например, презумпции
невиновности), институты (возбуждения уголовного дела), про'цеду-


ры (порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел), средства (поощрений и наказаний и т.п.).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 26. С. 289—292.

Малаш Н.С. О законности в условиях переходного периода // Теория права: новые идеи. М., 1995. 4-й вып. С. 26—32.

Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. №3.

Лисюткин А.Б. К понятию закенности // Правоведение. 1993. № 5.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 16. С. 226—232.

Общая теория права/Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 16. С. 256—257.

Рабинович П.М. Проблемы теории законности развитого социализма. Львов, 1979.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 22.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. С. 254—255.

ЧерданцевА.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С. 194— 197.

149. Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии

. Правопорядок представляет собой систему общественных отно­шений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей. Особенности правопорядка:

1) он запланирован в нормах права;

2) возникает в результате реализации данных норм;

3) обеспечивается государством;

4) создает условия для организованности общественных отноше­
ний, делает человека более свободным, облегчает жизнь;

5) выступает итогом законности.

Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие более широкое, включает в качестве ядра первое понятие.

Общественный порядок — это состояние упорядоченности об­щественных отношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социаль­ных норм и их соблюдения (дисциплины).


Законность, правопорядок и демократия соотносятся следую­щим образом:

с одной стороны, подлинная демократия невозможна без за­
конности и правопорядка, без'которых первая превращается в хаос,
различные злоупотребления;

с другой стороны, законность и правопорядок не будут соци­
ально ценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демокра­
тических механизмов, институтов и норм, с помощью которых
можно легитимно изменять нормативную базу законности и право­
порядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в обще-

Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание законо­дательства, контроль общественности за реализацией законов и т.п.; в свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма. Саратов, 1977.

Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 26. С. 292—295.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 16.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 16.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М"., 1995. Гл. 16. С. 252— 257.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. Гл. 22.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 18.

ХутызМ.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. Гл. И. С. 125—125.

Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С. 197—199.

150. Понятие и виды дисциплины. Ее соотношение

с законностью, правопорядком и общественным порядком

Дисциплина — это определенные требования к поведению людей, отвечающие сложившимся в обществе социальным нормам.

Дисциплина — понятие, связанное прежде всего с деятельнос­тью, с поведением. В нем отражаются, во-первых, определенные требования общества к индивидам и коллективам и, во-вторых, со­циальная оценка человеческого поведения с точки зрения его соот-


ветствия интересам общества, его правомерности, а также внутрен­ней культуры.

Дисциплина выступает необходимым средством против дезорга­низации в ее различных формах и степенях.

Выделяют следующие виды дисциплины:

1) государственная — это вид дисциплины, связанный с выпол­
нением требований, предъявляемых к государственным служащим;

2) трудовая — это форма общественной связи людей в процессе
труда с обязательным подчинением его участников определенному
распорядку;

3) воинская — соблюдение военнослужащим правил, установлен­
ных законами, уставами, приказами;,

4) договорная — соблюдение субъектами обязательству преду­
смотренных в хозяйственных договорах;

5) финансовая — соблюдение субъектами бюджетных, налоговых
и иных финансовых предписаний; г,

6) технологическая — соблюдение субъектами в процессе произ-
водства предписаний соответствующих технологий и т.п.

Законность более узкое понятие, чем дисциплина, ибо есл: и пер­вое означает соблюдение лишь правовых норм, то второе: — соблю­дение всех социальных норм, включая правовые, нравственные и т.д.; если результатом законности выступает правопорядок, то ре­зультатом дисциплины — порядок общественный.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма. Саратов, 1977.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. М., 1996. Т. 2. С. 143—145.

Корельский В.М. Демократия и дисциплина в развитом социалистичес­ком обществе. М., 1977.

Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. С. 218—222.

Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 16. С. 256.

Пугинский Б.И., ШестаковаМЛ. Законность и дисциплина в хозяйствен­ной деятельности. М., 1987.

Хропанюк ВМ. Теория государства и права. М., 1993. С. 256.

Хутыз MX., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. Гл 11 С. 120—123; С. 125—127.

Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С 197—199.


 


 


СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Абсолютные права — такие субъективные права, которые обеспечи­ваются пассивной обязанностью (воздержанием от нарушаемых дейст­вий) со стороны неопределенного круга лиц (например, право собствен­ности).

Абсолютные отношения — такое урегулированное нормой права общественное отношение, в котором управомоченной стороне проти­востоит неопределенно большое количество пассивно обязанных субъ­ектов.

Абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, для которой характерна неограниченная государственная власть, принадлежащая одному лицу — монарху.

Автономия — форма самоуправления части территории государст­
ва, характеризующаяся правом самостоятельного решения внутренних
вопросов. '

Автономная область в составе Российской Федерации — область, самостоятельно осуществляющая государственную власть на соответст­вующей территории, отличающаяся особенностями быта и националь-• ного состава и входящая непосредственно в Российскую Федерацию на началах административной автономии (Еврейская автономная об­ласть).

Автономный округ в составе Российской Федерации — националь­ное государственное образование, входящее в область или край и отли­чающееся особым национальным составом и бытом населения (напри­мер, Корякский автономный округ).

Авторитаризм — один из видов политического режима, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа и для которого характерны бюрократически-командные методы управления общест­вом.

Административно-территориальная единица субъектов Россий­ской Федерации — структурный элемент административно-территори-


ального деления, в качестве которого выступают район, город, район города, поселок и сельский населенный пункт. '

Административно-территориальное деление — это система терри­ториальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления.

Административно-территориальное устройство Российской Фе­дерации — разделение территории России на определенные части (районы, города, районы города, поселки, сельские населенные пунк­ты), в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов.

Администрация — система исполнительно-распорядительных госу­дарственных органов, обеспечивающая реализацию законов в масшта­бах всей страны или определенного региона.

Акт нормативный — правовой акт, принимаемый субъектами пра­вотворчества, содержащий нормы права, имеющий особую официаль­ную письменную форму и направленный на урегулирование определен­ных общественных отношений.

Акт применение права (правоприменительный акт) — правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, выне­сенное компетентным органом в результате решения конкретного юри­дического дела.

Акт толкования права (интерпретационный акт) — правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм и вьшосится специальными компетентными органами.

Аналогия закона — решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права — решение конкретного юридического дела на ос­нове общих принципов и смысла права.

Аутентическое (авторское) толкование — разъяснение смысла юридической нормы, которое дается тем же органом, который принял данную норму.

Бездействие преступное — разновидность преступного деяния, представляющая собой общественно опасное и противоправное пассив­ное поведение, выражающееся в несовершении общественно ценного действия, которое лицо могло и должно бьио совершить в силу возло­женных на него юридических обязанностей.

Буквальное толкование — разъяснение смысла правовой нормы, при котором этот смысл совпадает с ее текстуальным выражением.


в

Важнейшие полномочия — установленные Конституцией и закона­ми специальные права для конкретных государственных органов и должностных лиц, позволяющие оптимальным путем достигать наибо­лее значимые социальные цели.

Вето —отказ главы государства подписать законопроект, принятый парламентом.

Вина — психическое состояние, характеризующееся отношением правонарушителя к совершенному им деянию (см. умысел и неосторож­ность).

Власть социальная — присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуж­дение.

Властные решения — правовые акты, принимаемые государствен­ными органами или должностными лицами в пределах их компетенции для достижения определенных целей и влекущие юридические послед­ствия.

Вменяемость — нормальное психическое состояние лица, при кото­ром оно способно оценить свое место в обществе и отдавать отчет своим действиям.

Воинская дисциплина — соблюдение военнослужащими правил, ус­тановленных законами, уставами, приказами.

Воля народа — концентрированное выражение интересов большин­ства граждан в обществе, направленное на достижение определенных социально значимых целей и лежащее в основе какого-либо управлен­ческого решения (например, конкретного закона, принятого на рефе­рендуме).

Вотум — решение, принятое большинством голосов избирательно­го корпуса или представительного учреждения по определенному во­просу (например, вотум недоверия правительству).

