Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философские проблемы






 

Тема 10. Учение о бытии (онтология).

 

Бытие как философская проблема. Основные формы бытия. Объективная и субъективная реальность. Понятие субстанции. Философия монизма и плюрализма. Материальное и идеальное бытие. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие человека. Общественное бытие.

Религиозные, философские и научные картины мира, их взаимовлияние и различия. Религиозная концепция происхождения и сущности мира. Единство мира, становление идеи научной картины мира.

Современная научная картина мира. Понятие материи. Онтологический и гносеологический аспекты материи. Уровни организации материи. Связь различных уровней организации материи, их качественная специфика и несводимость друг к другу. Бытие как система, состоящая из подсистем и элементов, находящихся в структурных связях. Микромир, макромир, мегамир как подсистемы Вселенной. Значение принципов синергетики для создания универсальной концепции глобальной эволюции.

Атомистическая гипотеза, ее применение к объяснению химических явлений (Д.Дальтон, И.Берцелиус). Теория химического строения (А.М.Бутлеров). Периодический закон элементов (Д.И.Менделеев).

Проблема происхождения и сущности жизни. Системная организация материального мира, самоорганизация бытия. Синергетика и ее парадигмы.

Понятие движения. Основные типы и формы движения, их соотношение. Понятие механического редукционизма. Движение и развитие.

Пространство и время как формы бытия материи. Всеобщие свойства пространства и времени. Субстанциальная и реляционные концепции пространства и времени. Реляционная картина мира. Философские следствия из теории относительности А.Эйнштейна. Проблема происхождения, структуры и развития Вселенной. Теория “Большого Взрыва”.

Особенности пространства и времени на уровнях живой, неживой и социальной материи. Пространственно-временная организация медико-биологических систем. Хронобиология о сущности ритмических процессов в живой природе, влиянии биоритмов на жизнедеятельность организма человека. Классификация биоритмов (экзогенные. физиологические, околосуточные). Учет возрастных, функциональных, патологических изменений в организме человека в процессе клинической практики.

 

 

Тема 11. Учение о развитии.

 

Идея развития и ее исторический смысл. Изменение, движение, развитие. Прогресс и регресс. Исторические формы диалектики. Диалектика и метафизика – противоположные подходы к развитию. Современные подходы к диалектике. Категории, принципы, законы развития.

Принцип системности. Понятие системы, структуры, элемента, функции. Сильные и слабые системные связи. Основные типы поведения систем. Понятие “системного эффекта”. Самоорганизация. Устойчивость и изменчивость; прерывность и непрерывность, хаос и порядок; упорядоченность и гармоничность. Характеристика самоорганизующейся системы. Вселенная как самоорганизующаяся система.

 

Принцип детерминизма. Детерминизм и индетерминизм. Детерминизм и закономерность. Формы детерминизма. Статистические и динамические закономерности. Дискуссия по поводу детерминизма в естествознании.

 

Основные этапы становления идеи развития в биологии (античная натурфилософия – становление первых биологических дисциплин Нового времени: создание эволюционной биологии (Х1Х век); переход к систематическому экспериментальному исследованию отдельных факторов эволюции, формирование новых направлений в генетике и экологии (нач. ХХ в. – сер. 30-х гг. ХХ в.); синтез знания о факторах, движущих силах и закономерностях в эволюции живой материи (40-е гг. ХХ в. до настоящего времени)).

Основные концепции эволюции (ламаркизм, катастрофизм, униформизм) и их принципы. Принципы эволюционной теории Ч.Дарвина. Основы синтетической теории эволюции. Понятие микроэволюции и макроэволюции.

Мир живого как система. Энтропия, саморегуляция, принцип обратной связи живых систем. Основные уровни организации живых систем и их диалектическая связь.

Принцип глобального эволюционизма в биологии.

