Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Патология






Психопатологические проявления 1. инвариантны по происхожденияю, 2. универсальными или 3. культурно-специфическими. Про все три идеи есть разного рода доказательства. Можно обосновать и про инвариантность – есть некоторые нарушения, патологии, связанные с патологическими факторами.

Абсолютисткий подход – завязано все на биологической основе.

Универсалистский подход – есть базовые общее проявление, но на них откладывает отпечаток культура.

Применение ДСН-4 на практике дает разные варианты. Алкоголизм –можно рассматривать как инварианты. Но вопрос о винопитии о нормах потребления алкоголя в разных странах разные – Франция и Греция, в азиатских странах даже еженедельное употребление - потенция к алкоголизму.

У китайцев и корейцев при сравнении в ходе исследования было выявлено что китайцы реже становятся алкоголиками, чем корейцы. В корейской культуре очень легко по сравнению с китайской стать алкоголиком, потому что считается, что это личное дело каждого и длительное время должно пройти, чтобы вмешались родственники. Китайские родственники быстрее реагируют.

 

Шизофрения.

Исследования показывают, что Ш-я распространена во всех культурах. Более того симптоматика сходная: галлюцинации, выпадение ВПФ. Но и здесь есть нюансы. В образовании психологов, психиатров, медиков делается акцент, что если у латиноамериканского человека спросить «Слышишь ли ты голоса», и он ответит «да», то не спешите ставить ему диагноз.

Большее влияние оказывает культура на течение болезни. Изучали 9 стран – Великобритания, Дания, Индия, США, СССР, Чехословакия, Колумбия, Нигерия и Тайвань. Изучались пациенты клиник. Это было лонгитюдное исследование. На протяжении года их исследовали. В основном их изучали в клинике, но были предусмотрены и выходы в среду их обитания вне клиники. Во всех этих 9 странах больные Ш-ей есть. Но различия в болезни были существенными. У больных из развивающихся стран Ш-я протекает в более легкой форме. Например, у них наблюдались более длительные периоды ремиссии, в Индии, Колумбии от 7 до 20% у.и. находились в состоянии психоза 75% времени исследования. А в развитых странах таких у.и. было от 35 до 50%. почему?

Вроде в развитых странах и помощь лучше и т.п. Оказывается хорошие условия были хуже для больных. В развивающихся странах люди были больше включены в деятельнсоть общества – они чаще помогали друг другу, выполняли какую-то работу. Возвращаясь домой они также оказывали посильную им помощь. Поскольку люди заняты выживанием, они меньше внимания обращали больным, меньше делали замечания.

При сравнении взаимодействия родственником с больными было замечено, что в США в 6 раз больше делают замечаний, чем в Индии. Также в развитых странах изолируют больного больше. Если говорить об этом исследовании, надо делать важную поправку, что это исследование проводилось в психиатрических клиниках, т.е. в этих странах проводилось в городской местности, соответственно и больные были определенного социального уровня. Поэтому исследование даже в таких сходных условиях не полностью отражает культурную специфику. Оно отражает только специфику определенного социально-экономического класса. Когда исследуется релятивистские подходы, то возникают взгляды, что Ш-я является характерным специфическим проявлением культуры. Задается западной культурой. Говорят даже, что Ш-я это болезнь цивилизации. В традиционных обществах есть очень выверенный механизм, показываюий когда человек живет на публику и когда он живет на себя. Цивилизация с одной стороны создает больше возможностей для уединения, с другой стороны когда мы включены в отношения, мы должны быть в них включены постоянно. Авторы, придерживающиеся такой идеи, говорят, что это культурно-специфическим состоянием.

 

Депрессия

Похожая ситуация наблюдается и в контексте изучения депрессии. Мы можем рассматривать ее как универсальное заболевание. Есть степень выраженности депрессии. Во всем мире по статистике женщины больше страдают от депрессии чем мужчины, но суицидов совершают больше мужчины.