Временное правительство — центральный орган исполнительной власти, созданный в переходный период конкретного правительства в условиях его экономической или политической нестабильности в кон­кретном государстве.

Временное правление — система высших органов государства, осу­ществляющая в определенный промежуток времени политическую власть в обществе.

Всенародное голосование (референдум) —принятие непосредственно гражданами управленческого решения по наиболее важньм вопросам государственной и общественной жизни, обладающее высшей юриди­ческой силой.


Всенародное обсуждение — форма демократии,.чаклшч.п'чп.иь i у иг посредственном участии граждан в процессе управлении и» \ мр пшм, выработке и принятии оптимальных государственных рпигимп м\ им выражения мнений и оценок по наиболее обществе! ню щ.пим.щ и; к > блеме (например, при обсуждении законопроекте)!! i- не п.и> им ими. самый широкий спектр предложений и рекомендаций, иш mi.пошил < ч различных групп, слоев, отдельных граждан общества).

Всеобщее избирательное право — признак демократ! ш и и и > и | ч и ■ ' 11. ной системы, означающей предоставление активного (Г> ы и. и тр.ишим) и пассивного (избирать) права всем дееспособным гражданам i ip; mi.i независимо от их происхождения, социального и имущее тип и и шиншо-жения, расовой и национальной принадлежности, пола, o(> p; i «пиния, языка, отношения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий.

Гарантии законности — средства и условия, обеспечивающие со­блюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осущест­вление прав граждан и интересов общества и государства.

Гипотеза правовой нормы —элемент нормы права, указывающий на ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые опреде­ляются путем закрепления юридических фактов.

Глава государства —- высшее должностное лицо в государстве, яв­ляющееся носителем его исполнительной власти и одновременно вер­ховным официальным представителем всего данного общества в сфере внешних сношений.

Государственная власть — публично-политическое отношение гос­подства и подчинения между субъектами, опирающееся на государст­венное принуждение.

Государственная дисциплина — определенные требования к поведе­нию людей, связанные с выполнением правил, предъявляемых к госу­дарственным служащим.

Государственно-правовой режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Государственное принуждение — осуществляемое организованно, персонифицированно и в пределах юридических предписаний физичес­кое, психологическое либо идеологическое воздействие государствен­ной власти на членов общества, обеспечивающее при помощи государ­ственного аппарата безусловное утверждение государственной воли в области охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, без­опасности общества, борьбы с правонарушениями и наказания винов­ных в их совершении.


 




Государственный аппарат — система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства.

Государственный суверенитет —присущее государству верховенст­во на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство — организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классо­вых, общечеловеческих, религиозных, националистических, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.

Гражданское общество — совокупность нравственных, религиоз­ных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государст­вом, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Грамматический способ толкования — это прием разъяснения пра­вовых норм, осуществляемый с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.

Гуманизм права — один из важнейших принципов права, выра­жающийся в признании человека как высшей ценности, закрепле­нии и обеспечении его прав, свобод, законных интересов, достоин­ства личности, условий свободного всестороннего развития и стиму­лирования подлинно человечных отношений между людьми.

Д

Давность — установленный в нормативном акте срок, истечение которого влечет определенные юридические последствия.

Дееспособность — установленная (признанная) в законе возмож­ность лица своими собственными действиями осуществлять права и обязанности.

Действие права — содержательно-динамическая сторона права, ха­рактеризующая его фактически реализуемую способность осущест­влять регулятивное (специально-юридическое), информационно-пси­хологическое (мотивационное), воспитательное (идеологическое, педа­гогическое) и социальное воздействие на участников общественных от­ношений.

Декларация — провозглашение основных принципов; правовой до­кумент, имеющий силу рекомендации.

Декрет — наименование особо важных нормативных актов.

Деликтоспособность — способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

234..-,


Демократизм права — один из важнейших принципов права, выра­жающийся в юридическом установлении и реальном обеспечении идей народовластия, свободы, равенства, братства, справедливости, ответст­венности в общественных отношениях, подлежащих правовому регули­рованию.