 

Методологическая роль категорий диалектики в медицине и фармации. Особенности принципа целостности (структурный, генетический, функциональный типы целостности; болезнь как целостная реакция организма. Единство общего и местного воздействий в медицине и фармации. Методологическое значение категорий общего и единичного, формы и содержания, необходимости и случайности, сущности и явления, структуры и функции, возможности и действительности, использование их в клинической практике.

Особенности принципа детерминизма в медико-биологическом познании (понятие функциональной, вероятностной причинности; моноказуализм, кондиционализм, полиэтиологизм).

Особенности действия законы диалектики в медицине и фармации (понятие меры, нормы и патологии в медицине и лекарствоведении, диалектика здоровья и болезни, противоположные тенденции в развитии болезни и тактика применения лекарственных средств).

Особенности действия законов диалектики в химии. Характер и формы проявления внутренних противоречий в химических веществах. Качество и количество в химии. Особенность действия закона отрицания отрицания в развитии атомно-молекулярного учения и в химических превращениях.

 

12. Природа человека и смысл его существования.

 

Проблема человека в истории философии. Отношение человека к миру в объективистских (натурализм, бихевиоризм) и субъективистских (экзистенциализм, психоанализ) концепциях человека.

Биосоциальная природа человека. Биологизаторство, его специфика и разновидности (расизм, социобиология) и социологизаторство (марксизм). Современные представления о биосоциальности человека. Теория антропосоциогенеза. Основные факторы антропосоциогенеза

Природа и сущность человека. Духовно-экзистенциальные аспекты человеческого существования. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте человека. Основные ценностные ориентации человека и понятие смысла жизни. Вопрос о смысле человеческой жизни в философии и религии. Современные концепции решения этого вопроса. Принципы классификации ценностей. Проблема эвтаназии в современной медицине.

Человек в социуме. Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, способность к творчеству, свобода. Творчество, его сущность, этапы, механизмы. Особенности творческой личности. Понятие свободы в его эволюционном развитии. Свобода и произвол, свобода и анархия. Свобода и необходимость, свобода и ответственность. Аспекты свободы (философский, этический, религиозный, экономический, политический).

Индивид, личность, индивидуальность. Концепция личности как социального качества человека. Личность и общество. Основные факторы формирования личности. Социальные роли личности в обществе. Понятие социально зрелой личности. “Я-образ человека”, его влияние на становление личности. Индивидуальность как характеристика личности. Обобщенный портрет человеческой индивидуальности.

Медико-биологическая форма бытия человека Состояния человека, изучаемые медициной (организм как биологическая подструктура, личность как социальная подструктура человека).Телесные, психические и духовные функции индивида, их взаимосвязь. Дух и здоровье тела человека. Человек и факторы его жизнедеятельности. Человек как целостный организм и сумма биологических и социальных качеств. Дискуссия в естествознании о границах изменяемости человека. Здоровье как социальная ценность. Болезнь как стесненная свобода человека.

 

 

Тема 13. Проблема сознания.

 

Проблема сознания в истории философии. Понятие сознания. Идеальное и материальное. Генезис сознания с позиций естествознания, психологии, космологии. Концепция отражения. Формы отражения. Сознание как эволюция форм отражение. Понятие “опережающего отражения”.

Сознание и мозг. Психофизиологическая проблема в истории философии и современные подходы к ее решению. Целостность функционирования головного мозга.

Психика, интеллект, сознание. Сознание, подсознание, бессознательное. Структурные элементы сознания. Познавательные психические процессы. Ощущение, восприятие, представление Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление. Интегративная природа сознания.

Проблема происхождения сознания. Основные этапы становления человека. Отличие зачатков психической деятельности животных от сознательной деятельности человека. Интеллект и его структура. Уровни и стадии развития интеллекта.

Свойства сознания. Активность сознания и особенности ее проявления. Взаимосвязь психического, интеллектуального, духовного и культурного в сознании.

Самосознание и личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль).

Проблемы искусственного интеллекта. Возможность моделирования функций головного мозга.

