Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 59. Страхование гражданской ответственности предприятий






Субъектом страхования гражданской ответственности являются предприятия - владельцы источников повышенной опасности. К ним относят предприятия, чья деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих из-за использования транспортных средств, механизмов, электроэнергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов.

Особенность данного вида страхования заключается в том, что предприятия всегда несут ответственность за причиненный таким источником вред, кроме случаев, если доказано, что вред причинен в результате умысла потерпевшего или действия обстоятельств непреодолимой силы (когда невозможно ни предвидеть, ни предотвратить действие таких обстоятельств).

Причинение вреда другому лицу является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей. Лицо, право которого нарушено, приобретает право требования возмещения вреда от лица, виновного в его причинении, в том числе при нарушении вещных прав (объектом которых являются вещи и имущественные права) и нематериальных прав (объектом которых являются жизнь, достоинство личности). В силу установленного законодательством права потерпевшего на возмещение вреда в полном объеме, а также вследствие возникновения у причинителя вреда обязанности его возмещения у владельца источника повышенной опасности естественным образом появляется имущественный интерес. Следовательно, объектом страхования гражданской ответственности предприятии - источников повышенной опасности служит имущественный интерес, связанный с обязанностью владельца этого источника в силу гражданского законодательства возместить вред, причиненный третьим лицам.

Договор страхования заключается с целью предоставления финансовых гарантий возмещения вреда, причиненного страхователем потерпевшему. Специфика этого договора состоит в том, что он заключается в пользу третьего лица - потерпевшего.

По договору страхования потерпевшему лицу возмещаются убытки, связанные с причинением вреда, а именно:

• повреждением или уничтожением его имущества;

• упущенной выгодой;

• моральным вредом;

• затратами страхователя на ликвидацию прямых последствий аварии и др. Страховым случаем здесь является установленный факт возникновения обязательства у владельца источника повышенной опасности возместить вред, причиненный потерпевшему в результате использования источника повышенной опасности.

Размер страховой премии по договору зависит от объема принимаемых страховщиком обязательств, перечня страховых рисков, лимитов страховой ответственности, срока страхования.

 

Вопрос 60. Страхование ответственности авиаперевозчика

1. Виды ущерба при страхования гражданской ответственности

2. Правовая база страхования гражданской ответственности

3. Понятие " авиаперевозка"

4. Ответственность за ущерб третьим лицам, нанесенный на поверхности земли

1. При страховании гражданской ответственности авиаперевозчика (владельца воздушного судна) выделяют следующие виды ущерба, которые покрываются данным видом страхования:

• повреждение, утрата или уничтожение багажа и груза; 4^ смерть или повреждение здоровья пассажиров;

• смерть, телесное повреждение или имущественный ущерб, причиненные корпусом воздушного судна или выпавшими из него предметами третьим лицам на поверхности земли и вне воздушного судна.

2. Ответственность авиаперевозчика за первые два вида ущерба предусмотрена Варшавской конвенцией ИКАО (Международная организация гражданской авиации) от 1929 г., Гаагским протоколом 1955 г. об изменении Варшавской конвенции и Гвадалахарской конвенцией 1961 г. о дополнении Варшавской конвенции по унификации некоторых норм, связанных с международными авиаперевозками. Согласно этим документам авиаперевозчик автоматически отвечает за ущерб, если он произошел во время авиаперевозки.

3. Понятие " авиаперевозка" распространяется на все время, в течение которого груз находится в ведении перевозчика (борт самолета, аэродром, а также вне аэродрома, если это вызвано необходимостью погрузки, доставки, перегрузки или посадкой самолета за пределами аэродрома). Перевозчик не несет ответственности только в случае, если:

• докажет, что он, его сотрудники и агенты предприняли все необходимые меры для того, чтобы избежать ущерба;

было невозможно предпринять такие меры.

4. Ответственность за ущерб третьим лицам, нанесенный на поверхности земли, регламентируется Римской конвенцией ИКАО 1952 г. Под третьими лицами понимаются все физические и юридические лица, кроме пассажиров, экипажа и других служащих авиакомпании. По договору страхования ответственности авиаперевозчика страховая компания оплачивает суммы, которые он обязан выплатить по закону в качестве возмещения за нанесенный ущерб здоровью или имуществу третьих лиц. Страхование гражданской ответственности авиаперевозчика при полетах за рубеж является обязательным.

 

Вопрос 61. Страхование ответственности автоперевозчика

1. Ответственность автомобильного перевозчика. Правовая база, регламентирующая страхование ответственности автоперевозчика

2. Объекты страхования ответственности автоперевозчика

\. Автомобильный перевозчик несет ответственность за:

• полную или частичную утрату груза;

• ущерб, причиненный им с момента принятия товара до момента его доставки.

Основные положения, регламентирующие взаимоотношения между грузоперевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем, содержатся в Конвенции о договорах международной дорожной перевозки грузов (КДПГ). Она была подписана в 1956 г. в Женеве и разработана в рамках Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссией ООН. Советский Союз присоединился к этой Конвенции в 1983 г.

2. Объектом страхования ответственности автоперевозчика является его обязанность по возмещению ущерба в связи с возможными претензиями о компенсации причиненного вреда со стороны лиц, заключивших с перевозчиком договор о перевозке грузов. Страхование ответственности автоперевозчика в отличие от страхования автогражданской ответственности является добровольным видом страхования. Однако в международном автомобильном сообщении это страхование получило широкое развитие.