Демократический режим — система методов и приемов, с помощью которых население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непо­средственно принимают решения по важнейшим вопросам обществен­ной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы), прини­мая решения большинством с учетом интересов меньшинства.

Диктатура — безраздельная политическая, экономическая и идео­логическая власть, не ограниченная законом и осуществляемая едино­лично (или строго определенной группой лиц во главе с лидером).

Динамизм права — способность права изменяться адекватно изме­нившимся общественным отношениям, реагировать на появление новых или прекращение отживших социальных связей в различных сфе­рах жизнедеятельности.

Диспозитивный метод правового регулирования — способ правово­го воздействия, связанный с равноправием сторон, координацией, осно­ванный на дозволениях.

Диспозиция правовой нормы — это основной элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов.

Дисциплина — это определенные требования к поведению субъек­тов, отвечающие сложившимся в обществе социальным нормам.

Догма права (специально-юридическая теория) —наиболее стабиль­ная, неизменная часть общей теории права, изучающая его с позиции специально-юридических свойств и проявлений.

Договор нормативный — соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (напри­мер, Федеративный договор РФ 1992 г.).

Договорная дисциплина — соблюдение субъектами обязательств, предусмотренных в хозяйственных и иных договорах.

Доказательства — полученные в соответствии с законом сведения (юридически значимая информация, фактические данные), необходи­мые для установления объективной истины по юридическому делу.

Доказывание — юридически оформленная деятельность субъектов, направленная на установление с помощью доказательств объективной истины по делу.


Доктриналъное толкование норм права — наиболее глубокое и ар­гументированное разъяснение смысла правовых норм учеными-юриста­ми в монографиях, научных комментариях, статьях и т.п.

Дуалистическая монархия — разновидность ограниченной монар­хии, при которой монарх, действуя в рамках конституции, и формально, и фактически сохраняет широкие властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного общества.

Е

Единоначалие — форма организации управления, при которой во главе соответствующего государственного органа, учреждения или предприятия стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения.

Естественное право — совокупность неотъемлемых прав и свобод, обусловленных природой человека и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя.

Ж

Жалоба — обращение граждан в органы государства и местного самоуправления с требованием о восстановлении нарушенного права.

Закон — нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законность — система требований общества и государства, состоя­щая в точной и неуклонной реализации норм права всеми и повсе­местно. ■ ■ *

Законный интерес — отраженная в объективном праве либо выте­кающая из его общего смысла и в определенной степени гарантирован­ная государством юридическая дозволенность, выражающаяся в стрем­лениях субъекта пользоваться определенным социальным благом, а также в возможности обращаться за его защитой к компетентным орга­нам государства или общественным организациям—в целях удовлетво­рения своих потребностей, не противоречащих общегосударственным.

Законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов (Президента РФ, Совета Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Прави­тельства РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбит­ражного Суда РФ) внести предложение об издании закона и соответст-


вующий законопроект в законодательный орган, которое порождает у последнего обязанность рассмотреть предложение и законопроект.

Законодательная оговорка — социально обусловленное, имеющее специальную нормативно-лексическую форму условие (заявление, по- I' ложение), которое частично изменяет содержание или объем действия I * нормы закона, создает новый правовой режим, выступает формой со- {] гласования интересов и порождает определенные юридические послед­ствия.

Законодательная власть — избранные народом представительные органы, призванные вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов.

Законодательство — система действующих в конкретно-историчес­кий период развития государства законов и основанных на них подза­конных актов.

Законопроект — текст предлагаемого к принятию закона, подготов­ленный в соответствии с законодательной процедурой, установленной для внесения на рассмотрение законодательного органа или на рефе­рендум.

Законотворческий процесс —установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятель­ности законодательного органа государства по выработке,, принятию и изданию законов.

Запрет — способ правового регулирования, требующий воздер­жаться от совершения определенных социально вредных правонаруша-емых действий.