Проблема сознания в медицине и фармации. Взаимодействие психического и соматического. Проблема души и тела в истории философии. Современные подходы к проблеме психосоматики. Влияние психики на функции организма, на возникновение патологических состояний и возможность выздоровления организма; учет психического состояния человека в фармакологической практике. Влияние болезни на психику человека. Социальная значимость психосоматической проблемы в настоящее время.

Взаимосвязь свойств головного мозга и особенностей практики лечения и назначения лекарств. Учет действия различных химических средств и составов (транквилизаторов, стимуляторов, депрессантов и др.) на головной мозг, а также веса мозга в применении фармакологических средств. Понятие анатомической нормы головного мозга.

 

14. Познание (гносеология).

 

Познание как философская проблема. Проблема познания в истории философии. Агностицизм и его формы (античный скептицизм, агностицизм Беркли и Юма; Канта).

Субъект и объект познания. Сознание и познание. Познавательные возможности человека. Знание и информация: общее и отличия. Объяснение и понимание. Познание как деятельность и отражение. Знание и оценка. Операциональный характер знания. Структура знания: референты и репрезентатор.

Чувственное познание и его элементы. Понятие как основная форма рационального познания. Суждения и умозаключения. Роль абстракций в процессе познания. Взаимосвязь чувственного и рационального познания.

Истина и заблуждение. Абсолютная и относительная истина. Истина как процесс. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, практика, верификация, фальсификация, когеренция, корреспонденция и др. Интуиция, ее роль в познании. Истина и правда. Истина и оценка. Факторы, стимулирующие и искажающие истину.

 

Закономерности процесса познания в медицинской деятельности. Значение чувственного опыта врача при постановке диагноза. Соотношение чувственного и абстрактного во врачебной деятельности. Чувственная деятельность и клиническое направление в деятельности врача. Понятие клинического мышления и его влияние на диагностику заболевания и назначение лекарственных средств. Типы клинического мышления. Диагностический процесс как процесс взаимодействия субъекта и объекта. Возможность диагностических ошибок, их объективные и субъективные причины. Роль интуиции в деятельности врача.

Повышение статуса биотехнологического знания в медицине. Роль медицинских биотехнологий в определении диагностических веществ и параметров их обмена, а также определении особенностей физических процессов организма с целью более точной диагностики и эффективного лечения.

Относительность понятия “неизлечимая болезнь”. Современные подходы фармацевтического знания в решении проблем борьбы с различными болезнями, старением организма. Изменение представления о традиционных и нетрадиционных лекарственных средствах.

 

Тема 15. Научное познание.

 

Наука как специфическая форма познания. Наука как форма духовного производства и социальный институт. Научное и вненаучное знание: критерии отличия. Проблема возникновения науки. Наука и практика. Наука и общество. Сциентизм и антисциентизм. Традиции и новаторство в науке.

Общие закономерности развития науки (преемственность, дифференциация и интеграция, взаимодействие наук, свобода критики и др.).

Генезис научного знания. Научные революции и смена типов научной рациональности. Понятие “этики науки”.

Основные направления философии науки ХХ века (постпозитивизм: концепция науки и развития научного знания К.Поппера, методология концепция смены парадигм и “методологические директивы” Т.Куна, методология исследовательских программ И.Лакатоса, реконструкция истории науки и теоретико-методологический плюрализм П.Фейерабенда).

Эмпирический и теоретический уровни научного познания: основные отличия. Особенности эмпирического познания Специфика теоретического познания и его формы. Основные формы организации эмпирического и теоретического познания (научный факт, проблема, гипотеза, теория). Научное предвидение.

Методология научного познания. Понятие научного метода. Классификация методов. Научные методы эмпирического исследования. Научные методы теоретического исследования. Общелогические методы. Взаимодействие методов.