Исследователи депрессии столкнулись с рядом сложностей: американские врачи обратили внимание – было показано, что эмигранты из азиатских стран редко страдают депрессией, в тоже время было показано, что они страдают от соматических расстройств, которые плохо лечатся. Им не свойственно жаловаться на внутренние переживания, в виду колликтевистического строения культуры. Когда они обращались с соматической проблемой, им прописывали таблетки, которые не помогали. Получается что депрессия сходным образом проявляется, но то как люди на нее жалются, будет отличаться. В колликтевистических культурах жалобы будут на соматику. Наоборот часто соматические нарушения оказываются невидимыми у пациентов из западных культур.

 

Культурно-специфические синдромы.

Релятивистские исследования. Рассматривается только одна культура. Традиционно выделяют три группы культурно-специфических синдромов:

- болезни, имеющие социально-исторические формы. Обычно 2 примера приводят: в экономическом кризисе, велика депрессия отражает не только состояние экономики, но и состояние членов общества. Еще говорят про политическую истерию. В конце 80-х, начале 90-х в Венгии и Грузии наблюдалось, что в Тбилиси на митинги собиралось больше людей, чем жило в городе. Это рассматривается как чрезмерная активность. Это не совсем как патология, некий повышенный уровень определенного состоняния. В зависимости от социльно-исторических особенностей, будет проявляться состояние отдельных людей

- святые болезни. Распространено шаманство, сюда же относят стигматы и проч. В исследовательских материалах подчеркивается, что когда человек находится в определенном состоянии находится это не рассматривается как патология самим человеком и другими людьми.

- этнические психозы. Это то, что воспринимается и самими людьми, как заболевание и окружающими людьми как патология. Они по форме могут быть совершенно культурно-специфическими, осознанными. Есть похожие на универсальные заболевания.

Примеры:

Амок –наблюдается в Малайзии, Филиппинах, Лаосе и др. В разных культурах называется по-разному. Амок из Малайзии названии. Заключается в том, что есть кратковременный период раздумий, размышлений. Обычно это связано с какой-то обидой. За которым идет чрезвычайно агрессивное, жесткое поведение. Человек теряет контроль над собой, над своим сознанием. Эта неконтролируемая ярость проявляется в жажде убийства. Амок – ненаправленная ярость. Наблюдается только у мужчин.

Пиблокток (арктическая истерия). Очень локальное нарушение. Наблюдается у полярных эскимосов, живущих в определенном районе Гренландии. Редко возникает летом, т.е. чаще в другие времена года. Предварительный период от нескольких часов до нескольких дней, когда человек выгладит несколько раздраженным или несколько замкнутым. Затем острый период, наступающий внезапно без предварительных признаков. Может быть проинтерпретирован, как острый признак клаустрафобии. Начинает рвать на себе одежду или крушить мебель. Потом вырывается на улицу. На улице она (только у женщин наблюдается) бежит. От нескольких минут до получаса. Потом впадает в ступор, коллапс, кому, который продолжается до нескольких часов. Потом человек ничего не помнит, ведет себя как обычно.

- attaque dу nervous – наблюдается в Каррибском бассейне. Это приступы безудержного плача, вербальной и физической агрессии. Это состояние вопринимается. Как происходящее изнутри тела. Это жар, из груди, распространяющийся на все тело. Часто связано с какими-то стрессовыми ситуациями в семейных отношениях. Чаще наблюдается у женщин.

- китайская неврастения. Признаки могут быть похожи на признаки других нарушений. Осмысляется действительно ли это какое-то специфическое китайское заболевание или тупо депрессия, по другому проявляющаяся у Китайцев. Здесь физическое и умственное утомление, головокружение, неспособность сосредоточиться, нарушение сна, расстройство памяти, раздражительность.

- koro (shook yang) Китай, но наблюдается не только в Китае. Это ощущение, связанное с тем, что мужчинам кажется, что пенис втягивается внутрь тела и это приводит к смерти. Это втягивание рассматривается, что это втягивание приведет к энергетическому дисбалансу, кот. В свою очередь приведет к смерти.

- сусто – Анды. Состояние бессонницы, апатии, депрессии. Разные объяснения есть. Кто-то говорит о недостатке глюкозы. Этническим психозом считают в связи с похищением души.