Заслуга — добросовестный, правомерный поступок, связанный со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей либо с достижени­ем им общепризнанного полезного результата и выступающий основа­нием для поощрения.

Злоупотребление правом — использование субъективного права в противоречии с его социальным назначением, влекущее за собой нару­шение охраняемых законом личных, общественных либо государствен­ных интересов.

И

Императивный метод правового регулирования — способ правового воздействия, связанный с властными предписаниями, субординацией,. основанный на запретах, обязанностях, наказании.

Импичмент — процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц.

Индивидуально-правовое регулирование — поднормативное персони­фицированное правовое воздействие на участников общественных от-


ношений в конкретных жизненных обстоятельствах с целью побудить их совершить предусмотренные нормами права социально ценные дей­ствия.

Инкорпорация — форма систематизации, совершаемая путем объ­единения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое зна­чение.

Институт права — упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отно­шений.

Интерпретационный акт — см. Акт толкования права.

Иск — это юридическое средство защиты нарушенного или оспари­ваемого права либо охраняемого законом интереса.

Исполнительная власть — назначаемые либо выбираемые исполни­тельно-распорядительные органы власти, призванные реализовать при­нятые законы и осуществлять оперативно-хозяйственную деятельность.

Использование права — форма реализации права, связанная с осу­ществлением субъективных прав, посредством чего лицо удовлетво­ряет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага.

Исполнение права — форма реализации права, связанная с выполне­нием активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны.

Историке-политическое толкование норм права — способ разъяс­нения смысла правовых норм, осуществляемый с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий их принятия.

Источник права в идеологическом смысле — причины возникнове­ния правовых норм, связанные с различными правовыми идеями, пред­ставлениями, мнениями, учениями, доктринами, правосознанием.

Источник права в материальном смысле — причины возникновения правовых норм, связанные с материальными условиями жизни общест­ва, формами собственности, интересами и потребностями людей.

Источник права в юридическом смыслесм. Форма права.

К

Каузальное толкование — это разъяснение смысла правовой нормы, обязательное только для данного случая.

Казус — случайное действие, которое (в отличие от умышленного или неосторожного) имеет внешние признаки правонарушения, но ли­шено элемента вины и, следовательно, не влечет юридической ответст­венности.


Каноническое право — система нормативных предписаний, прини­маемых решениями церковных соборов и постановлений римских пап, регулирующих отношения внутрицерковной организации, а также не­которые семейно-брачные и имущественные отношения.

Качество закона — совокупность социально-экономических, поли­тических и юридических свойств, обусловливающих пригодность зако­на удовлетворять определенные потребности общества, государства или отдельной личности соответственно природе права.

Квалификация правовая — юридическая оценка деяняя, основанная на соответствующих нормативных предписаниях.

Кворум — установленное законом или уставом количество присут­ствующим на определенном мероприятии, считающееся обязательным условием для признания его решений действительными и юридически значимыми.

Кодекс — систематизированный единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный законодательный акт прямого дей­ствия, регулирующий определенную область общественных отношений.

Кодификация — форма систематизации, совершенная путем объ­единения нормативных актов в единый, логически цельный законода­тельный акт с изменением их содержания.

Коллизии юридические — - противоречия между правовыми нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения.

Компетенция — совокупность законодательно закрепленных пол­номочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу'в целях надлежащего выполнения им опреде­ленного круга государственных или общественно значимых задач и осу­ществления соответствующих функций.

Конкретизация норм права — мыслительная операция, осущест­вляемая в процессе нормотворчества, состоящая в «привязке» правовой нормы к конкретным условиям нормативной регламентации обществен­ных отношений, в результате чего создается новая норма права (меньше конкретизируемой по объему, но шире —■ по содержанию).

Консолидация — форма систематизации, совершенная путем объ­единения нормативных актов без изменения их содержания в единый документ, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридичес­кое значение.

Конституция — Основной Закон (закон законов) государства и общества в целом, обладающий наивысшей (абсолютной) юридической силой, закрепляющий фундаментальные начала общественного и госу­дарственного устройства, форму правления, принципы взаимоотноше­ния личности и государства..