Проблема метода. Роль научно-теоретических принципов и методов естественных и общественных наук в разработке собственно медицинских и фармацевтических методов и методик исследования. Роль эксперимента и теоретического синтеза в медицине, биологии, химии, фармации. Внедрение кибернетических методов в медико-биологические науки. Единая теория медицины – теория здоровья и болезней.

Медико-биологические науки и социум. Императивы гуманистических идеалов и ценностей медико-биологических наук. Биоэтика и ее основные проблемы. Фармацевтическая биоэтика. “Нравственный кодекс” фармацевта.

 

Тема 16.Философские проблемы медико-фармацевтического знания.

 

Проблема классификации наук. Общенаучные проблемы и их динамика в ходе исторического процесса познания. Логико-гносеологические проблемы современной науки: периодизации истории науки, теоретизации, описания и его видов, компьютеризации, математизации, единства наук, идеалов и норм научного исследования. Онтологические проблемы современной науки: уровней организации реальности, системности организации природы, общества, человека; редукционизма, детерминизма, глобального эволюционизма, единой картины мира.

Аксиологические проблемы современной науки: нравственного облика ученого, социальной оценки внедрения научных открытий, персональной ответственности ученого за выбор методов исследования и его результаты.

 

Этапы развития естествознания: основные парадигмы. Основные этапы развития, их ведущие закономерности и тенденции развития.

Биология, медицина, химия и фармация в системе научного знания. Основные вехи их развития и изменение статуса в системах философского и научного знания. Взаимосвязь медико-биологических дисциплин.

Философские аспекты медико-биологических наук и химии. Философские проблемы биологии: системная организация живой природы; основные уровни организации живого и специфика их взаимосвязи; проблема возникновения жизни на Земле, человека, принципы глобального эволюционизма и др. Философские проблемы медицины: проблемы методологии в медицине (особенности эксперимента, моделирования, математизации, кибернетических методов); проблема гносеологического идеала в медицине; валеологические проблемы и др. Философские проблемы химии: некоторые законы и теории химии, их философский смысл, особенности диалектических категорий и законов в химии, процессы и методы познания химических веществ и их превращений.

Философские проблемы фармации. Фармация в системе натурфилософского знания. Естествознание, фармация и химия. Биологизация современного фармацевтического познания. Специфика фармацевтических наук. Методы фармации. Интеграция медицины и фармации.

Медико-биологические науки и социум. Императивы гуманистических идеалов и ценностей медико-биологических наук. Биоэтика и ее основные проблемы. Этические проблемы биотехнологии: производства лекарств, генной инженерии. Фармацевтическая биоэтика. “Нравственный кодекс” фармацевта.

Научное познание и инженерная деятельность. Технические науки: фундаментальные и прикладные. Философия техники: основные концепции (Э.Капп, Ф.Бон, П.К.Энгельмейер). Проблемы новой технической стратегии: системотехника, социопроектирование. Этические кодексы современных инженеров.

Функции философии в научном познании.

 

17. Учение об обществе.

 

Эволюция представлений об обществе в истории философии. Проблема построения теоретической модели общества. Философские основания теоретических моделей общества.

Общество как подсистема объективной реальности, социальный способ бытия человека. Структура общества. Гражданское общество и государство.

Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Методология формационного анализа, ее значение.

Цивилизация как философская категория. Культура и цивилизация: критерии их типологии. Эволюционизм и теория “локальных культур”.

Общественное сознание и его структура. Понятие общественного сознания. Формы общественного сознания. Менталитет. Общественное и индивидуальное сознание.

 

Логика истории и ее смысл. Специфика социального детерминизма. Основные законы социума и сознательная деятельность людей. Роль субъекта в историческом процессе. Фатализм и волюнтаризм. Соотношение стихийности и сознательности. Вариативность конкретных исторических процессов (прогресс, регресс, отставание и др.).

Проблема типологизации исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс. А.Тойнби, М.Вебер). Философия истории о динамике общественного развития (Ж.Б.Вико, И.Гердер, Ж.-Ж.Руссо, Г.В.Ф.Гегель, Н.Я.Данилевский, К.Маркс, Н.А.Бердяев).