Вопрос 62. Общая характеристика страхового рынка

1. Понятие страхового рынка

2. Первичное звено страхового рынка

3. Структура страхового рынка

4. Новые функции страхового рынка

1. Страховой рынок - это особая социально-экономическая среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита. Объективная основа страхового рынка - это необходимость обеспечения бесперебойного воспроизводственного процесса2 путем оказания денежной помощи пострадавшим от несчастных случаев. Страховой рынок можно рассматривать как:

• форму организации денежных отношений по формированию и распределению страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества;

• совокупность страховых организаций (страховщиков), осуществляющих сам процесс страхования. Обязательными условиями существования страхового рынка являются:

• наличие в обществе спроса на страховую продукцию;

• наличие страховщиков, способных удовлетворить этот спрос.

2. Страховой рынок представляет собой сложную систему, состоящую из различных звеньев. Рынок обеспечивает органическую связь между страховщиком и страхователем. Здесь происходит общественное признание страховой услуги. Первостепенным экономическим законом функционирования страхового рынка является закон спроса и предложения.

Процесс воспроизводства - это непрерывное возобновление, постоянное повторение процесса производства, включающее воспроизводство материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.

Первичное звено страхового рынка - страховое общество или страховая компания. Здесь происходит процесс формирования и использования страхового фонда, складываются специфические экономические отношения и т. д. Страховая компания - это обособленная структура, осуществляющая заключение договоров страхования и их обслуживание. Экономическая особенность страховой компании заключается в том, что ее ресурсы полностью обособлены. Страховая компания функционирует в экономической системе в качестве самостоятельного экономического субъекта.

3. Структура страхового рынка может быть охарактеризована в институциональном и территориальном аспектах.

В институциональном аспекте она представлена акционерными, государственными и кооперативными страховыми компаниями, обществами взаимного страхования.

Акционерное страховое общество - форма организации страхового фонда на основе централизации денежных средств посредством продажи акций. Существуют закрытые акционерные страховые общества, акции которых распространяются среди их учредителей, и открытые акционерные страховые общества, акции которых свободно продаются и покупаются. В территориальном аспекте можно выделить:

• местный (региональный) страховой рынок;

• национальный (внутренний) страховой рынок;

• мировой (внешний) страховой рынок.

Развитие рыночных отношений уничтожает территориальные преграды, усиливает интеграционные процессы, ведет к включению национальных страховых рынков в мировой. Примером такой интеграции может служить создание общеевропейского страхового рынка стран - членов ЕС. В зависимости от масштабов спроса и предложения на страховые услуги можно выделить страховые рынки:

внутренний - местный рынок, в котором имеется непосредственный спрос на страховые услуги, тяготеющий к удовлетворению конкретными страховщиками;

внешний - рынок, находящийся за пределами внутреннего рынка и тяготеющий к смежным страховым компаниям, как в данном регионе, так и за его пределами;

• международный страховой рынок - это предложение и спрос на страховые услуги в масштабах мирового хозяйства. По отраслевому признаку выделяют рынки:

• личного страхования;

• имущественного страхования;

• страхования ответственности;

• страхования экономических рисков.

Мировое хозяйство - это глобальный экономический организм, совокупность национальных экономик, находящихся в тесном взаимодействии и взаимозависимости и подчиняющийся объективным законам рыночной экономики.

В свою очередь, каждый из этих рынков можно разделить на отдельные сегменты. Например, на рынке личного страхования выделяются сегменты страхования от несчастных случаев, страхования домашнего имущества и т. д.

Участниками страхового рынка выступают продавцы, покупатели и посредники.

Категорию продавцов составляют страховые и перестраховочные компании. В качестве покупателей выступают страхователи - физические и юридические лица, решившие оформить договор страхования с тем или иным продавцом. Посредниками между продавцами и покупателями выступают страховые агенты и страховые брокеры, своими усилиями содействующие заключению договора страхования.

Профессиональные оценщики страховых рисков

4. С развитием рыночных отношений страховые компании помимо своих основных функций начинают играть еще и новую роль. Она заключается в том, что страховые компании все больше выполняют функции специализированных кредитных институтов - занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Страховые компании занимают второе после коммерческих банков место по величине активов и по возможностям их использования в качестве ссудного капитала. Характер аккумулированных ресурсов позволяет использовать их для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг.

Приток денежных средств в виде страховых премий и доходов от активных операций, как правило, намного превышает сумму ежегодных выплат держателям полисов. Это позволяет страховым компаниям из года в год увеличивать инвестиции в высокодоходные ценные бумаги с фиксированным сроком погашения, главным образом в облигации промышленных компаний, государственные облигации и закладные под недвижимость.

 

Вопрос 63. Исторические этапы развития страхования

Первое упоминание о страховых операциях содержится в законах Хаммурапи (II тысячелетие до н. э.) и касается взаимного страхования купцов в караванах на случай нападения разбойников, падения вьючного скота и т. д.

В античности существовали ростовщики, принимавшие на себя обязанности выплатить стоимость груза и корабля в случае его крушения или нападения пиратов (так называемое ссудное морское страхование). При этом размер страховой премии для дальних плаваний в античных Афинах достигал 30% страховой суммы (стоимости корабля и груза).

В средние века в Европе принцип взаимного страхования членов ремесленных цехов и иных ассоциаций возродился сначала в Северной Европе, а потом и по всей Западной Европе. Основным видом капиталистического страхования в раннем средневековье, как и в античности, было ссудное страхование морских перевозок. При этом церковные и светские власти предприняли ряд попыток запретить страхование. При личном страховании в рамках цеховой взаимопомощи в средние века первоначально в качестве единственного страхового случая рассматривалась смерть члена союза. Впоследствии перечень страховых случаев неуклонно расширялся.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.