- Витико – индейцы Канады. Проявление каннибализма. В мифологии индейцев этот синдром превращает человека в чудовищ. На уровне наблюдаемых практик проявляется отвращение к любой пище. И возникает непреодалимая тяга к человеческой плоти. Псхиоаналитики объясняют это как крайнюю форму боязни голодной смерти.

 

Лечение психических расстройств

- Сама идея психотерапии культурно-специфична. Например такая ценность как личная автономия, которая развивается благодаря терапии может быть совсем не ценностью, а мешать. Ценности самораскрытия тоже важная ценность психотерапии, но это ценность западной психотерапии.

- культурно-специфические виды терапии

Найкан. Основывается на развитии чувства вины. Вся работа строится на том. Чтобы пробудить в пациенте еще более чувство вины. Япония. Терапия продолжается на протяжении недели. Она хорошо помогает если возникают проблемы с близкими. С 5.30 утра, до 9 вечера клиент занимается интроспекцией. Ему нельзя лежать, ему можно сидеть, ходить, стоять. Он размышляет о своей жизни. Сначала консультант дает ему задание, через какое-то время приходит, проверяет, дает следующее. Задача в том. Чтобы вспомнить, что происходило в его жизни фактически с момента рождения. Потом обязательно ставится задача «что мама делала для Вас в это время». Оставшееся время он пытается вспомнить, что он делал для мамы. Когда все про маму продумали, начинаем про папу думать. Потом про друзей, про учителей, про остальных. В разговоре с терапевтом он должен рассказать, как много они сделали для него и как он мало сделал для них. Это формирует у него потенциал к возврату неоплаченных долгов, которые он начнет отдавать, выйдя из клиники.

- культурно-сензитивная терапия – для эмигрантов в США

  • Психопатология обусловлена доминирующей культурой и семейными реакциями на эту культуру
  • Терапия проходит через
    • повышение осознавания того, каким образом доминирующая культура сформировала их представления о себе и своей культуре. Часто клиентам приходится узнать, что они высоко ценят домин культуру, умаляя свое наследие. В конце клиенты приходят к тому, что поворачиваясь спиной к своей культуре, они оказываются в изоляции и лишаются поддержки своей культурно группы.
    • Катарсис – важно, чтобы клиенты выразили сво гнев и признали, что он является нормальной реакцией на притеснения. Осознанное примерение – первый шаг на пути людей, формирующих новые паттерны копинга. Цель терапии – убрать антагонизм и направить гнев в конструктивное русло.
    • Выбор – как пациентам объединить чувство «Я» с их культурной группой – какую часть культуры они хотят привнести в новое общество, найти баланс между аккультуризацией и сохранением традиций группы меньшинства.

 

12. Общая характеристика основных «измерений культуры»

Культура нас интересует не как культурологов, а с той т.з. как она влияет поведение человека. Культура влияет только на социальное поведение, задавая определенные рамки, векторы. Есть ряд регуляторов: нормы и ценности. Долгое время изучались в основном нормы. Ценности рассматривались, как составляющие норм. Сейчас ценности рассматриваются самостоятельно. Нормы, которые нам наиболее интересны: - традиции, - обычаи. Выделяют нравы, ритуалы

Традиции – некие устойчивые формы поведения, которые передаются из поколения в поколение и отражают особенности отношения человека к миру. Долгое время ценности включались в эти самые традиции. Традиции – это нравственные нормы, ценности, интересы, убеждения, и т.д.

Обычаи – устойчивые формы/стереотипы поведения, регламентирующие определенные сферы жизни человека. Например Семейные обычаи или обычаи ухаживания.

Традиции и обычаи интерпретируются особым образом, как некий источник форм социального поведения. Мы на них смотрим и пытаемся понять, что их объединяет. В этнопсихологии эти нормы предполагают сосбой некие измерения культуры. Есть определенные шкалы, измерения, в соответствии с которыми мы можем эту культура рассматривать. Еще Рут выделяла культуры вины и культуры стыда.