 

Тема 18. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

 

Человечество как субъект истории. Современная техногенная цивилизация, ее особенности и противоречия. Научно-технический прогресс и его последствия. Антропогенное воздействие, его возможности и результаты.

Информационное общество: перспективы его развития. философские концепции информации. Информационно-компьютерная революция и социальные и духовно-культурные изменения. Понятие “виртуальной реальности”.

Глобальные проблемы: история. сущность, тенденции развития, стратегии решения. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней.

Перспективы ноосферной цивилизации. Понятие коэволюции природы и общества. Синергетические подходы к решению глобальных проблем современности.

Футурология и модели будущего. Гуманистическая миссия социального прогнозирования. Пределы роста и стимулы развития.

Связь естественных наук с глобальными проблемами современности и перспективами будущего. Принципы глобального эволюционизма. Направленность развития мирового целого на повышение своей структурной организации. Представление об общей логике развития Вселенной как целого; теория самоорганизации и эволюционизм. Понятия биогенеза, геогенеза, космогенеза. Теории ноосферы В.И.Вернадского и ее современное развитие.

Модели экологического сознания.

Глобальные проблемы современности и здоровье человека. Возможность искажения эволюционного приспособления человека к окружающей среде. Болезни “века” и возможности медико-биологических наук в борьбе с ними. Задачи биотехнологических стратегий на пути оздоровления человечества.

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС (72 часа).

 

Тема 1.Философия, ее предмет и роль в современном мире (2 часа).

 

1.Философия и мировоззрение. Мироощущение и миропонимание.

2.Место и роль философии в культуре.

3. Функции философии.

4. Структура философского знания. Основные разделы и проблемы философии.

5. Философия и наука.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

 

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М., 2008.

Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т.Фролова: В 2 ч. М., 1989. Часть 1. С. 20-29, 40-73.

Канке В.А. Философия: Учебник для вузов. М., 2002.

Никифоров А.Л. Природа философии. М., 2001.

Пивоев В.М. История философии: Учеб. пособие. М., 2002.

Скирбекк Г. История философии. М., 2001.

Философия: Учебник / Под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М.Шилкова – М., 2004. С. 11-27.

 

Дополнительная:

Библер В. Что есть философия? // “Вопросы философии”, 1995, № 1.

Гарин И.И. Что такое философия? Что такое истина? М., 2001.

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М. СПб, 1998.

Зотов А. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений // “Вопросы философии”, 1991, № 12.

Какая философия нам нужна? Размышления о философии и духовных проблемах нашего общества. Л., 1990.

Мудрагей Н. Трудный путь философии // “Вопросы философии”, 2001, № 10.

Мусский И.А. Сто великих мыслителей. М., 2002.

Рампа Л. Мудрость древних. Пер. с англ. М., Киев, 2002.

Соколов В. Основной вопрос философии в его историческо-философской конкретике и развитии // “Философские науки”, 1990, № 8.

Философия. Учебник / под ред. Губина В.Д. М., 2001.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М, 1991.

 

Тема 2. Философия Древнего мира (2 часа).

1. Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-истори ческие предпосылки.

2. Человек и бытие в философии Древнего Востока.

3. Древнеиндийская философии Веданта. Буддизм. Йога.

4. Древнекитайская философия. Даосизм. Конфуцианство. Школа Инь-Ян.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М., 2008.

Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т.Фролова: В 2 ч. – М., 1989. Часть 1. С. 74-93.

Классическое конфуцианство. М., 2001.

Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Санкт-Петербургское философское общество, СПб., 2000.

Философия: Учебник / Под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М.Шилкова. М., 2004. С. 29-34.

Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 1999.

Шах И. Мыслители Востока: Пер. с англ. / Шах Идрис, сайид Идрис эль-Хашими, Великий Шейх суфиев. М., 2000.