239 '


Конфедерация — временный союз государств, образуемый для до­стижения политических, военных, экономических и прочих целей.

Л

Лоббизм — форма воздействия «групп давления» на управленческие решения в процессе правотворчества и правоприменения в интересах определенных социальных структур.

Логическое толкование норм права — способ разъяснения смысла правовых норм, осуществляемый с использованием законов и правил логики.

Легальность власти — юридическое обоснование власти, соответ­ствие действий государственных органов существующему в стране зако­нодательству.

Легитимность власти — качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве подчинять.

Локальный нормативный акт — такой нормативный акт, который принимается администрацией предприятий, учреждений и организаций и который направлен на урегулирование внутриколлективных отноше­ний в пределах данной структуры.

Льгота правовая — правомерно данная субъекту возможность более полно удовлетворять свои интересы, выражающаяся как в предо­ставлении особых дополнительных прав (преимуществ), так и в осво­бождении от обязанностей.

М

Материальное право — совокупность правовых норм, институтов, подотраслей и отраслей, с помощью которых государство прямо воздей­ствует на общественные отношения, предоставляя субъектам (посред­ством прав и обязанностей) возможноств удовлетворять их материаль­ные (а не процессуальные) интересы.

Меры защиты — разновидность правового принуждения, обеспечи­вающая исполнение юридической обязанности и гарантирующая реа­лизацию права.

Метод теории государства и права — совокупность приемов, прин­ципов, средств, с помощью которых постигается предмет теории госу­дарства и права, получаются " новые знания.

Метод правового регулирования — совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.

Механизм правового регулирования — система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодо-


ления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъек­тов права.

Монархия — форма государственного правления, при которой власть передается по наследству, осуществляется бессрочно и не зави­сит от избирателей.

Мораль — система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра, справедливости и честности.

Мотив поведения — внутреннее побуждение лица совершить какое-либо деяние, причина поступка.

Н

Награды государственные РФ — высшая форма поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав личности, благотворительной деятель­ности и иные заслуги перед обществом и государством.

Неосторожность — форма вины, при которой лицо, совершившее противоправное общественно опасное деяние, предвидело возмож­ность наступления опасных (вредных) для общественных отношений последствий своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на их пред­отвращение, либо не предвидело таких последствий, хотя по обстоятель­ствам дела должно было и могло их предотвратить.

Неофициальное толкование — разъяснение смысла правовых норм органами или отдельными лицами по своей инициативе, не влекущее юридических последствий.

Норма права — общеобязательное, формально определенное прави­ло поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направ­ленное на урегулирование конкретного вида общественных отношений.

Нормативное толкование норм права — разъяснение смысла право­вых норм, имеющее общее значение (распространяющееся на большой круг лиц и случаев).

Нормативность — признак права, выражающий собой в концент­рированном виде всеобщность, обязательность, непрерывность и терри­ториальную общность действия правовых предписаний.

Нормативный акт — см. Акт нормативный. Нормативный договор — см. Договор нормативный.

О

Обратная сила закона — распространение действия закона на слу­чаи, имевшие место до вступления его в силу.


Общественный порядок — состояние урегулированное™ общест­венных отношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

Общество — (в широком смысле) — совокупность исторически сло­жившихся форм совместной деятельности людей; (в узком смысле) — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений.

Объект правоотношения — то, на что обращены права и обязаннос­ти субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юриди­ческие связи (материальные и нематериальные блага, продукты духов­ного творчества, ценные бумаги, документы, результаты определенных действий).

Объективная сторона правонарушения — совокупность внешних признаков, характеризующих данное деяние (действие либо бездейст­вие) лица, что нарушает правовые предписания, причиняет вред обще­ству, государству, личности.

; Объективно-противоправное деяние, — действие либо бездействие, сходное по своим объективным признакам с правонарушением, но со­вершенное невиновно, т.е. субъективно направленное на достижение правомерных целей.

Обыденное толкование — неофициальное разъяснение смысла пра­вовых норм на основе повседневной практики и ж






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.