Есть позитивные регуляторы, способствующие вести нам себя орпделенным обрзаом, а есть негативные регуляторы – что людей ограничивает в их формах поведения. Она выделила культуры вины и культуры стыда и на примере США и Японии полагала, что это является значимым измерением, которое эти культуры принципиально отличает. ППолучаетя, о традиции и обыча внутри этих культур определяются в рамках этих двух полюсов. В наиболее общем понимании у Бенедикт вина и стыд – два механизма, обеспечивающих соблюдение нормы. Некая интериорезированная оценка. Вина – ориентация на самооценку, а стыд на самооценку.

В японской культуре принадлежность к группе более важна, чем индивидуальность и эта общая значимость группы пронизывает все сферы отношений: и деловые и политические и т.д. И именно поэтому стыд оказывается эффективным воздействием. В японской школе есть серьезное наказание – исключение из школы на неделю.

И совсем все по другому в культурах вины. Они строятся совершенно по иным принципам. Она берет культуру, но не современную культуру, а культуру переселенцев (пуританскую культу). Здесь человек в ходе социализации интериоризирует стыд. У человека поэтапно постепенно формируется оценка внутренняя. На смену стыду приходит категория совести, некая внутренняя моральна яинстанция. И все воспитание строится на том, чтобы внешний стыд перерос в совесть. На этом и наказания строились, строгие дисциплинарные требования. В культурах вины эти требования строгой дисциплины. «Хороший мальчик или девочка так себя не ведут». Есть ограничения, которые рассматриваются как универсальные.

В культурах стыда таких требованиях меньше. Кстати стыд формируется не перед всеми. Не все имеют право стыдыть человека. Стыдить могут свои. Свои – некие входящие в образ «мы». Поэтому за рамками этих норм можно вести себя по другому.

Как преодолевается:

В американской культуре чувство вины – большая роль церкви, большая роль таинства исповеди. С тем чтобы человек снял себя этот груз и суицидом дело не закончил. Культура вины направляет человека совершенно иначе, нежели культура стыда.

Позднее выснилось, что дихотомическое деление на вину и стыд не самое лучше решение. Вообще это европейское измерение. Есть определенная тенденция, чтобы рассматривать некоторые культуры более развитыми или менее развитыми в зависимости от наличия или отсутствия стыда. Само противопоставление оказывается не совсем удачным, т.к. и в Америке чувство стыда не чуждо. Как и в Японии вина переживается.

На данный момент можно выделить, опираясь на работы У. и К. Стефаннов. Они исследовали многие исследования и выявили 11 измерений культруы, которые исследуются чаще всего.

Эти 11 измерений:

1. индивидуализм/коллективизм, т.е. ориентация на индивидуальные или групповые цели.

2. маскулинность/феминность, т.е. насколько она соответствует, ценности и особенности культуры ассоциируются с мужскими или женскими.

3. степень неравенства между выше и нижестоящими, т.н. дистанция власти. Т.е. насколько большое расстояние – действуют на равных и насколько это может влиять на социальное поведение.

4. степень контекстности культуры – это различия по тому, насколько важны и разработаны информационные/коммуникативные сети.

5. степень толерантности к отклонениям от принятых в культуре норм. Важное измерение, потому что для социального поведении мы и смотрим про низкую толерантность и высокую…

6. степень избегания неопределенности – насколько комфортно людям в ситуациях, где нет четко заданных правил, в которых неизвестно как нужно действовать, как ожидают от тебя как будут действовать.

7. Сложность культуры, степень ее дифференцированности. Это более формальный признак: насколько иерархизированы культуры, насколько есть переферия и центр. В большей степени это связано с экономическими какими-то факторами.

8. Эмоциональный контроль – степень допустимости эмоциональной экспрессивности. Есть культуры, в которых люди могут выражать те чувства, которые есть, а в других культурах не выражают. Это влияет на языковые проявления

9. Степень допустимости проявления телесных контактов.

10. Дихотомия человек-природа, как общее понимание отношения с природой и здесь обычно противопоставляют господство (обычно человек над природой) и противопоставляется это культурам, в которых дихотомия опровергается.

11. Оценка природы человека: есть культуры, которые оценивают природу человека, как хорошую, а есть которые оценивают, как дурной, злой и т.п.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.