 

Дополнительная:

 

Абрамов В.А. История философии Китая. Чита, 1996.

Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. М., 1990.

Бонгард-Левин Г.Ж. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.

Буддийская мудрость / Сост. В. В. Лавский. Минск, 2000.

Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). М., 1989.

Древнекитайская философия. Т.1-2. М., 1973.

Китайская философия и современная цивилизация. М., 1997.

Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. М., 1989.

Лукьянов А. Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао / Лукьянов Анатолий Евгеньевич; РАН; Ин-т Дальнего Востока. М., 2000.

Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М., 1995.

Пименов В.А. Возвращение к драхме. М., 1998.

Религии Древнего Востока. М., 1995.

Романов Ю.И., Сандулов Ю.А. Краткая история философской мысли.СПб., 2002.

Степанянц М.Т. Восточная философия: Вводный курс. Избранные тексты. М., 2001.

Томпсон М. Восточная философия / Томпсон Мел; Пер. с англ. Ю. Бондарева. М., 2001

 

Тема 3. Философия Древней Греции (2 часа).

 

1. Общая характеристика древнегреческой философии. Космологизм и онтологизм античности.

2. Проблема первоначала в философии милетской и пифагорейской школ.

3. Проблемы бытия и движения в философии элеатов.

4. Материализм Демокрита.

5. Обращение к проблемам человека в философии Сократа.

6. Учение Платона и Аристотеля.

7. Эллинистическая философия (кинизм, эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, эклектизм, неоплатонизм).

 

Рекомендуемая литература.

Основная:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М., 2008.

Антология мировой философии. Античность. Мн., 2001.

Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2001.

Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т.Фролова: В 2 ч. М.: Политиздат, 1989. Часть 1. С. 93-113.

Кисиль В.Я. Галерея античных философов: Учеб. пособие: В 2-х т.т. М., 2002.

Философия природы в античности и в средние века: Сборник / Ред.: П. П. Гайденко, В. В. Петров; РАН, Ин-т филос. - М., 2000.

Философия: Учебник / Под ред. Э.Ф.Караваева, Ю.М.Шилкова. М., 2004. С. 34-60.

 

Источники:

Антология мировой философии. Античность. М., 2001.

Аристотель. Метафизика. Ростов на/Д., 1999.

Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. Ч.1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М., 1991. С. 184-187, 317-319.

Платон. Законы. М., 1999.

Платон. Сочинения в 4-х тт. М., 1994.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

Ямвлих. Жизнь Пифагора. М., 1998.

 

Дополнительная:

Адо П. Что такое античная философия? М., 1999.

Асмус В.Ф. Античная философия.М., 1998.

Батлук О. В. Философия образования Сенеки: кризис цицероновского идеала / О. В. Батлук // Вопросы философии. 2001. № 1. С. 143-160.

Батлук О. В. Цицерон и философия образования в Древнем Риме / О. В. Батлук // Вопросы философии. 2000. № 2. С. 115-140.

Бугай Д. В. Комментарий Прокла Диадоха на " Алкивиад I" Платона: Методы филос. истолкования // Вопросы философии. 2001. № 4. С. 105-128.

Варнан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.

Виллер Э. А. Учение о Едином в античности и средневековье: Антология текстов / Э. А. Виллер; Пер. с норв. и общ. ред. И. М. Прохоровой. СПб.: Алетейя, 2002.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. СПб, 1999.

Глядков В.А. Философское сознание (от мифа к логосу). Вып. 1-2. М., 1996-1998.

Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб, 1999.

История философии. Россия - Запад –Восток. Кн.1. М., 1995.

Кессиди Ф.К. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М., 1972.

Краснопольская А.П. Софистика и софисты // Человек. 2004. №5.

Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

Мудрагей Н.С. Трудный путь философии / Н.С. Мудрагей // Вопросы философии. 2001. № 10.

Платон: pro et contra: Платоническая традиция в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб., 2001.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.